198
199
СВОИМИ СИЛАМИ /СЕРВИСТОЧКА ОПОРЫКОЛЕСО ТРЕБУЕТ ТЩАТЕЛЬНОГО УХОДА/ ЕВГЕНИИ БОРИСЕНКОВ«Здоровый» автомобиль должен твердо стоять на ногах. Ведь управляемость, устойчивость, тормозные свойства, да и сама возможность двигаться реализуются через колеса. Так что пренебрегать их состоянием не следует. Немудрено, что пункты шиномонтажа растут, словно грибы после дождя. Есть этот участок ив нашем сервисе. Искусство ручной работы с покрышкой ныне многими утрачено. Зачем корячиться с монтировкой, уродуя обод и сбивая руки в кровь, когда в мастерской это проделают быстро и недорого. А все благодаря специальному станку. Простейшие варианты видели, наверное, многие: пневматический «плуг» для отрыва борта да вращающаяся планшайба с зажимами для диска. На таком удобно снять-поставить камеру или заменить покрышку. А вот с низкопрофильными колесами могут быть проблемы. Здесь нужны приспособления посерьезнее - например, инфлятор. Принцип действия несложен. Воздух из резервуара под большим давлением через отверстия в лапках станка подается в щель между покрышкой и ободом. Такая пневматическая завеса блокирует утечки воздуха при накачивании бескамерной шины. Устройство особенно полезно, если покрышка сплющена из-за неправильного хранения илиимеет повреждения бортового кольца. Но порой пары рук просто не хватает. Тогда, воюя с непокорным колесом, мастер вынужден «по старинке» помогать себе коленом. Цивилизованная альтернатива - «третья рука» с пневматическим приводом. Приспособление нехитрое, но значительно облегчает и, главное, ускоряет работу. Собрав колесо, его надо отбалансировать, иначе автомобиль будет постоянно трясти. А в резонансных режимах вибрация может оказаться настолько сильной, что впору потерять контроль над автомобилем. О поломках, вызванных этими ударными знакопеременными нагрузками, мы и не говорим. Все балансировочные станки устроены одинаково. К консольному концу вращающегося вала крепят испытуемое колесо. Другой конец, скрытый в недрах стенда, соединен с тензодатчиками.Борторасширитель.Они и фиксируют биение. Обработав полученные данные, вычислитель определяет массу и место крепления балансировочного груза. «Крутизна» стенда на точность измерений не влияет. Раскручивает ли мастер колесо рукой или за него это делает электродвигатель - неважно. Важно лишь соблюдать технологию. Прежде всего, диск должен быть чистым. Даже если грязь налипла равномерно, где гарантия, что и отваливаться будет симметрично? Затем надо правильно выбрать программу. У современного станка их великое множество. Вот, например, оптимизация. Позволяет определить наилучшее (с точки зрения вибраций) взаиморасположение не совсем идеальных покрышки и диска. В итоге недостатки компенсируют один другой - готовый продукт катится совершенно гладко. Специальные варианты предусмотРастяжка для камеры. Ремонтная оснастка. Случается, что даже после тщательной балансировки колесо на ходу трясет. Виновато, скорее всего, не оно. Вместе с ним крутятся ступица, тормозной диск или барабан, вал привода или полуось. Чтобы уравновесить все вместе, применяют подкатнои балансировочный станок и проделывают операцию прямо на машине. Но возможности этого стенда невелики - без предварительной балансировки самого колеса он с задачей может не справиться. Неспроста операция называется финишной. Выставка инородных предметов, извлеченных из протектора, есть в каждом уважающем себя шиномонтаже. На наших дорогах есть все: гвозди, шурупы, подковы, куски арматуры и даже железнодорожные костыли. Неудивительно, что шины приходится ремонтировать. Определив место утечки воздуха в специальной ванне, отделяем покрышку от диска. Последнее - обязательно, иначе серьезный ремонт невозможен. Жгут из аптечки, вставленный в порез без разборки, - мера временная! Долго он не протянет, его назначение - помочь добраться до мастерской. Если же такой вариант выдают за окончательный, вы попали к халтурщикам. Кстати, обратите внимание на способ вулканизации камер. От горячей весь цивилизованный мир отказался еще в прошлом веке. На современном участке и грибки, и жгуты, и заплатки ставят «на холодную». Так и энергозатраты меньше, и резина целее. Электровулканизатор применяют только при больших порезах - свыше 6 мм. Современный прибор мощностью не менее 300 Вт ис температурой пары нагревательных элементов Пневмоподьемник. «Плуг» для отрыва борта.Расходные материалы. по 140-160°С подойдет на все случаи жизни. Для удобства рабочее место снабжено борторасширителем и растяжкой для камеры. На отдельной тележке ремонтная оснастка: шарошки, фрезы, лобзик, молоток, шила, штихели, прикаточные ролики и т. п. Применяемая «химия» ядовита и взрывоопасна. Снять вопросы призвана мощная вытяжная вентиляция. Чтобы демонтировать колесо, автомобиль надо вывесить. С задачей легко справляется подкатнои домкрат. Важно, чтобы он был профессиональным - другой долго не прослужит. Но если машину требуется переобуть целиком, возиться с домкратом невыгодно: лучше сразу загнать ее на специальный подъемник. Ход у него небольшой лишь бы оторвать колеса от пола. И еще. Затягивать колесные болты надо моментом, заданным инструкцией. Здесь без динамометрического ключа не обойтись. По сравнению с общей стоимостью оборудования вещь копеечная. Но тот, кто работает на совесть, не экономит на мелочах. I»IРЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ЗАО «СФЕРА-СЕРВИС» ЗА ПОМОШЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛАрены для легкосплавных колес. Чтобы не уродовать грузиками их нарядный внешний вид, места установки смещают на внутреннюю полку, прячут за спицами и т. д. Важно и то, как колесо закреплено на стенде. Самое лучшее - через адаптер, полностью имитирующий ступицу. Но подобрать тот, что нужно, или настроить универсальный хлопотно. Чаще используют конус и центральное отверстие. Оно хоть ив центре, но не является базовым. Иными словами, соосность крепления колеса на автомобиле обеспечивает не оно, а крепежные отверстия. Отсюда - погрешность. Чтобы ее уменьшить, добросовестный мастер повторяет замер, сместив диск на пол-оборота. К сожалению, утруждают себя не все... Теперь о точности. Станок «ловит» дисбаланс до одного грамма, минимальный «шаг» грузиков - пять граммов, суммарная норма (из практики) - десять-пятнадцать. Столь солидный запас гарантирует качество работы при условии аккуратного обращения. Ведь колеса довольно тяжелые (от «Газели», например, тянет на 60 кг) и надевать их на конус «с рывка» - верный способ угробить датчики. Чтобы не надрываться, у себя мы поставили специальный пневмоподьемник. Устройство для восстановления протектора.