176
РЕМОНТ и СЕРВИС | КОНКУРС ЗНАТОКОВПО СУХОМУ ЛЬДУВиктор Кириллов из Тольятти за ответ на задачу «Ой, мороз, мороз» (ЗР, 2012, № 3) получает навигатор MNS‑525MP фирмы MysteryElectronics c высокопроизводительным процессором Samsung и GPS-модулем NXP компании Philips Semiconductors.Задача № 50 для большинстваоказалась элементарно простой. Коротко условие звучиттак: почему в мороз градусовтридцать и ниже обледенелые дорогине такие скользкие, как при нуле,и позволяют спокойно ездить чуть лине на летних покрышках?Большинство ответов – безукоризненные. Во многих слышится прямоевлияние проводимых нами тестовшин, но что в этом плохого? Знатокиучатся – и чему-то учат нас. Пусть жев июньскую жару мысленно ощутятприятное пощипывание морозца,ведь обязательно придет и реальный,который надобно встретить не тольков тулупе, но и с подходящими шинами.Условия работы летних и зимнихшин, мягко говоря, разные. Вот почемуматериалы для зимы мягче: шинане должна дубеть, как летняя, у которой из-за этого хуже сцепление с дорогой. Затвердевшие шашки протекторане способны как следует зацепитьсяза шероховатости покрытия, и в гололедицу летнее колесо запросто срывается в скольжение.Протектор зимней шины в стужуоптимально упруг, но еще важнееего рисунок. Для плотно укатанногоснега и льда очень важна нарезкашашек (блоков) на множество гибкихпластинок-ламелей мудреной формы.Их задача – обеспечить шине максимальное сцепление с неровностяминакатанного снега и льда. Заоднои теплопроводность шашек снижается:они меньше греют лед. В некоторыхконструкциях прорези, входя в контактс дорогой, несколько раскрываютсяи образуют подобия присосок.А вот от шипов в сильный морозмало проку. Чем ниже температура,тем тверже лед. Наступает момент,когда шип вообще не может в него внедриться, а при этом еще и сцеплениюшашек с покрытием сильно мешает.Остается надежда лишь на зимниешины без шипов, «липучки». Имлишь бы морозец был крепче.Причина многих проблемна дороге – коварная природа водывблизи нуля по Цельсию. Даже небольшое изменение температуры в плюс илиминус резко меняет силы сцепленияшин. Чуть подтаяло – под колесамисмазка, машиной управлять трудно.Слегка прихватило морозцем – ехатьгораздо лучше. Но почему так различаются результаты, если температураменялась мало? Нуль по Цельсию – этоточка таяния льда или замерзания воды:тут мы видим либо мокрый, тающийлед, либо начавшую замерзать воду.Направление процесса зависит от подвода (или отвода) тепловой энергии.Охладится воздух на несколькоградусов – вода замерзнет. Но нульрядом, поэтому даже небольшой инъекции энергии достаточно, чтобы ледвновь стал подтаивать, влага заполнилашероховатости, они сгладились и шиныначали буксовать (на практике – стоитчуть резче приоткрыть дроссель).Однако в сильный мороз запуститьэтот механизм сложнее. Энергии нужнобольше – особенно для сухого снега,у которого теплопроводность разаЗАДАЧА № 53СЕКРЕТ ПОЛИШИНЕЛЯ?С этой проблемой Вася столкнулсядавно. При хорошем уходе, своевременной замене тормозной жидкостии полной внешней исправности передних рабочих цилиндров их поршнисначала заедало, а позже совсемзаклинивало. Избавиться от этих бедоказалось несложно, – и сегодня, ужена современных авто, Вася нет-нет даи применит свои знания. Не на сервис же надеяться! Там детали тупоменяют, не интересуясь, почемупогибли. Наука слесарям ни к чему –заработки упадут…Итак, знатоки, внимание: какованаиболее частая причина отказапереднего тормозного цилиндра? И чтос ним делать?Ответ с пометкой «Конкурс»отправьте до 1 июля 2012 годапо адресу: 107045, Москва, Селивер‑стов пер., 10, или по e‑mail: [email protected]Укажите ваш контактный телефон илииной способ быстрой связи. (Победителяпредставим в сентябрьском номере.)ПРИЗ!в два ниже. Лыжники и конькобежцыхорошо знают, насколько ухудшаетсяскольжение в мороз.Но мы едем аккуратно,не скользим… Представим: колесаспокойно катятся, нагрев резиныот внутреннего трения мал, а снаружиее охлаждает жуткий морозище. Дажепри остановке машины под колесамине очень-то мокро, а на ходу тем паче.Удельная теплота плавления льда однаиз самых высоких в природе – около80 кал/г. Этого хватит, чтобы 1 г водынагреть от 20 ºC до кипения. А ведь дляплавки льда нужно сначала нагретьего до нуля. Чем сильней мороз, темменьше риск того, что катящеесяколесо, да еще холодное, успеет это сделать, вот и едет машина посуху.Но осторожность лишнейне бывает. К примеру, зачем штурмовать обледенелые ямы и колеи, которыемогут выкинуть с дороги и новичка,и профессионала? Глупее только показуха, когда шибко гордый хозяин сотенлошадиных сил уверен, что не нуждается в помощи Деда Мороза.Цитируем победителя: «Коэффициент сцепления льда сильно зависитот температуры. Если при 0 ºC онсоставляет около 0,05, то при минус12 ºC увеличивается до 0,3, а при температуре за минус 30 ºC – до 0,4. При низких температурах лед не такой ужи скользкий». Некоторые читателиприводили слегка отличающиесяданные – но в принципе близкие.Кстати, совершенно очевидно, что самопонятие «лед» – сложное. Покрытиереальной дороги всегда неоднородно.Где граница между спрессованнымтысячами колес снегом и тем, что мыназываем льдом? О последнем можноговорить долго: сплошной, пузырчатый, зернистый, сглаженный, шероховатый, с включениями грязи, песка,нефтепродуктов...Итак, в сильный мороз «липучки»вполне себя оправдывают, колихозяин – хомо сапиенс, то есть человекразумный. Надеемся, таков каждыйнаш читатель.Всем знатокам спасибо. ВиктораКириллова поздравляем с победой!176 За рулем 06/2012176_Konkyrs 06.indd 17611.05.2012 14:09:02