48
49
ТЕХНИШ^ГТТи! «ДЕСЯТКИ»НАСТРОЙКИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ •ОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВП002ри оценке доработанных отечественных авто довольно часто сталкиваешься с «экстремальным» тюнингом. Здорово, конечно, иметь в пользовании почти спортивный снаряд и тягаться даже с мощными иномарками. Но чем сильнее автомобиль отличается от серийного, тем дороже его обслуживание. Потому-то в повседневной жизни мало кто рискует надолго пересесть в «гоняльную» машину - только весьма состоятельные люди, у которых, помимо средства для самовыражения, в гараже есть еще и средство передвижения. А как же быть тем, для кого быстрая езда лишь эпизод в повседневном существовании? Обычно их попытки улучшить ездовые возможности собственных автомобилей приводят к весьма спорным решениям. Между тем в тюнинге есть и вполне умеренные методы доработки. За ними тоже стоит определенная идеология, но ее принципы значительно терпимее, а воплощение - дешевле, нежели гоночной. С одной из таких бюджетных «десяток», подготовленных московской фирмой «Протэк», мы и познакомились.С виду - почти серийный ВАЗ-2110, выделяющийся лишь большими, пятнадцатидюймовыми колесами с шинами 195/50R15. Конечно, есть еще надпись «Protec» в верхней части ветрового стекла и одноименный шильдик на крышке багажника. Есть внушительное жерло-муляж, приваренное к стандартной трубе выпуска. Но это уже нюансы - так сказать, посвящение в круг избранных. В салоне изменения тоже минимальны: лишь фирменное рулевое колесо и анатомическое сиденье водителя нарушают скучноватую гармонию «десяточного» интерьера. Более того, и в работе мотора нет ничего необычного; его звук лишь чуть жестче привычного. «Так где же тюнинг?» - спросит читатель. Самое время отправиться в небольшое путешествие. Нельзя сказать, что разгонная динамика автомобиля ошеломляет. Однако постепенно проникаешься невольным уважением к мошной и уверенной работе силового агрегата. Пусть нет звонких спортивных «подхватов», мгновенно укладывающих стрелку тахометра на ограничитель - зато есть очень стабильные, а главное, быстрые отклики на педаль акселератора. Мотор «едет»уже с 1000 об /мин, заметно оживает к 3000 об /мин и далее ровно раскручивается до срабатывания ограничителя. Подобная идеология реализована ив трансмиссии. Она не заставляет постоянно «передергивать» передачи, а, будучи слегка «растянутой», подстраивается под эластичную работу двигателя. Получается, что к автомобилю не надо приспосабливаться. Унаследовав фамильные черты стандартного, он явно улучшил свои разгонные и скоростные возможности. А если поехать побыстрее? Ага! В голосе двигателя появились приятные басовитые нотки, и «десятка», словно пришпоренная, рванулась вперед. Возросший темп движения ей явно по нраву. Конечно, в салоне машины стало заметно шумнее, но в этих звуках есть некий азарт спортивности, ради которого, в общем-то, все и делалось. Приятно, что мотор по-прежнему «нетребователен» к передачам и, легко прощая ошибки в их выборе, позволяет без проблем поддерживать заданный темп. К этому очень быстро привыкаешь и уже не утруждаешь себя частыми переключениями - дескать, двигатель все равно «вытянет». В этих режимах движения уже весьма наглядна работа бо- лее мощных тормозов, да и поведение подвесок, ранее настораживавшее седоков фамильярным потряхиванием, становится куда привлекательнее. В отличие от двигателя и трансмиссии, настройки ходовой уже бескомпромиссно спортивны: сознательно ухудшая комфорт, создатели думали прежде всего о «гонщиках». Их труды не пропали даром. Отклики машины стали быстрыми, резкими, совсем не похожими на привычные. Наверное, в повседневной жизни все это не столь актуально, но если решили «оттянуться», то чувство автомобиля должно преобладать. И здесь уже не кажутсяСТОИМОСТЬ КОМПЛЕКТУЮЩИХДоработанные узлы и агрегаты Двигатель: увеличение рабочего объема до 1,7 л (диаметр цилиндра х ход поршня 82x78), оригинальные распредвалы и блок управления «Январь 5.1»-«Протэк» Коробка передач - «11-й» ряд, главная пара 3,5 Дополнительная опора силового агрегата Газонаполненные амортизаторы высокого давления «Протэк» (компл.) Пружины передние «Протэк» Доработка передней балки (усиление кронштейнов, сайлент-блоков) Верхняя распорка амортизаторных стоек Стабилизатор поперечной устойчивости передний диам. 20 мм + увеличение жесткости задней балки Тормоза: вентилируемые диски «Брембо» диам. 284 мм (компл.) Тормозные колодки «0)еродо» Анатомическое сиденье «Протэк спорт» Рулевое колесо «Персонал» Колеса «AT» 6,5x15 Шины «Мишлен-Пилот Экзальто» 195/50R14 | Итого Цена, дом. СШАчрезмерными стабилизирующие усилия на рулевом колесе и ненужным почти идеальное следование заданной траектории. Скорее наоборот, «чувство локтя» помогает в быстрых поворотах. Машина прекрасно справляется с большинством дорожных неровностей, преодолевая их жестко, но без каких-либо проблем. Даже двигаясь на грани скольжений, автомобиль почти не реагирует на дефекты покрытия, позволяя надежно удерживаться на заданной траектории. Отрадно, что ив этих режимах «десятка» чутко реагирует на действия рулем и тягой. Не все, однако, в ней идеально. Срывы вРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ •ЗА РУЛЕМ»скольжение довольно резкие и требуют не только решительных, но и грамотных корректирующих действий. Причем на высокой скорости преобладает занос задней оси. Конечно, до определенного момента он позволяет весьма эффектно - «веером» пройти понравившийся вираж, но стоит переоценить собственные возможности, «десятка» надолго «зависает» в боковом скольжении. В подобной ситуации невольно захочется чего-нибудь попроще и поспокойней. Словом, со спортивной настройкой подвесок здесь, на мой взгляд, немного переборщили.Погодные условия: температура +5°С. давление 752 мм рт. ст.. влажность 86%. покрытие-асфальтобетон Динамические качества (Нагрузка частичная - 2 чеп.*25 IT) Разгоне: (МО км/ч 0-60 км/ч 0-80 км/ч 0-100 км/ч 0-120 км/ч 0-140 км/ч 0-160 км/ч 0-400 м 0-1000 м Максимальная скорость, км/ч Погрешность спидометра, % Эластичность, с 60-100 км/ч (IV) 80-120 км/ч (V) Выбег, и: 120-50 км/ч 50-0 км/ч Торможение со 100 км/ч: тормозной путь, м замедление, м/с21800600 35 360 70 120 25 200 350 110 220 2004x95 4x110 $49182,5 4,5 7,010,1 15,4 22,4 33,6 17,4 (126,3) 32,4 (158,5) 186,189,97 16,64 129957142,3 8,75Подытожим. Как видите, создателям автомобиля многое удалось. Хотя, конечно, ВАЗ-21103 от фирмы «Протэк» не идеален и его характер еще можно совершенствовать. Тем не менее, основа заложена неплохая: мощный ив то же время эластичный двигатель, «удобная» трансмиссия, хваткие тормоза и настроенное для быстрой езды шасси. Все это позволяет не только носиться сломя голову, но и нормально ездить, не утомляя себя и окружающих неким переизбытком спортивности. 1»1