219
220
/ДОВОДИМи НЕТ «УДАРА»Отвинчиваем четыре самореза, крепящие корпус рычагов управления отопителем, и отводим его вниз.ОХЛАДИМ ТЕКСТ / ОЛЕГ БУДКИНПОДКЛЮЧАЕМ ВЕНТИЛЯТОР ВПРЫСКОВОЙ «ВОЛГИ» ЧЕРЕЗ КОНТРОЛЛЕРВключение электровентилятора охлаждения «406-го» мотора можно поручить системе управления двигателем. В самом деле, «мозги» мотора - компьютер с большим потенциалом, к которому уже протянут провод от датчика температуры, установленного на термостате. Так почему бы не воспользоваться его сигналом, чтобы включать электровентилятор? Но вначале разберемся, стоит ли «городить огород» - может, штатная схема не хуже предлагаемой? Начнем с последствий таких нередких неисправностей, как окисление контактов и обрывы проводов. В штатном варианте контакты датчика нормально разомкнутые, поэтому нарушение электрической цепи уже не позволит вентилятору включиться. Результат перегрев мотора. В предлагаемой схеме те же неисправности вынудят вентилятор работать постоянно, что, согласитесь, менее вредно для мотора, чем перегрев. Другая полезная особенность предлагаемого варианта подключения - в том, что работа вентилятора не будет зависеть от замка зажигания. В штатном варианте после остановки мотора в подкапотном пространстве быстро растет температура (особенно в жаркую погоду). Все пластмассовые и резиновые детали от этого сильно страдают, но главная опасность для двигателя - в нарушении его «температурного поля», в котором каждая деталь правильно работала при своей расчетной температуре. Перестав циркулировать, жидкость уже не способна поддерживать заданное распределение температур: сильно нагретые цилиндры, поршни, клапаны, остывая, передают лишнее тепло блоку цилиндров, головке и т.д. В этом случае головке цилиндров грозят перегрев и искажение формы вследствие температурных напряжений. Результаты «тепловых ударов» коробление головки (то есть остаточная деформация после остывания), трещины и т.п. Поэтому на многих современных автомобилях электровентилятор после остановки двигателя еще некоторое время работает, охлаждая жидкость в радиаторе, - и она, за счет разницы плотностей, продолжает (хотя и слабее, чем с работающим насосом) циркулировать, что уменьшает вероятность «теплового удара».Реле вентилятора Блок управленияОтвинчиваем саморез крепления левого торсиона к панели приборов.Отводим вниз со шпилек левую и правую поперечины. Вывинчиваем два нижних самореза, расположенных по концам панели приборов.....и два верхних.Отведя панель приборов на себя, снимаем разъемы проводов гнезда переносной лампы и освещения перчаточного ящика. Вынимаем панель приборов в сборе через пассажирскую дверь салона. Чтобы установить на место панель приборов, нужно снять ветровое стекло, иначе не удается без повреждений завести верхний край панели в пространство между держателями и резиновым уплотнителем стекла. I » IОтключение вентилятора в предлагаемой схеме зависит от двух факторов - снижения температуры до заданной величины и (или) временной задержки его отключения, смотря что наступит раньше. Задержку по времени определили в две минуты: измерение температуры под капотом показало, что этого до ­ статочно. Чтобы включать электровентилятор через блок управления двигателем, последний необходимо перепрограммировать. Есть умельцы-электронщики, которые берутся за это, есть информация о порядке перепрограммирования в Интернете. Мы предпочли обратиться к разработчикам и изготовителям блоков управления - фирме НПП «Элкар». Ими же изготовленные блоки МИКАС-7.1 они перепрограммируют за 150 рублей, «чужие» - за 350. Дороже обходится перепрограммирование менее современных блоков МИКАС-5.4. Если ПЗУ в блоке установлено на разъеме, то процедура обойдется в 500 рублей, а если оно впаяно, то от 800 рублей и выше. Подготовительные работы можно провести своими силами: снять блок управления для перепрограммирования и протянуть провод, который будет соединять блок и реле включения вентилятора системы охлаждения. Блок управления находится в правом переднем углу салона, под защитным кожухом у ног переднего пассажира. Отсоединяем «минусовый» провод от аккумуляторной батареи. Снятый блок можно отправить на перепрограммирование, а в это время заняться электромонтажными работами._и вставляем его в соответствующее гнездо разъема блока Для блока управления МИКАС-7.1 это гнездо 33, а для блока управления МИКАС-5.4 гнездо 5. Тип блока управления указан на его корпусе.Снимаем с разъема защитный резиновый чехол.Отвертываем винт крепления задней части блока к кузову.Снимаем разъем с реле включения вентилятора охлаждения....снимаем крышку разъема и сдвигаем ее по пучку проводов. Потянув на себя, выводим из зацепления переднюю часть блока. Прокладываем параллельно жгуту дополнительный провод длиной около 2,5 метра. Через резиновую футорку протаскиваем его в моторный отсек крючком из сталистой проволоки. На зачищенный конец провода в моторном отсеке напрессовываем стандартный «мама»-разъем. Со стороны разъема блока на зачищенный провод устанавливаем вот такой лирообразный разъемПодняв вверх фиксатор, снимаем с блока разъем.Тонкой отверткой или шилом извлекаем из гнезда 87 разъема коричневый провод, а на его место устанавливаем тот, что приготовили. Чтобы застраховаться от «теплового удара» после выключения зажигания, нужно соединить вывод 86 реле с постоянным «плюсом», защищенным предохранителем. Для этого достаточно перерезать белый провод, идущий от реле, недалеко от разъема и подмотать его к красному проводу, который подходит к выводу 30 реле (см. схему). Тщательно изолируем провода. Устанавливаем оборудование в обратной последовательности. I»I