96
97
98
99
ПОЛУЧИТЬ БЫ СЕРТИФИКАТ, А ТАМ...ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, АНАТОЛИЙ БОГОМОЛОВ, МАКСИМ САЧКОВПройти сквозь тернии сертификации порой очень сложно. Но если удалось, позволительно ли расслабиться на серийной продукции? «Конечно, нет», - удивленно воскликнете вы. Увы, именно на такую мысль наводят результаты проверки воздушных фильтров.В УЧЕНИИ Какой фильтр сделать проще всего? «Обычный «жигулевский», - скажете вы и... ошибетесь. Не обольщайтесь простотой конструкции, не уповайте на огромный опыт производства таких фильтров. Есть одна каверза: очень мала площадь поверхности относительно расхода воздуха. Иначе говоря, им приходится фильтровать воздух для двигателя слишком большого рабочего объема по отношению к своим размерам. Именно поэтому один из главных параметров - коэффициент пропускания пыли 1% - этим фильтрам обеспечить очень трудно. Даже небольшое послабление, скажем, до 1,5-2% достигается гораздо легче, но стандарт суров - вынь да положь 1%. Для проверки используют стандартную кварцевую пыль, в которой присутствуют частицы разных размеров: 5,10, 20 мкм. Оговаривается удельная поверхность пыли, определяющая мелкость ее помола, - 5600 см2/г и запыленность воздуха, при которой проводятся испытания, - 0,4 г/м 3 .Бескаркасные фильтры требуют более толстой и прочной бумаги и особой ее укладки со «ступеньками» на сгибах, без острых углов. Такой фильтр проще утилизировать: после сжигания «железок» не остается Только наш покупатель вряд ли оценит это преимущество.Оценивают несколько параметров. После проверки геометрии и анализа конструкции изделие ставят на стенд, где проверяют, как оно работает. Требования к фильтру вполне очевидны: создавать минимальное сопротивление потоку воздуха, почти не пропускать пыли и выдерживать определенный срок службы. Эти свойства и проверяют. При номинальном расходе воздуха оценивают сопротивление воздухоочистителя с чистым элементом - потери давления (разрежение) не должны превышать 2,5 кПа или 255 мм вод. ст. Затем смотрят, сколько пыли прошло мимо фильтра. Для этого за ним в потоке ставят так называемый абсолютный фильтр из ткани Петрянова - той, что используется в респираторах и противогазах. По количеству пыли, задержанной на этом последнем рубеже, и рассчитывают коэффициент пропускания пыли. Для получения сертификата изделия должны показать тот самый зловредный 1%. «На десерт» проверяют, на сколько хватает фильтра: через сколько часов работы его сопротивление достигнет предельно допустимого - 50кПа (500 мм вод. ст.). Испытуемые должны продержаться не менее 1,4 часа (при указанной выше запыленности). Вот, пожалуй, и вся теория. Разговоры о качестве очистки и прочих полезных свойствах фильтров стоит заводить только после того, как изделие будет признано условно работоспособным. Очевидно, если фильтр развалился на части еще по пути к прилавку, а между фильтрующей шторой и торцевым уплотнителем пролезает рука, ставить изделие на испытательный стенд (про двигатель даже не говорим) нет смысла. Именно поэтому попавшийся нам «шедевр» (см. одно из фото) проверять не стали. И еще. Хотя это уже не очевидно, не каждый нормальный фильтр будет исправно трудиться на произвольно взятом автомобиле. Дело в том, что действующий ОСТ 37.001.491-90 предписывает для фильтров высоту (59-63)±1,5 мм. Иначе говоря, все, что укладывается в диапазон 57,5-64,5(разброс - более 10% высоты фильтра), считается нормой. К счастью, все проверенные нами фильтры, кроме явно поддельного, о котором шла речь выше, имели размер больше номинальной высоты корпуса воздухоочистителя (60 мм). Но 1.FRAMCA660PL /ИспанияУпакован в картонную коробку. