63
64
КТО ПОМОЖЕТ «РАНЕНОМУ» ГРУЗОВИКУ?ТЕКСТ / НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВГАЛСТУК-БАБОЧКА/ДАЛЬНОБОЙВсегодня этим никого не удивишь. Да, се автомобили ломаются. Отеченаверное, и не надо - главное, чтобы ственные, к сожалению, чаще, мотор работал как следует. Учитывая чем импортные. Возможно, поэспецифику буксировки тяжеловесных тому буксировка поврежденного автофур, 228 кВт/310 л. с. от девятилитромобиля к месту стоянки или ремонта вого двигателя вполне достаточно. для россиянина особых трудностей не Так как скорость буксировки ограпредставляет. Если нет троса, сгодятся ничена здравым смыслом и конструкремни безопасности, а срубленная бетивными мерами, система охлаждения резка с успехом заменит жесткую должна справляться со своими обязансцепку. Известны даже случаи спецностями без встречного напора воздуприменения женских колготок. Только ха. Обеспечивают это огромный, пловся эта экзотика не подходит многощадью около 1,5 м2 радиатор и многотонной фуре. лопастный вентилятор диаметром 600 Эвакуаторами для грузовиков трамм. За тепловым режимом следят водиционно выступали КрАЗ или домасляный теплообменник и вязко«Урал», груженные балластом - бетонстная муфта вентилятора. ными блоками. Лишь в армии были Техпомощь, как и скорая, должна тягачи, способные взвалить на себя быть готова к выезду всегда. Уверенный грузовик. пуск зимой гарантируют два подогреЭто у нас, а что придумали тем вревателя - электрический, мощностью менем иностранцы? Ведь у них «ружья 4 кВт и автономный. Первый питается кирпичом не чистят». Вместе с имот внешней сети 220 Ви установлен в портными грузовиками в Россию принижней части рубашки охлаждения. шли и эвакуаторы для них - что подеПодогретая ТЭНом жидкость поднималаешь, фирменные «саночки» тоже ется в блок и головки, вытесняя из них иногда приходится возить. Техпомощь холодную. Никакого насоса для пропо-шведски - магистральный грузовик качки не предусмотрено - справляется «Скания», приспособленный для буктермосифонный эффект. сировки собратьев по цеху. Автономный подогреватель на дизтопливе развивает 8 кВт. Снабженный электронасосом, ОСТУДИТЬ И ПОДОГРЕТЬ Рядная дизельная «шестерка» DSC913 с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха -он, кроме двигателя, греет «печку» кабины, а программируемый электронный блок максимально упрощает пользование им. В системе смазки вместе с полнопоточным фильтром со сменным картонным картриджем работает и центрифуга. Масло в нее подает своя отдельная секция насоса. Свой фильтр ив системе охлаждения. Его назначение - выловить шлам из охлаждающей жидкости и не дать ему осесть в сотах радиатора ив блоке. Разумеется, автомобиль 1998 года выпуска соответствует нормам токсичности Евро И. СЕКРЕТ ЗАДНИХ ВЕДУЩИХ Трансмиссия спроектирована с учетом специфики работы эвакуатора. Интересна коробка передач. Механическая, шестиступенчатая с делителем и демультипликатором. Итого 2x6x2=24 передачи! Этого вполне достаточно, чтобы держать двигатель в оптимальном режиме при буксировке автопоезда общей массой 45 тонн со скоростью 50-60 км/ч. В то же время коробка весьма компактна и едва ли превышает габаритом мазовскую. Разумеется, есть в ней своя система смазки с масляным насосом, фильтром и... радиатором! Дли,лт тельная работа в режиме полной передаваемой мощности вынуждает эффективно рассеивать выделяющееся тепло. Большая колесная база способствует уменьшению разгрузки передних ко- ТЕХНИКАлес при буксировке тяжеловесов. Силовой агрегат и кабина играют здесь роль естественного противовеса. (Забегая вперед, заметим, что и обе тяжелые лебедки разместились у переднего борта кузова эвакуатора.) Но при такой компоновке кардан получается очень длинным. Поэтому он состоит из двух валов, промежуточной опоры и трех