238
240
I ЦЕНЫ |«ВОЛГА» ИЗ РЯЗАНИ И «ГОЛЬФ» ИЗ ПИТЕРАПОЧЕМ АВТОМОБИЛИ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОВеликая все-таки страна Россия! Совсем не то, что, к примеру, Швейцария: та размером поменьше Московской области, а жители с одного конца могут земляков с противоположной стороны просто не понять: языки разные, привычки, обычаи. А у нас от Ростова-на-Дону до Владивостока 10 часов лету; спускается ростовчанин с трапа - его приветствуют на понятном, родном его языке. Да что язык - даже цены на автомобили формируются по единым законам. Правда, в отличие от тех, по которым можно рассчитать цену в Швейцарии, здесь на конечную стоимость сильно влияют нерыночные факторы.«СПОРТИДЖ» - ОН ИВ ТЮМЕНИ «СПОРТИДЖ»Итоги прошлого года многие дилеры иностранных фирм отмечали как праздник: продажи новых автомобилей в 2001 году по сравнению с 2000-м возросли в два с лишним раза! Правда, почти половина продаж пришлась на Москву и Санкт-Петербург, в которых проживает лишь десятая часть населения страны. Что же - именно здесь «крутятся» основные деньги. Однако лед тронулся - к примеру, «Мицубиси» в прошлом году открыла фазу шесть дилерских центров - в Ростовена-Дону, Краснодаре, Ставрополе, Вологде, Ижевске и Саратове. Не дремлют и остальные.ВАЗ-2107 ВА3^1099 ВАЗ 2112 ГАЗ-3110 ГАЗ-3102Г1• Самые популярные новые отечественные авз О томобили в Рязани (по результатам опроса ди_ леров).Ценовую политику в регионах иноми недугами. Поближе к западной графирмы строят по-разному. К примеру, нице они, конечно, подешевле; кроме в российском представительстве того, цена порой напрямую связана с «Фольсквагена» рассказали, что они наличием сервиса и магазина запчане диктуют цены дилерам - те вольны стей для данной марки вгороде(региоих устанавливать сами. И признаются: не). Что касается дорогих иномарок, то кое-где монополисты-дилеры, восони, как ни странно, в провинции стоят пользовавшись этим правом, попытанамного дешевле, чем в столице. Обълись завысить цены (по сравнению со яснить этот феномен затрудняюсь - висредними). Правда, они почти везде димо, там сложнее сбыть с рук некогда довольно быстро выравнялись, а поочень дорогую, но неновую иномарку: могли этому «серые» дилеры: они то«средний класс», очень немногочисленже не дремлют. Кстати, сегодня в лиденый в Воронеже и крепкий в Перми, рах продаж из 17 региональных дилепредпочитает ВАЗ-2110. Так, если за пяров «Фольксвагена» ходят Екатеринтилетний «Мицубиси-Паджеро» в Мобург, Нижний Новгород и Ростов. Цескве просят почти 20 тыс. долл., то в ны там - «московские» (в столице, где Нижнем Новгороде и Новосибирске самая жесткая конкуренция, дилеры чуть больше 16, семилетний в Москве обойдется в 13,5, в Санкт-Петербурге, держат самые низкие цены). А вот ЗАО «Автотор», которое собиСамаре и Челябинске - в 10,5-11 тыс. рает в России автомобили КИА, устадолл. А 3-4-летний «Тойота-Ленд Круновило единые цены центрального зер», который в столице оценивается в склада; дилеры имеют право добавить 24 тыс. долл., в Новосибирске можно лишь затраты на транспортировку. Викупить и за 21. Похоже, за подержандимо, это не так уж и плохо, если суным «джипом» выгоднее ехать не в дить по росту продаж автомобилей Кёльн, а в Курган... КИА и числа дилеров в регионах (37!). Но все-таки правят бал в регионах не ПОДДЕРЖИВАЕМ новые иномарки, а очень и очень поОТЕЧЕСТВЕННОГО держанные. Оставим пока Дальний ВоОднако в большинстве своем россисток, где отечественные авто давно стаяне голосуют не слишком длинным ли экзотикой (это - отдельная тема). рублем за местную продукцию. В проНаиболее популярны в Европейской шлом году автопарк страны пополРоссии «фольксвагены», «опели» и нился миллионом новых автомобилей БМВ стоимостью «от 3-х до 5», не слиш«сделано в России». Иномарка, даже ком старые, поэтому не особо напрягаподержанная, быстрее, комфортающие владельцев своими иностранны- бельнее, надежнее, безопаснее, но полное отсутствие сервиса и запчастей для нее заставит «поддерживать» - сами знаете, кого. Второй и главный довод в пользу «жигулей» и «волг» - их (пока еще) дешевизна. Поэтому предпочтения россиян весьма характерны. В ходе опросов, которые редакция провела в ряде городов Центральной России, выяснилось, что главное качество при выборе автомобиля для абсолютного больСамые популярные подержанные отечественшинства, конечно же, цена. Затем поные автомобили в Рязани (по данным газеты тенциальный покупатель обращает «Из рук в руки»). I ЦЕНЫ |внимание на