156
157
158
159
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ТЕКСТ / В ЛАДИМИР АРБУЗОВ ФОТО / А НДРЕЙСИДОРОВВодные преграды лучше всего форсировать по мосту. Жаль, что есть они не везде. А если вброд еще и короче?В ТЕОРИИ Дело-то нехитрое, особенно в знакомом месте. Хотя без разведки лезть в воду все-таки не стоит. Был у нас такойслучай. Поехал сосед за реку на покос. Переправился, аки по суху, благо, глубина там - воробью по колено. А как сунулся назад - и машину утопил, и сам еле вынырнул. Оказалось, местный экскаваторщик подкалымить решил - начерпал с брода пару самосвалов мытой гальки. Подумаешь, яму через день затянет, зато как удобно: и подъезд хороший, бесплатно и совсем рядом!Так что первым делом берем шест и оцениваем обстановку. Дно должно быть твердым и более-менее гладким. Валуны и крупные коряги могут повредить кузов и подвеску. В ил или песок легко закопаться. Лучший вариант - мелкие обкатанные камни и песочек. Безопасная глубина для обычной легковушки - до половины колеса, от силы до порогов. Если не гнать волну, она не зальет систему зажигания и не попадет в салон. Единственное, чего стоит опасаться - низко расположенный воздухозаборник. Но о нем чуть позже. Более серьезное «погружение» требует специальной подготовки. У вентилятора с механическим приводом На правах рекламыГРИН ААЙТОФИЦИАЛЬНЫЙ ДИСТРИБЬЮТОР ОБОРУДОВАНИЯ ВЕДУЩИХ ЕВРОПЕЙСКИХ ФИРМобязательно снимаем ремень. Причин две. Во-первых, брызги от него могут залить распределитель, и мотор заглохнет посреди брода. Во-вторых, лопасти вентилятора, загребая воду, непременно изогнутся - вода в тысячу раз плотнее воздуха и хорошо, коль не достанут до радиатора. Если масляный щуп болтается в гнезде, уплотняем посадку подручными материалами - например, куском полиэтилена. Сапуны мостов и коробок влагу не пропустят - при условии, что вся их начинка на месте и работает как следует. Сомневаетесь - оберните «вытяжку» чем-нибудь непромокаемым. Кроме этого, агрегаты до купания лучше остудить - заехать в воду по мосты и подождать пару минут. Иначе воздух, охлаждаемый в замкнутом объеме, втянет внутрь рабочие кромки сальников, открывая путь воде. Обязательно проверьте, где находится воздухозаборник. Часто он располагается так низко, что готов «пригубить» из малейшей лужи. А схватив воды, мотор в лучшем случае заглохнет. В худшем - потребует капитального ремонта с заменой шатунов, поршней и головки блока. Выход прост. На период плавания отсоедините шланги воздухопритока от корпуса воздушного фильтра. Для полного спокойствия переверните его патрубками вверх. Когда вода достигнет вершин колесных арок, автомобиль всплывет. Во всяком случае, архимедова силасуществ енно уменьшит сцепной вес. Чаще всего это происходит у «классики» с ее багажникомпоплавком. Дальше машина сможет двигаться разве что по течению: ведущие колеса дна едва касаются, а к гребле не приспособлены. Чтобы ваше движимое имущество не уплыло, заранее загрузите машину нерастворимым балластом. А ценные веши переложите в безопасное место. И, наконец, буксирный трос тоже советуем прицепить заранее. Искать проушину под водой, особенно холодной, малоприятно. Ничем не порадуем владельцев авто с катализатором: его раскаленная керамическая начинка может не выдержать резкого охлаждения. А кислородному датчику для работы нужен воздух. Задержка дыхания при погружении наверняка вызовет сбой в программе управления двигателем. Недаром заводская инструкция купать подобные машины запрещает. Теперь о правилах поведения на воде. Едем под острым углом, слегка по течению с упреждением на снос и не спеша. Волну стараемся поднимать поменьше. Чтобы вода не залила глушитель, обороты поддерживаем выше средних. Исходя из этих условий намечаем передачу - обычно первую. «Доплыв» до берега, выбираемся на твердь и сушим колодки, несколько раз притормаживая на ходу. А дома обязательно проверяем масло в агрегатах - не появилась ли тамINTERTECHьт. (095) 797-8912 (многокан.) т. (095) 459-7693, 459-7216 ф. (095) 459-7923, 797-8913 www.glt.ru e-mail: [email protected]Б/2002157 I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |эмульсия. Если