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, высота - 61 мм. Лидер по всем параметрам, однако в некоторых корпусах может не работать из-за малой высоты.Штора из толстой бумаги, уложена очень плотно и равномерно, выступы увеличивают рабочую поверхность, сгиб - ступенькой: меньше вероятность микроразрывов, но изготовление обходится дороже. 2. CHAMPION W106. Изготовитель / Италия3.EKOFIL(EKO-01.01).Изготовитель / Россия4. MANN FILTER С2443/1. Изготовитель / Чехия (по немецкой лицензии)AHтпктТЯОАША FIWll ЛМ LUFTflimFILTKOВОЗДУЩИfy^lljljl 1""--^ £401А1ЦШшзШБез упаковки, информация на бумажной ленте вокруг фильтра. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, высота - 63 мм. Сетка каркаса трется по сгибам шторы. В нормативы уложился, что в данной компании заслуживает аплодисментов.В БОЮMANN FILTER^ЁЗ? LuMktr IС 2443/1 1СУпакован в картонную коробку. Бумажная штора, концы обжаты стальной полосой, каркас отсутствует, высота - 63 мм. Один из лидеров. проверка высоты реальных корпусов на разных автомобилях показала, что случаются и «зашкаливания» аж до 63 мм. Выходит, встречаются машины, где фильтры высотой 62 мм будут сидеть с зазором. В общем, владельцу машины неплохо убедиться, что высота корпуса на его автомобиле не больше 60-61 мм (для этого можно закрыть в нем пирамидку, слепленную из пластилина, до ее обмятия). На правах рекламыНа войне, как на войне: производители конкурируют друг с другом, борясь за каждый рубль розничной цены. Ведь ни для кого не секрет, что большинство владельцев вазовских машин настроены на покупку подешевле. В общем, те же специалисты НАМИ, что проводили когда-то сертификационные испытания некоторых из представленных изделий, теперь,_ Упакован в картонную коробку. Бумажная штора, концы обжаты стальной лентой. Внутренний каркас из перфорированной металлической ленты (стык завальцован), высота - 65 мм. Изготовлен в Чехии по лицензии фирмы MANN (Германия). Самый прочный каркас, очень мягкие уплотнения большой высоты, что обеспечивает фильтру герметичность в любом корпусе. Один образец с честью выдержал все испытания, второй такой же дал небольшую осечку. Оценка - между хорошо и отлично. проверяя продукцию из магазина, получили совсем другие результаты. Особенно интересны оказались так называемые фильтры объемнойСТАНЬ ЭКСПЕРТОМвыбирая тормозную и охлаждающую жидкости для своего автомобиля,ро<2)0Г4БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! ПОКУПАЙТЕТОСОЛ-ТСК ОМПАНИЯТОСОЛ - С ИНТЕЗW WWРегиональные центры компании "Тосол-Синтез": ТвЛ: (8313)25-53-47, 25-54-42, 25-53-32, М осква . ( 0 95 ) 940-95-57, Санкт-Петербург (812) 326-24-68, t 0S0 , S intezru ' " - ' в-mail: [email protected] Ростов-на-Дону: (8632) 22-34-62. Шостка (Украина): (05449) 7-03-70в/97 I РЫНОК I5. B-4201 (ОАО «Дифа»).Изготовитель / Россия8. «Слектрол АЭР» («Спектр-Авто»).Изготовитель / Россия11. ТС 01-09-В («Тосол-Синтез»).Изготовитель / РоссияБез упаковки. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, предочиститель, высота - 65 мм. В норматив по пропуску пыли и сроку службы почти уложился. Оценка - между хорошо и удовлетворительно.Упакован в полиэтилен, информация на бумажной ленте вокруг фильтра. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, предочиститель, высота - 6 1 - 6 2 мм (в некоторых корпусах может не уплотняться). Превысил предел по пропуску пыли более чем в2 раза, з а ­ то прошел по ресурсу. Оценка - как у № 7.6.ЛААЗ.Изготовитель / РоссияУпакован в полиэтилен, информация на бумажной ленте вокруг фильтра. Указаны даже телефоны представительств в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Еще бы качество подтянуть. