116
117
118
МЫ И АВТОМОБИЛЬ/«ЧАЙНИК» НА РЫНКЕa«lft •»»'--»->^ . ^ 4 j » ^ДИСКИ СЦЕПЛЕНИИ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ, НАКЛАДКИ вен* с**..вваяв. * -аиивв "" •>^»» .— » '=7 «х*'."! А• »*«• -•ниш1 \Щ.Л'.* ввававввв •Jfa- ~. !аI •••<3L•< ?3//VBv«fiвяяяяяяяяяяяяяБяяяя!юЖLHW'eflа\~~ B L . ТЮМЕНСКАЯ НЕФТЯНАЯ ПОКОРЯЕТ ЕВРОПУСВЕРНЕМ С ШОССЕНАСКОЛЬКО ВЕРОЯТНО КУПИТЬ ПОДДЕЛКУ И УДАСТСЯ ЛИ ВЕРНУТЬ ЕЕ ПРОДАВЦУ?ТЕКСТ / А НАТОЛИЙ СУХОВ, Д МИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ«автомобильных» странах автовладелец за редчайшим исключением свою машину сам не обслуживает - все, включая покупку запчастей, доверяет автосервису. У нас многие предпочитают обходиться своими силами, даже на станцию техобслуживания часто отправляются со своими деталями. Почему? Думают, что так надежнее и дешевле? Вполне возможно сам себя обманывать не станешь. И всетаки оправданно ли самому идти на рынок или в магазин покупать запчасти? Для ответа на этот вопрос мы снарядили в поход на рынок профессионала и любителя. Первый должен был прокладывать маршрут по тем прилавкам, где легко наткнуться на барахло, а второй, сообразуясь со своим внутренним голосом, самостоятельно решать - брать или не брать деталь? Таким образом мы хотели получить в очередной раз доказательства того, насколько опасен (или неопасен) наш рынок для самостоятельных походов туда «чайников». Но нас интересовало не только это, а еще и возможность вернуть некачественный товар продавцам, а себе - потраченные деньги.Вбыть проще шестигранника? Но сей инструмент свечу открутить отказался - не подошел по размеру. На одном из прилавков красовалась пирамида упакованных в полиэтилен воздушных фильтров. У каждого из них при внимательном рассмотрении обнаружились разные шаг гармошки фильтрующего элемента и рисунок стального каркаса. Геометрия страдала: явно сделаны на коленке из подручных материалов. Острые края каркаса уже вгрызлись в бумагу - значит, жди прорыва, когда пыль вместе с мусором и насекомыми попадет в двигатель. Опытный хозяин на свою машину такое не поставит... но ведь покупают! И наш «чайник» тоже взял. БРЕД ПОКУПАТЕЛЯ Проходим мимо прилавка с «фирменным» товаром. Маслосъемные колпачки «Гетце» на «Жигули» выглядят вполне по-настоящему, вот только цена смущает: всего 30 руб. Возьмем упаковочку. «Для себя берешь? - справляется продавец. - Тогда лучше - родные». Но у него «родных» нет. Попытаем счастья на другом прилавке. «Родной «Гетце» есть»? - «Бредишь?» Но не все такие порядочные. «Настоящий» «Гетце» нам все же всучили - за 60 руб. «Хорошие» подделки нынче дороги. Наш поход продолжается. На изящной упаковочке с двумя лампами красуется знак люксембургской сертификации. Выясняется, что поддельный 110 рублей, и все дела. Отказались. Попробовали отовариться у соседнего продавца, но он фазу предупредил: «Паленые... Горят не больше 30 секунд. Для себя не берите. Только если на продажу». - «..?» - «Клиенты со всей страны приезжают, берут коробками». Рядом залежался «башмак» для «Нивы» за 25 целковых, с виду кустарный, но любителю понравился. ПРЯМО «СО СКЛАДА» Южный порт велик. Мы уже устали, егш да и сумка наполнилась, но на пару покупок еще хватит времени. Вот зад-МУХИ В МОТОРЕ Сначала - визит в Южный порт. Здесь раздолье для оптовиков из провинции. Отсюда развозят детали по всей России. Москвичей, впрочем, тут тоже немало - их привлекает здешнее изобилие - большой выбор и, главное, разброс цен, когда можно сэкономить. Первым в нашу сумку попадает насос «Утес» за 230 руб. Позднее в редакции мы попытались накачать колесо. Воздух он гонял исправно, но так «заглотнул» ниппель, что пришлось прибегать чуть ли не к клещам. Не каждый автолюбитель сможет использовать такую штуковину без предварительного вмешательства рукастого помощника. Приобретаем свечной ключ для «406-го» мотора за 15 руб. Что можетп МЫ И АВТОМОБИЛЬние тормозные колодки на «Жигули» за 70 «рэ»: металл основы тоньше нормы, явные нарушения геометрии, нет маркировки изготовителя, но у «чайника» никаких подозрений. Попробуем приобрести что-то для грузовика. Задний фонарь для КамАЗа за 150 рубликов явно сделан на украденном штампе, без заводской маркировки. Попытка открутить болты в корпусе закончилась фиаско - заменить лампочки невозможно. За шаровую опору для «Москвича» любитель отдал всего тридцатник, якобы с заводского склада (по версии продавца), на самом деле «бэ/у» после