вода попала в салон, готовьтесь к разборке: само не высохнет. Ленивый через пару недель сможет вдохнуть смрад гниющего утеплителя. НА ПРАКТИКЕ «Сам не попробуешь - другим не расскажешь», - под этим девизом мы отправились на практические занятия. Первым двинулся в воду УАЗ. Бравируя армейской удалью, он без труда достиг стремнины и, погрузившись почти на метр, стал бороздить водную гладь во всех направлениях. А чтобы окончательно утереть нос гражданским легковушкам, водитель решил выскочить на берег, вздымая волны, и переключился на следующую передачу. Но стоило ему выжать сцепление - машина сразу остановилась: какой накат может быть в воде! При троганье, судорожно дернувшись, колеса тут же закопались в песок, «ватерлиния» ушла под воду, и мотор, прощально булькнув, захлебнулся. А мы остались без главного тягача. На подмогу устремилась инжекторная «Нива» с лямбда-зондом и катализатором. Нельзя, конечно, но трактора у нас нет, а выручать «вояку» надо. Едва зацепили трос, как и второй вездеход вошел в дно по мосты. Двигатель замолчал - еще одним утопленником стало больше. Пришлось задействовать испытанную «длинную» «Ниву». Пусть она не столь современна, с карбюратором, зато жива-здорова и на берегу. Оттуда длинным буксиром она легко выволокла несостоявшихся мореходов на твердую почву. Урок пошел впрок. Теперь мы убедились, что останавливаться на переправенельзя. Течение быстро размы вает грунт, засасывая неподвижные колеса не хуже болота. Хотя брод был глубже «беспроблемной» отметки, испытывая легковушки, решили ограничиться минимально разумной подготовкой: убрали магнитолы и отсоединили низко расположенные воздухозаборники на «Волге» и «десятке» (на «Волге» достаточно снять два шланга с патрубков воздушного фильтра). ВАЗ-2109 и 2110 уверенно преодолели водную преграду, хотя легкий задок почти всплыл, норовя развернуться по течению. К счастью, на переднеприводном автомобиле основной вес приходится на передние - ведущие - колеса, и они хорошо зацепляются за грунт. К тому же, если машину разворачивает, остается возможность подправить курс рулем и умеренным газом. «Классика» такой возможности лишена, но и «Жигули», и «Волга» с заданием справились (правда, ценой подтопленного салона «шестерки»). Настал черед «Оды». Для разнообразия двигаться решили задом наперед. В этом есть свой резон - воды вдвигатель попадает меньше. Поначалу все шло хорошо. Но как только арки скрылись в воде, ИЖ, покачиваясь на волне, устремился вниз по течению. Машина оказалась довольно герметичной и тонуть не хотела, а ниже по речке глубина с руками!.. С трудом одолев напор стихии, смогли открыть дверь и, наполнив салон водой, быстренько притопить машину на мелководье. Брод остался далеко в стороне, а глубина по стекла дверей! Удивительно: на поверхности только воздушный фильтр, а незаглушенный в суете двигатель продолжал работать! Ехать, правда, все равно было некуда. На правах рекламы П3£-1£АР - надежность и гарантия качестваДаже наступление эры инжекторных двигателей с электробензонасосами не позволяет забыть старый добрый механический бензонасос для их карбюраторных предшественников. Компания "Топливные системы" из Санкт-Петербурга уже несколько лет выпускает для владельцев отечественных карбюраторных автомобилей практически всех моделей высококачественные бензонасосы марки "ПЕКАР". Эта марка хорошо зарекомендовала себя на рынках автозапчастей и комплектующих. Номенклатура бензонасосов включает в себя изделия для автомобилей ВАЗ, "Москвич" и "Запорожец" (700-я серия), а также для автомобилей "Волга", "Соболь", Газель и УАЗ (900-я серия). Недавно 900-я серия пополнилась новым собратом - насосом 901-21 для автомобилей "Газель", и "Соболь" с двигателями 406-го семейства. ^^штт^шт^м В чем же преимущества насосов 900-й серии питерского производства ? Сегодня к бензонасосам для карбюраторных двигателей предъявляются более жесткие требования. Возросли температуры рабочих процессов в двигателе, ужесточились требования к качеству всасывания. И сразу в полной мере проявились недостатки, свойственные старым, привычным нам по куполообразной форме крышки, насосам. К