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, предочиститель, высота - 64-65 мм. Превысил предел по пропуску пыли более чем в3 раза, во многом благодаря неплотному стыку в шторе. Срок службы отменный, но оценка этому экземпляру - плохо. С синтетическими фильтрами случаются курьезы. Видите грязное пятно напротив воздухозаборника? Пыль просто «прошла навылет».вш Некогда поставлявшийся на конвейер фильтр из ОАО «Автоагрегат» (Ливны Орловской области). Внутренний каркас из просеченной вытянутой металлической ленты, предочиститель, высота - 64 мм. Требования стандарта этот образец воспринял с прохладцей, хотя эксперты го ­ ворят, что результат не типичный для известного производителя. Больше чем на удовлетворительно не тянет.По сути, тот же «Невский», но в другой упаковке. Этого, собственно, изготовители не скрывают. Упакован в полиэтилен, информация на бумажной ленте вокруг фильтра. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, предочиститель, высота - 64-65 мм. Превысил предел по пропуску пыли более чем в 2,5 раза, зато честно отходил положенный срок. Те же «три с минусом».7. «Невский фильтр».Изготовитель / Россия10.CONSOLИзготовитель / РоссияФильтры бывают не только хорошими, плохими и очень плохими; еще встречаются поддельные. Например, этот продавался как «фильтр ВАЗ» за 20 руб. Концы металлической сетки не закреплены, сетка царапает штору, предочиститель прилегает плохо, высота - 58-62 мм (торцевые поверхности кривые). Площадь шторы очень мала, причем сама штора порвалась раньше, чем попала к нам в руки. Испытания не проводили.Те же внутренний каркас, предочиститель, высота - 65 мм. Стандарты не уважает. Результат - между удовлетворительно и плохо.И опять ЗАО ПКФ «Невский фильтр» по заказу 000 «ВИАЛ-Ойл». Высота - 65 мм. Пожалуй, оценки пора ужесточать: «два с плюсом».фильтрации, с синтетическим нетканым материалом вместо бумажной шторы. Четверка представителей этой «породы» поразила незаурядными способностями к вредительству. Лучший из них пропускал мимо 20-30%пыли вместо 1% (проверяли два разных образца), а худший - 62%! То есть задерживалось в фильтре... меньше половины. Любопытно и то, что по мере работы эти изделия не засоряются, как бумажные, а, напротив, «разраба-тываются» - будто дыры в них становятся все больше и сопротивление только снижается. На этом фоне неважные результаты некоторых бумажных фильтров выглядят не как отклонение от стандар- На правах рекламы | ДЮЖИНА АРГУМЕНТОВ ЗА | 12. «Полистон ЭВФ-01.01».Изготовитель / Россия14. «Озон».Изготовитель / Россия+ ^трансмастераргумент шестой - ПРАКТИЧНОСТЬВосклицая знаменитую фразу, Архимед просил точку опоры, потому что рычаг у него уже был... А вот что делать тем автовладельцам, у которых этого рычага нет? Речь, конечно же, идет о рычагах подвески. Спору нет, на новеньких ВАЗах они присутствуют всегда, а вот ежели ремонт подвески провести потребуется, тогда дело хуже. Выйдет из строя, к примеру, нижний рычаг — значит, иди покупай новый, а заодно приготовь шаровую опору да сайлент-блоки. Начнешь детали туда - сюда переставлять, так обязательно резьбу сорвешь — значит, опять в магазин крепеж покупать. Можно, конечно, на сервис обратиться — там все без ошибок сделают, да только кругленький счет выставят: снятие, установка, запрессовка... Да еще про сход-развал позабыл. Вот у меня, например, на "шахе" после ремонта подвески никак не регулировался сход-развал. Кто бы мог подумать, что всему виной неправильная геометрия рычага подвески. Долго мучился, пока не смекнул и заменил его снова. Итак, дорогой ремонт получился, да еще и на комплект резины попал. Хорошо было бы купить рычаг подвески в сборе, так чтобы не мучиться с подбором других деталей и их установкой. Автозаводу этим заниматься недосуг, а вот умельцы с авторынка