такие показатели, как максимальная скорость (где только гонять собираются?), ремонтопригодность и лишь затем - дизайн. Дальше уже начинают думать об экономичности (деньги в провинции считать умеют!). О безопасности вспоминать у нас как-то не принято... Таким образом, первые места повсеместно отдаются автомобилям марки ВАЗ, причем отнюдь не «десятого» семейства - при всех достоинствах, для большинства владельцев в провинции содержание и ремонт их слишком дороги. Поэтому даже многие «новые» делают выбор в пользу «продвинутых» моделей прежнего ряда, типа ВАЗ-2115. Популярностью пользуются и «волги». Цены на новые автомобили в разных регионах Европейской части России (о территории за Уралом мы решили говорить отдельно) отличаются не сильно и определяются в первую очередь... удаленностью от Тольятти и Нижнего Новгорода. Раньше изменения цен на ГАЗе и АвтоВАЗе хотя бы пытались подстраивать под колебания рынка (то опустят цены, то поднимут в зависимости от спроса). Происходило это три-четыре раза в год. Местные дилеры реагировали на такие изменения моментально, буквально в течение дня, а вот до Москвы и «до самых до окраин» волны докатывались с опозданием на месяц-два. Отсюда и перепад цен между городами, чем часто пользовались некоторые дилеры. С прошлого года заводы проводят плановую, более предсказуемую ценовую политику. АвтоВАЗ, к примеру, повышает цены на все модели чуть не ежемесячно - вроде бы совсем немного, долларов на 40-50. Но в итоге модели дорожают на 300-500 долларов в год. Кстати, местные дилеры практически лишены возможности влиять на розничную цену: в автосалонах она напрямую зависит от отпускной цены завода (для отечественных автомобилей разница составляет обычно не более 300-400 долл.; сюда включаются и транспортные расходы). Что до рынка подержанных российских автомобилей, то и здесь лидируют модели ВАЗа. Причем снова впереди не автомобили «десятого» семейства, а «шестерки» и «девятки». Сам факт попадания в лидеры служит своеобразным «знаком качества»: модель проверена временем и не подведет. Поэтому неудивительно, что в первой пятерке - автомобили производства АвтоВАЗа и ГАЗа - пусть архаичной конструкции, зато знакомые и простые в ремонте. А вот «москвичи» не попали даже в первую десятку - их качество, к сожалению, уже давно стало нарицательным... В первые годы после распада СССР бурно расцвел такой вид автобизнеса, как покупка подержанных отечественных автомобилей в бывших союзных республиках (Средней Азии, Прибалтике) и перепродажа их в России. Сейчас на наших дорогах редко увидишь «бэушную» «Ниву» с транзитными номерами. Границы РФ надежно защищены таможенными пошлинами, а разброс цен по регионам самой страны невелик (если, опять же, не трогать Дальний Восток; но много ли найдется желающих ковылять на десятилетней «Волге» из Благовещенска в Тверь?). Допустим, шестилетняя «шестерка» в хорошем состоянии практически во всей Центральной России оценивается (в зависимости от пробега) в 1,7-1,9 тыс. долл., трехлетняя «девятка» 3,1-3,3 тыс., а за ГАЗ-31101998 года ив Барнауле, и в Воронеже, и в Томске просят примерно одну и ту же сумму - около 3 тыс. долл. По прогнозам большинства региональных дилеров, если не будет никаких потрясений (вроде новых таможенных пошлин), ситуация на автомобильном рынке (как на первичном, так и на вторичном) существенно не изменится. Разве что «десятки», которых выпускают на АвтоВАЗе все больше, приблизятся к группе лидеров, а о существовании такой марки, как «Москвич», в провинции забудут окончательно. 1»1ЦЕНЫ НА ПОДЕРЖАННЫЕ АВТОМОБИЛИ ПО РЕГИОНАМ РОССИИ Год выпускаш яв ш2000 2001Екатеринбург1998 5046 5070 4742 4282 4814 49351997 4222 4363 4004 3780 4357 39891996 4009 3741 3771 1 3755 3900 3836 8625199519947509 80837130 7694«Дэу-Нексия» Санкт-Петербург6509Екатеринбург «КИА-Спортидж» Москва Пермь Москва •ФольксвагенГольф» Нижний Новгород Санкт-Петербург Киров ВАЗ-2106 2764 3133 3320 Владимир Киров ВАЗ-21093 Москва Тольятти Чебоксары Екатеринбург 4300 4628 4568 3116 2852 3009 3978 4057 4082 3733 15 333 14 554 11825 11150 8120 2333 2202 2305 3135 3302 3392 3296 3212 12 767 13 521 10 593 9845 8657 8880 10 767 63506143 68046441 I 60717342 7875 74596947 69806093 6013 1 5727633162672167 1966 1915 2194 3051 2910 2822 2948 2745 1717 1881 25582669 I2472 2760 251345284254 5288 4823 4509 482739643545 4044 4473 3979 4141 428028902570 2920 3085 2972 2762 302126202396 2665 2862 2812 2685 2650Москва «волга. ГАЗ-3110 НовосибирскТюмень5048