142
143
МЫ И АВТОМОБИЛЬ /БЫЛОЕ ПРОСЛАВЛЕННОМУ КУЗОВНОМУ АТЕЛЬЕ «БЕРТОНЕ» . - 90 ЛЕТКОРОЛЕВСТВОстал, по сути, главным дизайнером фирмы. Нуччо быстро понял: на эксклюзивных заказах не проживешь, для экспериментов нужны средства, а залог финансовой стабильности - производство, пусть даже мелкосерийное. Все эти идеи удалось реализовать еще в годы войны. Фирма строила кузова армейских и санитарных машин, не оставляя при этом высокую моду и готовя планы на будущее. В 1943-м для известного журналиста и гонщика-любителя Джованни Чернуши был построен эффектный кабриолет на укороченном шасси ФИАТ-2800. После войны Нуччо возглавил компанию и вместе с начинающим дизайнером Витторио Станьюлини принялся за новые люксовые и спортивные кузова. Вдвоем они спроектировали изящное спортивное купе и гоночную машину на шасси доступного ФИАТ-1100, показав, что и недорогой автомобиль можно изменить почти до неузнаваемости, если облечь в «костюм», скроенный истинными профессионалами. Итальянскую марку узнали и за океаном. Чикагский миллионер Арнольт, умело используя появившуюся тогда в Америке моду на итальянские кузова, небезуспешно продавал купе и родстеры работы «Бертоне» на шасси британских MG и «Бристоль». Но настоящий коммерческий успех пришел после Туринского мотор-шоу-1954, где выставили прототип спортивного купе «Альфа-ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВВесной 1996-го на одном из стендов Женевского автосалона рядом с_ рекордным футуристическим электромобилем ZER и изящным уни.^~ • версалом «Слалом» появился сам Нуччо Бертоне. Маэстро приехал в Швейцарию отпраздновать 30-летие легендарной «Ламборгини-Миура». Он стоял с бокалом шампанского в окКабриолет на шасси ФИАТ-2800 с 85-сильным ружении десятков телеоператоров и мотором сделали в 1943 году в единственном экфотографов, а те, завороженные земпляре. улыбкой великого автомобильного кувникать в тонкости кузовного ремесла. тюрье, на мгновение даже забыли, что В 19 лет он оставил экономический надо нажимать на кнопки - все почувфакультет туринского университета и ствовали: это, может быть, последний начал продавать машины с отцовскивыход живой легенды на публику... ми кузовами. У молодого Бертоне явно Осенью 1912-го Джованни Бертоне обозначилась коммерческая жилка, да приехал в Турин, зарегистрировал и университетские знания пригодисобственную фирму и, наняв трех рались, но куда больше его тянуло рисобочих, стал строить конные экипажи. вать автомобили. Через пару лет он (Их тогда даже на улицах одного из самых промышленных городов Италии Звезда 50-х - «Альфа-Ромео Джульетта Спринт». было большинство.) Предприятие работало успешно, семья молодого предпринимателя росла. В 1914-м родился второй ребенок сын Джузеппе, получивший вскоре прозвище Нуччо. Через пять лет мастерская переехала в более просторное помещение на виа Монжиневро, 20. А еще через год в 1921-м, «Кароззерия Бертоне» построила свой первый автомобильный кузов - элегантный «Торпедо» на шасси СПА-23Б. Изящные, тщательно сработанные кузова быстро получили признание состоятельных клиентов. Бертоне стал одевать шасси известных итальянских марок, и в их числе - ФИАТ и «Лянчу». Нуччо, который обосновался в мастерской возле отца чуть ли не с пеленок, лет с двенадцати стал уже всерьез•Свой первый автомобильный кузов «Бертоне» построила в 1921 году для criA-23S высокой модыРомео Джульетта Спринт». М ашина понравилась шефам «Альфа-Ромео», и вскоре выпуск «Джульетт» организовали на новом заводе «Бертоне» в Грульяско. Первоначально планировали сделать всего-то 500 