12
13
14
АКТУАЛЬНО/БЕЗОПАСНОСТЬ«ВКЛЮЧАЙТЕ ФАРЫ ДНЕМ!» - ПРИЗВАЛ ЖУРНАЛ ПОЛГОДА НАЗАДТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН, АНТОН ЧУЙКИНестно говоря, были приятно удивлены резонансом, который вызвала статья (хотя иным откликам, положа руку на сердце, предпочли бы зрелище: поток автомобилей с зажженными фарами). С нами спорили, нас ругали, обвиняли в пособничестве нефтяным концернам (?!), но большая часть читателей приняла нашу сторону: включить в светлое время фары - значит сделать движение безопаснее. Не будем вновь доказывать, насколько полезен ближний свет днем - наши аргументы прежние (ЗР, 2001, № 11). К тому же нам помогут сторонники дневного света. Поспорим с оппонентами, аргументы которых можно объединить в две большие группы.ЧДействительно, штатный генератор не всесилен: он добывает электричество, а всевозможные лампочки, вентиляторы и стартеры тратят его, как хотят. Аккумулятор - это своего рода «счет в банке»: он тает при каждом пуске мотора и должен восстанавливать-НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ — — — " Из редакционной почты «Прочитал статью «Днем с огнем». И вот что скажу: готов подписаться ВОЗРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ШШШШШШШШШШШШШШШвШШШШШШ под каждым словом. Сам езжу со светом • «У меня уже пятый «Москвич» - «Святогор» с двигателем 1,7л. У него, как и всех круглосуточно с февраля 2000 года и гопредыдущих, отрицательный энергобаланс на холостом ходу. Так заложено консттов поделиться статистикой. Пробег руктивно - генератор не дает тока зарядки при малой частоте вращения коленчаВАЗ-21093 - около 50 тыс. км. Вышли того вала. Потолкаешься в пробке часок, да еще с включенным вентилятором «печиз строя детали, так или иначе завязанки» и обогревом заднего стекла, так аккумулятор за один день садится. А если еще ные на ближний свет: аккумулятор, реи ближний включить...» С. Погребной. мень генератора, лампа Hi и патрон • «На вопрос, буду ли я включать ближний свет днем, отвечу - нет. Это затруднилампы габаритного света блок-фары. тельно с технической точки зрения, так как будет сказываться на аккумуляторе Итого из дорогостоящих деталей и генераторе». Инкогнито. только аккумулятор, но - взаимосвязь • «Не думаете ли вы, что при постоянной езде с ближним светом автозаводам принеочевидна. А лампочка дешевле, чем дадется вносить изменения в систему энергоснабжения - ставить более мощные геже просто подкрасить крыло после аванераторы, чтобы не посадить АКБ?» Владимир. Ш1ШШШШШШШШШШШвШШШ рии». Евгений.М ЯГ 930.4564 АНТИКОРЦЕНТР1Мю№»7534497Г«Ы ся при помощи генератора. Если же расходы превышают доходы, то рано или поздно банк откажется кредитовать очередной пуск мотора. Подавляющее число преждевременных отказов аккумуляторов вызвано их «нездоровым образом жизни». Утром батарея вынуждена крутить стартер в среднем от 2 до 20 с, отдавая сотни ампер на пуск холодного мотора. Чтобы «оклематься», аккумулятору потребуется уже 20 минут! Однако времени, естественно, нет - у нас дела и мы трогаемся в путь. Вспомнилась статья в ЗР - включаем фары. Накрапывает дождь - зашуршали «дворники». Угодили в пробку машина то и дело полыхает стоп-сигналами. Запотели стекла в салоне нужны вентилятор и обогрев заднего стекла. Потом под капотом проснулся электровентилятор, его глушим магнитолой... Вечером история повторяется. А где же зарядный ток? Его нет... Не стоит впадать в панику, выясним реальное состояние дел: на «холостых оборотах» подключим амперметр между аккумулятором и генератором и посмотрим, чья возьмет. Для этого выдернем пару редакционных автомобилей из привычного ритма - начнем с «Волги» ГАЗ-3110 с двигателем ЗМЗ4062. На прогретом моторе при оборотах холостого хода 1200 в минуту амперметр показывает «заряд» - 2 А. Включаем «ближний» свет, затем «дальний» - генератор не сдается: зарядный ток примерно 0,6 А. Нажимаем на тормозную педаль - есть: стрелка показывает «ноль». Наши «доходы» сравнялись с «расходами» - вот тут-то и начинается самое интересное... Поочередно подключаем обогрев заднего стекла, вентилятор «печки», «дворники» и обогрев форсунок - разрядный ток возрастает до 7 А. «Добиваем лежачего» электровентилятором системы охлаждения: 17А! После мощной «волговской» энергосистемы залезать под капот ВАЗ-2104 как-то боязно. Для начала измеряем обороты коленвала - всего 800 об/мин.НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ " "Изредакционной почты «Полностью поддерживаю инициативу журнала. Сам начал включать ближн свет днем задолго до выхода статьи. В состоянии ЗР организовать кампанию по ру подписей и обращению к депутатам Госдумы, чтобы ввести в ПДД пункт, обяз вающий включать фары в светлое время суток? Думаю, со временем это поддерж большинство водителей». Инкогнито. Заряд есть - 2 А, но... Но первый же включенный потребитель - ближний свет фар - загнал стрелку амперметра на отметку «минус 2 А». Включение дальнего света и обогрева заднего стекла отбросило ее на 11 А, вентилятор и стеклоочистители увеличили расходы до 14 А, а стоп-сигналы - до 17 А. Конечно, если не стоять, а ехать, то на частотах вращения коленвала в районе 2500-3000 об/мин и «Волга», и «Жигули» вновь обретут душевный комфорт, даже при всех задействованных штатных потребителях. (Влияние дополнительных нагрузок типа элект-увеличить обороты холостого хода в пределах разумного - примерно до 1100-1200 об/мин. Меры простые, но действенные. А теперь вернемся к ближнему свету. Формально «четверке» он повредит - если жечь фары в глухих пробках... Но даже такой режим машина легко перенесет, крутись двигатель чутьчуть проворнее. К тому же, согласитесь, из заторов мы иногда выезжаем! Кстати, редакционные машины, которые ездят по Москве с ближним светом, все в добром здравии. Вопрос можно закрыть... и все же еще пара аргументов. Представьте, что сейчас зима, и ваши поездки на работу НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ ~ " " ^ ~ ~ "" Из редакционной почты и обратно приходятся на темное время «Очень важную и актуальную темусуток, когда не по призыву журнала, а по поднял журнал. Даже если ближний свет требованию ПДД фары обязательно днем хотя бы на доли процента уменьдолжны гореть! Вам не кажется, что уважаемым оппонентам стоит адресошит аварийность, то это уже нескольвать ко спасенных жизней, а жизнь человека - вопросы заводам-изготовителям автомобилей - не пора ли пересмотбесценна. Пересчитать ее в генераторы реть и количество бензина невозможно. Но энергетический бюджет машин? Кстати, впрысковые автомобили с большую опасность представляют те мощными генераторами могут париавтомобилисты, которые «экономят лампочки» и ездят в темноте только сровать большее потребление электровключенными габаритными огнями». энергии, поддерживая стабильные обороты холостого хода. Игорь Васильев. Ц гАв пробках фары можно и выклюрохолодильников или, того хуже, чать... только не забывайте про них, мощной музыкальной установки не вырвавшись на простор! учитываем.) Современный генератор выдает примерно 55-75 А - при максиРаботающие штатные фамальной частоте вращения. ры не навредят автомобилю, Если ваши ежедневные поездки наособенно если принять нехитпоминают описанные выше «хождерые меры предосторожности. ния по мукам», то вы просто обязаны периодически проверять состояние батареи! Беднягу непременно надо подзаряжать - если не зарядным устДОВОДЫ БЕНЗИНОВЫЕ ШШШШШ ройством, то хотя бы получасовой • Это (ближний свет днем - ред.) привепробежкой по загородному шоссе. дет к сжиганию дополнительных литУгодив очередной раз в пробку, отров бензина на радость нефтяным ключите все лишнее. Кстати, не грех компаниям... Р. Тиманенко, Подольск. Ноябрь 2001 года НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ " "" Из редакционной почты • На улицах города сжигается бензин нетрудно посчитать, сколько его до«К сожалению, мало кто упоминает о проблемах отсутствия ближнего света в полнительно придется израсходотемное время суток... Моей машине 17 лет. Днем, кроме пробок, еду с ближним вать... светом; естественно, и ночью. Ни генератор, ни аккумулятор не страдают». ВлаА. Квятковский, Раменасий р-н. Январь 2002 ^^ШШШШШШШШЛ делец 2107. Действительно, а какой процент к расходу топлива добавит нам ближний свет? Конечно, в борьбе за безопасность «мы за ценой не постоим», но денежек все-таки жалко... Для начала посчитаем. Двигателю придется дополнительно выдавать примерно 150 Вт - столько потребляют лампы фар, подсветки номерного знака и т.д. Зная примерные КПД (30-35%), удельный расход бензина (около 0,4 кг/кВт-ч при частичной нагрузке) или, скажем,теплотуего сгорания (43 МДж/кг), нетрудно прикинуть, сколько литров вытянут включенные фары: в самом худшем случае меньше 0,1 л/ч! А в среднем, нажав клавишу ближнего света, вы увеличите расход топлива на... неуловимые 1-3%. Науку, однако, надо проверять практикой. Что ж, ставим эксперимент. Сравнивать топливную экономичность с фарами и без в условиях реального города - дело безнадежное. А вот загнать автомобиль на стенд с беговыми барабанами и попросить экспертов НАМИ измерить расход при разных положениях переключателя света - это совсем другое дело. Так и делаем - к бегу на месте готова «Волга» ГАЗ-3110 сдвигателем ЗМЗ-402. Измеряем топливНАС ПОДДЕРЖИВАЮТ " - ~ ^ — ную экономичность на холостом ходу, а —' Из редакционной почты также на режимах постоянных скоро«И автобусный парк ГУП «Мос- стей при включенной прямой передагортранс». че. Данные испытаний - в таблице. Хочу полностью с вами согласиться Получилось то, что, в обшем-то, и по поводу решения круглосуточно рабоожидалось - погрешность результатов тать с ближним светом фар и поде­измерений выше, чем реальный прилиться по этому поводу результатамирост расхода горючего. Здесь - чуть работы нашей организации. В 1994 году больше, там - чуть меньше, а в средпроизошло пять ДТП (72% от общего нем - практически никакой разницы. количества за год), связанных с внезапВновь о машинах ЗР: мы постоянно ным выходом на проезжую часть пешеездим с включенными фарами со вреходов. Руководство предприятия решивыхода первой статьи. Расход томени ло провести эксперимент - работать с плива остался на прежнем уровне! ближним светом фар круглосуточно. В Да, конечно, есть еще экологический НАМИ была разработана схема незнааспект. Неспроста европейцы предпочительного изменения электрооборудолагают оснащать новые машины малования автобуса, которая включала мощными дневными светильниками, ближний свет автоматически после пуне задействуя штатные фары. У них, ска двигателя. Данная работа позволила кстати, Евро ГУ на носу, а у нас вовсю в 1995 году снизить количество ДТП, чадят по нормам 20-летней выдержки! связанных только с внезапным выходом Не стоит в попытке защитить окружапешехода перед автобусом, до двух слующую среду забывать о главной ее чачаев или 22% от всех ДТП, что доказасти - человеке. Ведь именно его жизнь ло эффективность эксперимента. Одсохраняют включенные днем фары... нако среди других автобусных парков поддержки эксперимент не нашел и был прекращен». В. Прохоров, директор Ближний свет не заставит больше платить за бензин. парка.Scfze^uiue се£я.,453,45 3.18 -7,8РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ АВТОМОБИЛЯСкорость, км/ч Расход топлива, л/ч (при выключенном ближнем свете) Расход топлива, л/ч (при включенном ближнем свете) Отклонение, %01,56 1,53 -1,930 2.42,43 +1.2604.38 4,32 -1,4755,64 5,74 +1,8908.40 8,48 +0,9Мы привели далеко не все аргументы... да и не всех оппонентов выслушали. С интересом продолжим дискуссию - в одном из следующих номеров журнала. 1»1