примеру - интенсивное образование паровых пробок, препятствующих нормальному запуску горячего двигателя. Петербуржцы смогли справиться с этой проблемой, разработав оригинальную конструкцию. Отказ от сферической формы надклапанного пространства и его оптимизация позволили минимизировать паразитные емкости, способствующие образованию паровых пробок. И ныне двигатели с насосами от "Топливных систем" начисто лишены подобного недуга. Для повышения надёжности работы бензонасоса вместо ранее использовавшегося сборного металло-пластакового клапанного узла, состоявшего из 31 элемента, был разработан новый, число элементов которого сократилось до 4. Это стало возможным благодаря применению клапана типа "гриб" из высококачественной резины производства французской фирмы EFFBE. Во всех без исключения насосах "ПЕКАР" применяется импортная двухслойная маслобензостойкая мембрана черного цвета, конструкция и качество которой таковы, что даже при выходе из строя одного слоя, второй предотвратит попадание топлива в картер двигателя. Гальваническое покрытие деталей бензонасоса, давно и успешно применяющееся в оборонной промышленности, обеспечивает надежную защиту от неблагоприятного воздействия агрессивных сред. Ремкомплекты, выпускаемые на предприятии, позволяют, при необходимости, вдохнуть в изделие вторую жизнь без значительных материальных затрат. При этом старым остается только корпус. Еще до начала серийного производства бензонасосы прошли сертификационные испытания на центральном автополигоне НИЦИАМТ. А специальные тесты по методике фирмы Porsche подтвердили работоспособность насосов 900-й серии при работе в экстремальных условиях эксплуатации в диапазоне температур от -40° до +50 "С. Вот уже более пяти лет насосы поступают на конвейеры Заволжского (ОАО "ЗМЗ") и Ульяновского (ОАО "Волжские моторы") моторных заводов. Можно с уверенностью сказать, что бензонасос "ПЕКАР" станет верным другом Вам и Вашему автомобилю!Но какова живучесть! А говорят, главное, чтобы кузов с оцинковкой... Вытащили утопающего все той же карбюраторной «Нивой» с длинным тросом. В ил решили не соваться: эта «Нива» была последней надеждой, поскольку ее инжекторная сестрица, даже слив воду из глушителя, заводиться отказывалась. К концу дня подсчитали потери. «Козлику» в стартер и сцепление набился песок. Все заработало только после прочистки. У ВАЗ-21214 залило «мозги» - причину неисправности подсказал замолчавший электробензонасос. Пришлось снимать блок управления и сушить плату на солнышке. После воздушных процедур впрыск заработал как ни в чем не бывало. Повезло! По всей видимости, уцелели и лямбда-зонд с катализатором - ошибок просохший компьютер не обнаружил, токсичность отработавших газов - в пределах нормы. Впрысковая «девятка» избежала «промывки мозгов», хотя вода и попала в салон: блок здесь расположен выше, чем у «Нивы».В плавание уходим без ремня.От гидроудара «десятку» спасет перевернутый фильтр......а «Волгу»-снятые патрубки.После промывки «мозги» нужно просушить.Применяемость бензонасосовбензонасоса МАРКА АВТОМОБИЛЯЕСЛИ не считать вымокших сидений, «Ода» будто не плавала. Возможные скрытые последствия пока никак не проявились. Впрочем, сушить пришлось все машины. Главное - ни в один агрегат вода так и не попала. Молодцы автостроители! Впрочем, переоценивать возможности их созданий все же не стоит. Иначе вряд ли удастся выйти сухим из воды. 1»1УАЗ всех модификаций 900 "Волга", "Газель", "Соболь" с двигателями 901 I ЗМЗ 402.10 и его модификациями 901-21 I 'Газель", "Соболь" с двигателями ЗМЗ 4061.10 и ЗМЗ 4063.10 700 I ИЖ, АЗЛК с двигателями Уфимского завода 701 I ВАЗ-2101-2107 и их модификации; ВАЗ-2121, 21213 "Нива", I АЗЛК и ИЖ с двигателями ВАЗ 702 I ВАЗ-2108-21099 и их модификации 703 ЗАЗ-1102 Таврия" с двигателем МеМЗ 245ООО "ТОПЛИВНЫЕ СИСТЕМЫ":Санкт-Петербург, ул.Самойловой, 5, т.: (812) 166-64-76, ф.: 166-63-12 e-mail: [email protected] ru, www.topsys.spb.ru ФИЛИАЛЫ: Москва, ул. Южнопортовая. 22 т./ф. (095) 958-91-27, 107-73-95 Нижний Новгород, ул. Удмуртская, 4 т./(' (8312) 166-130, 166-133 Тольятти, Обводное шоссе, 66 т./( (8482)29-80-58, 29-81-62