174
175
НЕДОГЛЯДЕЛИРЕМОНТ и СЕРВИС | МАСТЕРСКАЯКОВАРСТВОТЕПЛОРОДАНе каждый, кому приходится обращаться к дилеру, умеет отстаивать свои права, сетует Анатолий Вайсман.История, случившаяся с Гариком,владельцем «Вольво‑S40», ни‑сколько не удивила, – от «твор‑ческого» общения с дилерому нас не застрахован никто.ОБСЛУЖИЛИ В ДЫМ7 июня 2010 года автомобиль нашегогероя – «Вольво‑S40» с двигателемB5244SS при пробеге 90 528 км прошелочередное ТО в московском техцентре«Муса Моторс В». Заплатив 20 000 руб­лей, хозяин уехал домой вполне удов­летворенным: работы выполненыв полном объеме и никаких дефектову машины не обнаружено. С юриди‑ческой точки зрения все правильно.Но «не обнаружено» вовсе не означает,что дефектов нет. Их или не увидели,или не сочли нужным исправить.17 июля 2010 года бортовой ком‑пьютер сообщил о неисправностив системе очистки отработавших газов.Владелец немедленно пригнал машинук дилеру для устранения неполадок.И даже безропотно оплатил работу –ведь дефект, по его разумению, не имелникакого отношения к недавнему ТО.Специалисты заменили маслоуловительи сальники распредвала и пожелалидолгих лет жизни. Но на пятый ее деньстала загораться лампочка аварийногодавления масла в двигателе, а из-подкапота повалил дым.И вновь Гарик у дилера. Тот пер‑вым делом проверил уровни маслаи охлаждающей жидкости, признал ихнормальными, но все же предложилоставить машину для более деталь‑ного изучения. Может, дымила вовсене «Вольво», а чебуречная по соседству.и погубить их!). И утешили: «Тебе ещеповезло. Ведь мог бы машину спалитьи сам сгореть заживо. А 342 188 рублейза новый мотор – не деньги. Бываети хуже».Не будучи искушен в автомобиль‑ных науках, владелец все же спросил:допустим, мол, двигатель перегрет,но что послужило причиной? Не повто‑рится ли такая напасть и с новым? В от‑вет специалисты лишь пожали плеча‑ми: физика теплорода – наука темная,так что на все воля господня!Поразмыслив две недели, Гариквручил фирме претензию с требовани‑ем бесплатно отремонтировать двига‑тель, полагая, что он был перегретиз-за недобросовестного ТО. Толькосервис не проведешь – тот вышелсо встречным предложением: создатькомиссию, которая в присутствии хо‑зяина исследует двигатель. В составее включили независимого экспертаиз Национального экспертного центра  Забитый грязью радиатор кондици­онера. Но если бы перегревался только он!Расположенный за ним радиатор двигателяостался без воздуха. Результат вы знаете.ТАЙНА ПЕРЕГРЕВАЧерез неделю Гарика любезно при‑гласили в сервис. Как оказалось, безведома и согласия владельца двигательуспели основательно разобрать. По‑ка владелец осмысливал увиденное,специалисты убедительно объяснялиразборку необходимостью немедленноустановить причины перегрева (будтонепонятная болезнь может перекинуть‑ся на еще исправные узлы и механизмы  Головка цилиндров. Здесь налицо следыкоробления: камера сгорания избыточнозамаслена, нагар местами смыт напоромантифриза.«Автомобили». 7 сентября 2010 годадвигатель был дотошно изучен,но остальные части автомобиля спецовне заинтересовали. Причина перегрева,несмотря на 12 000 рублей, полученныхс «погорельца» экспертами, так и оста‑лась тайной.Перегрев налицо, причины не уста‑новлены, а значит, виновник, по мне‑нию дилера, – владелец. Ему и распла‑чиваться. Тогда Гарик обратился в суд.В ИСКЕ ОТКАЗАТЬДело нехотя завертелось… Вскоре судпостановил провести судебную экспер‑тизу, – привлекли для этого ВНИИН‑МАШ. На сей раз всероссийская наукаоказалась на высоте: 11 июня 2011 годаГарик наконец-то узнал, почему дви‑гатель был перегрет. Ученый советопределил: здоровенный радиатор кон‑диционера (на фото – лишь его фраг‑мент), наглухо забитый многослойной(летней, с мошкарой, и зимней, с вклю‑чениями каменной крошки) грязью,просто перекрывал доступ воздухак радиатору двигателя. Остроту науч‑ного взгляда оценили в 30 000 рублей.Выходит, если бы специалистыпроводили ТО в полном объеме, на‑верняка заметили бы заросший грязьюрадиатор, почистили и получили быза это, сколько причитается. Но зачемосматривать, если проще поставить га‑лочку в заказе-наряде, – на замене мас‑ла и фильтров заработаешь больше!