автомобилей, но успех модели превзошел все ожидания: за 12 звезду выставки «Экспо-67» - «АльфаРомео Монреаль», а также авангардные, смелостью линий поразившие даж е матерых дизайнеров, «ЛамборгиниКаунтач» и «Марцал» (последняя заняла место в знаменитой коллекции князя Монако Ренье). А еще - героиню рал-Авангардная стилистика прототипов ВАТ, созданных в 1953-1955 гг. совместно с «Альфа-Ромео», ошеломила современников. лет из ворот гфедприятия вышло около 40 тысяч спортивных купе Серийные автомобили и заказы именитых фирм давали возможность не оставлять и высокое искусство. В 1953-1955 гг. было построено три прототипа ВАТ («Берлинетта Аэродинамика Текника» - дословно «техника аэродинамического купе»). Проект доводил до ума Франко Скальоне - новая восходящая звезда итальянского дизайна. Наряду с талантом дизайнера и незау рядными организаторскими способностями, маэстро Бертоне обладал несомненным даром находить и притяги-лийных трасс 70-х «Лянчу-Стратос HF» и уже названную здесь «ЛамборгиниМиура», на целое десятилетие задавшую стиль спортивных автомобилей. Талантливые дизайнеры , выросшие в «Бертоне», дали повод к разговорам, что сам маэстро был лишь удачливым менеджером, ловко использующим молодые дарования. П ротив этого неоднократно выступали сами «птенцы гнезда бертонева», особенно Гандини он подчеркивал, что Нуччо, к ак минимум, всегда делал первые наброски будущих шедевров. Кстати, знаменитую «Каризму», п остроеннуюна узлах «Порше», Бертоне представил публике в 1994-м, когда самые одаренные его ученики уже не работали с ним.Легендарная «Ламборгини-Миура» 1966 года. Двигатель V12 мощностью 370 л.с, «максималка» - под 300 км/ч. вать к себе таланты. И менноу него работал тоща еще никому не известный Джорджетго Джуджаро - автор знаменитых «Изо-Грифо» и «ФИАТ-Дино купе», а позднее - основатель ателье «Итал Дизайн». В 1965-м к маэстро пришел Марчелло Гандини, создавшийОдна из последних работ маэстро - «Слалом» базировался на узлах спортивного «ОпеляКалибра». Список только серийных машин , кузова которых спроектировали в прославленном туринском ателье, занял бы целую страницу. С рединих «Фольксваген-Поло», «ситроены» ХМ и «Ксантия», «Дэу-Эсперо», «ШкодаФаворит»... В последние годы жизнимаэстро, б лагодаря долгосрочным контрактам с ФИАТом и «Опелем» на производство кабриолетов, еще больше укрепилфинансовыйфундамент компании. Н а «Бертоне» в недрили автоматизированную систему проектирования, что позволило значительно ускорить создание новых кузовов. Однако, делая более двух десятков (!) моделей в год (не считая макетов и проектов дизайна интерьеров), ателье не стало «штамповать» безликие, похожие друг на друга автомобили. Каждая модель по-прежнему имела неповторимое лицо, с чертами, как впрочем и несколько десятилетий назад, фирменного стиля Бертоне. А это лаконичность без намека на вычурность, запоминающийся, притягательный образ, созданный выразительными скупыми «мазками». В 1994-м «Бертоне» вновь удивила мир. Н а сей раз - р екордным электромобилем ZER («Зеро Эмишен Рекорд» - нулевой выхлоп) с потрясающей аэродинамикой: С х =0,11! Машина, восп оминаниеорекордном «Абарте» 1956 года, тоже одетом «Бертоне», достигла скорости 303,977 км / ч ипрошла за час почти 200 км. ...Женевский автосалон 1996-го действительно стал для Нуччо Бертоне последним. Маэстро скончался 26 февра ­ ля 1997-го, оставив дочерям четыре преуспевающие компании, в том числе завод, производящий 70 тысяч автомобилей вгод и... главную фамильную драгоценность - прославленное имя короля высокой моды. 1зм