в курсе проблемы и могут собрать рычаг на месте, забивая сайлент-блоки молотком прямо у Вас на глазах. Вот только сколько такой рычаг проходит? Впрочем есть альтернатива — усиленные нижние рычаги ТРАНСМАСТЕР. Такой рычаг выполнен в полном соответствии с вазовскими чертежами, только покрепче будет. Это потому, что в месте крепления шарового пальца у него дополнительное ребро жесткости предусмотрено чтобы такое изделие поломать, нужно специально постараться. А выпрессовкой и тому подобными работами заниматься не придется — рычаг ТРАНСМАСТЕР продается в сборе с осью, сайлент-блоками, шаровой опорой и необходимым крепежом. Причем все детали высшего качества и усилены под стать рычагу: шаровая опора из Миасса, сайлент-блоки из Балаково, крепеж из Белебея и т.д. Не стоит напоминать, что все элементы подвески ТРАНСМАСТЕР имеют ярко-синее полимерное покрытие. Это не просто фирменный стиль, но и надежная защита от коррозии. Уже, наверное, всем известно, что ТРАНСМАСТЕР — это корпоративная торговая марка ведущих отечественных производителей автомобильных компонентов. А вот тот факт, ч вместо пусть даже отличных, но разрозненных элементов подвески м приобрести целый рычаг в сборе это для многих, конечно же, новость. И очередной аргумент в пользу ТРАНСМАСТЕР Очередной, но не последний. Межрегиональный «Отраслевой 8 ? Координационный Центр» (095) 550-7795 (095)550-7797 topazfPropn et.ruБез упаковки, информация на бумажной ленте вокруг фильтра. Есть данные об изготовителе - адрес и телефоны. Нетканый материал для объемной фильтрации, толщина - 25 мм, каркаса нет, высота - 62,5-63 мм. Предел по пропуску пыли превышен в 20-30 раз. Оценка? Можете поставить сами. 13. «Пласпол».Изготовитель / РоссияЕще один представитель техноэпохи. Похож во всем на двух предшественников, в том числе ив работоспособности. 15. «Блиск».Изготовитель / РоссияТоже наш. Конструкция, размеры, цена и качество - т е же, что у предшественника. та, а скорее как разновидность нормы. На эту же мысль наталкивает и разброс результатов у одного производителя. Скажем, чешский «Манн» и синтетический «Полистон» проверялись дважды (разные образцы), показав по некоторым параметрам разброс почти в полтора раза. Есть дублеры и среди других участников теста. Так «Невский фильтр» попался нам под разныДаже делая не лучшие фильтры, можно допустить брак. Видимо, этим объясняется результат: пропустил 62% пыли в двигатель. Ни в какие ворота. ми торговыми марками, и различия в показателях оказались существенны плюс-минус два лаптя. Если же сравнивать лучшего и худшего во всем тесте - разброс по основному показателю почти на два порядка, при том, что разница в цене меньше 100 рублей, а между плохим и хорошим ее практически нет. Так, может, менталитет пора менять? 1ЭР|РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ВОЗДУШНЫХФИЛЬТРОВ«If s :о»' leftВысота фильтра, мм (59-63) ±1,5i |61S 3го.ш §5 5 63 65 (65) 92 (102) 901 &t ЛНSf ||1СОО О•2 is ч62 (62,563) 140 (146)4О СSKg =1и 63 94I siIV1*62 62656465 * " % 6564^ 6562Сопротивление воздухоне более очистителя с чистым 255 фильтром, мм вод. ст. Средний коэффициент пропуска пыли,% Продолжительность работы до достижения предельного сопротивления 500 мм вод ст. при запыленности воздуха 0,4 г/м3, ч Цена, руб.9013299 113 9296115 99144132 116не более n Л< 0,87 0,91 0,84 1,10 1,63 2,06 2,26 2.68 3,15 3,20 22,75 30,29 36,20 62,14 (1,28) 1,00 °'81 (30,50) Сопротивление снижается. После 0,75 часа испытания прекращены 25 30 25 25Ф"^^H6 MSH66 n доо пл1,822,10 1,17 0,83 1,08 1,60 1,85 0,75 2,28 (1,83)120906090353035 4040 3540-ь*г*ru |_99'Фильтры проверялись двгжт (образцы из разных партий) Результаты повторной проверки - в скобках.| www.tran