шарниров. Конечно, магистральные тягачи редко съезжают с асфальта и таскать их по раскисшей грунтовке под силу не всякому гусеничному трактору. Не сможет этого и наш эвакуатор. Но на шоссе тоже бывает гололед или заляпанная грязью обочина. Чтобы не усложнять трансмиссию, ведущим оставили лишь средний мост, однако предусмотрели возможность кратковременно задействовать и задний. Решение простое и оригинальное: при необходимости между внутренними колесами обоих мостов втискиваются стальные ребристые ролики. Управление - электрогидравлическое с места водителя. В рабочем положении они проминают шины на несколько сантиметров, делая связь между мостами практически жесткой, и колесная формула 6x2 временно преобразуется в 6x4. Конечно, это не КрАЗ с полным приводом и скорость с роликами ограничена 20-25 км/ч, но по отзывам водителей результат дает вполне приемлемый. УСИЛЕННЫЙ ФУНДАМЕНТ В обозначении нашей «Скании» есть буква G - машина создана для тяжелых условий эксплуатации. Чтобы противостоять им, в лонжероны лестничной рамы почти на всю их длину самого тяжелого магистрального грувставлены усилители из швеллера зовика. Вместо привычного нам тременьшего размера. угольного «галстука» - жесткой сцепПодвеска обычная, на полуэллиптики на конце стрелы поворотная траческих рессорах, только кронштейны верса - «бабочка». К ней комплект пеих притянуты к раме на болтах, а не на реходников, чтобы подцепить терпязаклепках, как это обычно принято на щий бедствие грузовик за штатные бугрузовиках. Но беззазорные болты ксирные проушины. Две лебедки в кудержат ничуть не хуже, зато при зове усилием 30 и 15 тонн оснащены необходимости кронштейны легко за60-метровыми тросами - на случай, есменить. А работы эвакуатору хватает. ли аварийный автомобиль «улетел» с Несмотря на цены ($0,8-2,4 за 1 км будороги. А чтобы при подтаскивании ксировки), от заказов нет отбоя. Клисам эвакуатор прочно стоял на месте, енты - владельцы дорогих грузовиков: есть две телескопические ноги-якоря, их, как правило, на обочине не отреуправляемые гидравликой. монтируешь. Вдоль бортов тягача расположены Кабины современных грузовиков шкафчики для инструмента. Кроме одного класса оборудованы почти набора адаптеров «бабочки» есть одинаково. Различия в основном напневматическая отрезная машинка, правлены на сохранение стиля марки. дрель и прочие полезные вещи. СжаПневмоподвеска кабины и сидений, тый воздух для них поступает из пневавтономный отопитель и кондициомосистемы тягача через 30-метровый нер, магнитола, кофеварка, спальные шланг, намотанный на автоматичеместа - все это есть иу «Скании». Кроскую катушку. Длины достаточно, ме того, СВ-радиостанция позволяет чтобы дотянуться до самой дальней поддерживать связь с водителем букточки автопоезда или подать воздух сируемой машины (иногда он должен в пневмосистему буксируемого грузооставаться в своей кабине) или с колвика. легами-дальнобойщиками . Здесь же, в задней части «Скании», силовая электрическая розетка. От нее можно не только запитать электрообо«БАБОЧКА» - НЕ УКРАШЕНИЕ Все эвакуационное оборудование рудование, но и «прикурить» двигаразмещено в съемном кузове. Он на тель «ведомого» - кабели входят в комроликах и может, если нужно, съехать плект оборудования. на землю. Причем без посторонней Позволить себе такой эвакуатор мопомощи - машина все делает сама. гут лишь состоятельные компании Главная действующая сила - телес большим парком автомобилей. Тем, скопическая стрела, расположенная что помельче, выгоднее заказать услув заднем свесе кузова. Пять тонн ее гу. Наконец-то спасение «утопающих» грузоподъемности на полном вылете иу нас принимает цивилизованный вид десять на минимальном при высоте и становится делом профессионалов подъема 1,5 м способны вывесить ось с галстуком-«бабочкой». 1»1