Мало того, в последней поездкеГарик и не подозревал о перегреве –никакого звоночка от системы само‑диагностики не было. Похоже, ее в ходеТО не опрашивали, иначе, по нашемуразумению, все же нашли бы неисправ‑ность.Увы, гуманный суд не принял этово внимание. Доводы представителейдилера, конечно, звучали для судьиболее профессионально и убедительно:виноват только владелец. Мотор ужестарый, а хозяин недосмотрел, не уви‑дел грязь на радиаторе, не заказал фир‑ме его очистку. (То, что осмотр ради­атора входит в регламент ТО, а в картеосмотра его состояние оценили словом174 За рулем 06/2012174-175(1_3G)_Garic.indd 17411.05.2012 14:09:15   «норма», было проигнорировано.)Короче, причинно-следственной связи между небрежно проведенным ТОи перегревом двигателя суд не усмотрели в иске владельцу отказал. А позжеоставил без удовлетворения и кассационную жалобу. Решение вступило в законную силу.Спустя полтора года с моментазлосчастного перегрева Гарик получилназад свое некогда движимое имущество. Блок двигателя – в пыли и паутине под капотом, остальное – в багажнике, россыпью. А на посошок – счетна 11 000 рублей за демонтаж головки.Но этот клок шерсти страдальцу удалось отстоять: не заказывал, мол, я этууслугу.  Отчегоперегрелся?Пока неясно,но основательносмытый нагарна поршнях –результатпопадания сюдаантифриза. Факткоробленияголовки и блокацилинд­ровнеоспорим.РЫЛЬЦЕ В ПУШКУЗАБЫТОЕ СЛОВО «РЕМОНТ»Почему дилер разобрал мотор без ведома владельца? Ни письменное,ни устное его согласие на это действиев материалах дела не упоминается.А причина в том, что нынче стало нормой навязывать людям услуги и делатьна этом деньги. Уж не потому ли такдолго искали первопричину перегрева,что не хотели найти? Ведь, чтобы увидеть радиатор, даже нагибаться не нужно – есть подъемник.Во время ТО заказчик указална проблемы с кондиционером: тот самопроизвольно отключался. Мастерперезаправил систему. Но не смекнул,что тепловая защита может срабатывать не только из-за нехватки фреона,но и вследствие ухудшения обдуварадиатора. Проверял ли радиатор? Этовряд ли. Иначе не счел бы эту грязьнормой!Сотрудников сервиса не насторожил и сигнал контрольной лампочкидавления масла. Ведь одна из самыхВЛАДЕЛЕЦ БЕЗ МИНИМУМА ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ –ЛЕГКАЯ ДОБЫЧА ДЛЯ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ МАСТЕРОВ.очевидных причин – уменьшение вязкости масла в перегретом моторе.Дилер двигатели не ремонтирует –только меняет. Но почему специалистысчитают мотор B5244SS неремонтопригодным? Залитые в алюминий блокагильзы вполне допускают расточкуна 0,2 мм, а фирма «Мале» выпускаетремонтные поршни и для этого двигателя. Может, дилеру гораздо выгоднеесклонить клиента к замене мотора, чемотпустить к конкурентам для ремонта?Экспертиза, выполненная экспертом ВНИИНМАШа Ю.А. Кезе, формально безупречна. Лишь несколькодосадных моментов подпортили впечатление от этого документа. Так, призамерах деформации головки блокабыло получено 0,43 мм. А максимальнодопускаемые производителем величины, за пределами которых головку дажене ремонтируют, – 0,5 мм. Экспертрешил, что головку можно ставить какесть. Чудовищный оптимизм – разумеется, нужен ремонт! А обмеряя блокцилиндров, возможность его ремонтаэксперт поставил под сомнение. Подвело инженера то, что цилиндры из-задеформации выступали кое-где надпривалочной плоскостью на 0,08 мм,а заводских норм… найти не удалось.Но таких норм вообще нет, поскольку из монолитного блока цилиндрыне должны выступать.ЭПИЛОГПод занавес этой эпопеи довелосьи мне пощупать руками невезучиймотор. Да, деформирован, но это ещене смертный приговор! Более того,расточка цилиндров, о возможностикоторой дилер то ли не знал, то лине хотел знать, проще и дешевле, чемсухая гильзовка. Работы без стоимостизапчастей обошлись в 67 000 рублей,общие затраты на восстановление силового агрегата – в 120 000. На тяжбус сервисом ушло 80 000 рублей.Вывод очевиден: кто не хочет бытьв чьем-то бизнесе дойной коровой илиположить жизнь на тяжбы, долженобзавестись хотя бы минимальнымитехническими знаниями. Либо оченьхорошими доходами и адвокатами.На правах рекламыЗа рулем 06/2012 175174-175(1_3G)_Garic.indd 17511.05.2012 14:09:16