переборки... Разжились еще тормозными шлангами неизвестного происхождения, что тянулись, словно эспандер, кустарной «релюшкой» для «классики» - в редакции при попытке ее установить отлетело крепление, а когда изделие прозвонили, оно оказалось вообще нерабочим. ВЕРНИ, Я ВСЕ ПРОЩУ Пора подумать о том, как вернуть покупки продавцам и взыскать с них потраченные нами деньги. В общем-то наше положение не так уж и плохо. Мы не загубили мотор, не очутились в придорожной канаве из-за вырванной шаровой опоры, ночью в пути у нас не перегорела лампа головного света. Тем, кто уже поставил на свою машину подобное барахло и встал из-за него где-нибудь на трассе, куда хуже. Продавец насосов поначалу заставил немного понервничать: «Я вам ничего не продавал. На чеке не моя подпись, да и печать не нашей фирмы». Формально он оказался прав, но не дарить же ему деньги: пригрозили, что узнаем, за кем закреплено это место. Нет, 230 рублей он не возвратил, но поменял насос на исправный. Повертев в руках свечной ключ от «Волги», торговцы заявили: «Заводской тоже не подходит. Надо напильничком подработать... Других на рынке нет». «Выходит, нам еще верстак с набором напильников покупать?» В общем, деньги вернули. Обитатели вагончика, где мы отоварились задним фонарем для КамАЗа, оправдывались: «Кустарный? Зато недорого. Хотите «родной» - пожалуйста». И протянули... точно такой же. «Да, деталь не заводская - из частной мастерской, - не отрицал хозяин «башмака» на «Ниву». - «Промышленная» в два раза дороже. Не нравится, возьму обратно». А вот сырые тормозные шланги продавец защищал до последнего: «Такие идут на конвейер ВАЗа!» В конце концов и он сдался. В итоге все вернули деньги, кроме продавца насоса и тех, кто «осчастливил» нас старой шаровой опорой. Возврат товара, похоже, не очень тяготил коробейников. Торговец поддельными лампами пояснил: «С утра уже 80 комплектов продал. Вы меня не разорите». Выходит, с начала дня обманута уже почти сотня покупателей. ЛУЧШЕ В МАГАЗИНЕ? Очередную контрольную закупку мы сделали в довольно солидном на вид магазине. Объектами стали провода прикуривателя неизвестного производителя (предположительно из страны Юго-Восточной Азии, Турции или Китая) и знак аварийной остановки (производство Аль Хатиб). «Чайник» без колебаний расплатился за товар. Как и предполагалось, провода оплошали: что можно ожидать от хилого пучка в четыре малюсеньких усика? Он не смог подать ток достаточной силы, и двигатель нашего автомобиля не завелся. Лишь реле стартера издавало треск. Без труда убедились в том, что и аварийный треугольник некондиция. Вернулись в магазин. Грубоватый продавец не скрывал презрительных ноток: «Че? Как не прикуривают? Ерунда! Ща проверим». Подключил наши провода к некоему прибору под прилавком. Сначала оттуда посыпались искры, затем - удивленное хмыканье. Продавцы переглянулись и молча отсчитали 80 рублей. «Да, ребята, я у вас еще и «треугольник» брал так он свет плохо отражает». Достал знак аварийной остановки. Торговцы добавили 44 рубля.КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Не каждый при походе на рынок или в магазин имеет возможность взять в напарники специалиста высокого класса. Как же не ошибиться, делая покупки самостоятельно? Наш рейд позволяет дать несколько рекомендаций. 1. К покупке любой запчасти нужно подходить серьезно. «Паленые» провода прикуривателя могут стать причиной пожара, а тусклый «треугольник» причиной аварии. Всегда помните об этом у прилавка. 2. Не отправляйтесь на рынок, задавшись целью сэкономить «по максимуму»: 10-20 процентов по сравнению с магазинной ценой - разумный предел. «Барахло», как показал наш эксперимент, зачастую в 1,5-2 раза дешевле хорошей детали. Поскупитесь, его вам и всучат. 3. Если вы принесли в мастерскую самостоятельно купленные для ремонта детали, обязательно посоветуйтесь с мастером, можно ли их ставить, а то не доедешь и до дома. И смело несите дефектные запчасти назад продавцу. В Южном порту мы вернули несколько деталей, даже не имея чека! 4. Хорошо, если брак удалось распознать еще до установки детали. Но в случае с задним мостом, генератором или коробкой передач это невозможно. Как быть? Сервис деньги за проделанную работу не вернет. Так что по возможности не покупайте сами крупные узлы и сложные детали - доверьте это работнику СТО. Сегодня многие станции по заказам клиентов приобретают нужные запчасти и берут на себя ответственность. 1»1