76
77
78
79
СИСТЕМЫ РАСПОЗНАВАНИЯ ЗНАКОВАВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТДАЙ ЗНАК!Дальняя дорога замыливаетглаз. Того и гляди прозеваешьочередной дорожный знак.Хорошо, если все обойдется,а попробуй-ка объяснитьполицейскому, что нарушилне нарочно.Кирилл Милешкини Максим Сачков отправилисьв пробег по Подмосковью –посмотреть на знакиэлектронными глазами.Увидеокамеры переднегообзора достаточно работы.Тем не менее список объек‑тов, которые она фиксирует,продолжает расти. Образы авто‑мобилей и пешеходов, дорожнаяразметка, а теперь еще и знаки.Разумеется, не все. Чтобы системане распылялась по пустякам, раз‑работчики вложили в электрон‑ную память минимум символов:ограничение максимальной ско‑рости, запрет обгона и сопряжен‑ные с ними таблички с временеми зоной действия, знаки отмены.Их и распознает система, переда‑вая изображение на панель при‑боров. Машин с такой опцией поканемного, среди поставляемых к намеще меньше. На тест попали БМВ3‑й серии и «Опель-Инсигния».И хотя задачи у этих систем одина‑ковые, различий в работе набра‑лось предостаточно.ПРЕДМЕТ И МЕТОДТипичные ситуации для проверкиустройств в избытке предостав‑ляют дороги общего пользования.Подмосковные трассы богатыразличными ограничениями ско‑рости, более узкие шоссе – запре‑щающими обгон «леденцами»,76магистраль и скоростное кольцов черте города – нестандартнымизнаками, которые видеоглазок дол‑жен считать на довольно быстромходу. Маршрут мы прошли дважды:в светлое время и в темноте. При‑чем днем ветровое стекло пери­одически смачивал дождь, а боль‑шегрузные фуры щедро обдавалигрязью. В общем, от дорожныхреалий не отступили.В отличие от большинстваэлектронных ассистентов, ответ‑ственный за распознавание зна‑ков устроен сравнительно просто.Камера выхватывает и сверяетсо своей картотекой таблички,схожие по форме, набору и располо‑жению символов. На похожие огра‑ничения максимальной массы иливысоты автомобиля (тоже крупныецифры в красной окантовке) ска‑неры не реагируют. Правда, доходитдо курьезов. При обгоне очередногогрузовика «Опель» неожиданновысветил на дисплее «30». Ока‑залось, сканер считал миниатюр‑ный знак ограничения скоростина цистерне поливальной машины.БМВ известны знаки запретаобгона и ограничения скорости,а также их отмены. В инструкцииупоминаются еще дополнительныеинформационные таблички «Влаж‑ная дорога» и «Зона действия».Забегая вперед, скажем, что пер‑вые нам за время прохождениямаршрута не попались, а на другиемашина попросту не отреагировала.«Опель», даром что попроще брен‑дом, несет более весомый багажзнаний. Например, выучил знаки«Автомагистраль», «Дорога дляавтомобилей», «Пешеходная зона»,да и таблички, сопутствующиеосновным знакам, камера «Опельай» (Opel Eye) не игнорирует.ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХБМВ разочаровывает в первыеминуты: знаки «80» на правой обо‑чине широких московских маги‑стралей он замечает редко. «Опель»чуть внимательнее. Но чувствуется,что для систем эти условия нештат‑ные: на столь широкой дорогенужно дублировать информациюна растяжках, верхней рампе илиразделительном барьере.За городом помощники зара‑ботали увереннее: отвлекающейинформации меньше, а знакигораздо ближе. Однако и в этом гор‑шочке меда не обошлось без дегтя.«Опель» чувствителен к ориента‑ции знака. Если тот чуть наклоненЗа рулем 06/2012076-079_BMW OPEL.indd 7611.05.2012 11:52:44   Подача информации «баварцем» вышевсяких похвал: цветные знаки транслируются на проекционный дисплейвместе с текущим значением скорости.Информация о запрете и разрешении обгонов выскакивает отдельными символами –пропустить или перепутать невозможно.БМВ Проекция на ветровое стекло. Почтине реагирует на ухудшение видимости.Высокий процент распознавания, видитсветодиодные, временные и висящие наддорогой знаки. Нечетко реагирует на знаки на широкойдороге. Подсказки навигации о разрешенной скорости не всегда верны, полезен был бы контроль зоны действия знаков при помощи навигационной системы.или развернут, камера пропускает его.У БМВ свои причуды. В штатной навигации «баварца» зашиты ограниченияскорости для всех дорог. Если сканерне видит придорожных знаков, компьютер опирается на данные дорожныхкарт. Но лучше бы он этого не делал!Электронный Сусанин не всегда четкоотслеживает границы населенныхпунктов, переключая лимиты «60»и «90». А иной раз высвечивает совершенно необъяснимые ограниченияв 50 или 70 км/ч, причем смена происходит в лесу или чистом поле. Система«Опель ай» лишена привязки к навигации, отслеживает только реальнуюпридорожную информацию, а потомуи дезинформирует водителя реже.От системы БМВ, которойпомогает навигация, мы ожидалиболее интеллектуального подхода.А именно – что она будет точнее отслеживать зоны запретов обгона или ограничения скорости. Ведь часто эти знакидействуют до ближайшего перекрестка,которые как раз отлично распознаетнавигатор. Но почему-то в этом случаеот его помощи отказались. В итоге знакгорит, пока не появится его отмена,метка в электронной карте с инымограничением скорости или окончание  Кирилл Милешкин: «Появляющиесяна проекционном дисплее цветные символызапрета обгона и его отмены просмотретьневозможно, а вот реальные знаки на обочине дорог – запросто. Темнота, капли илигрязь на ветровом стекле камере не помеха.Мне бы такие зоркие глаза! В итоге БМВ превосходит «Опель» по двум ключевым параметрам – качеству сканирования и подачеинформации.Что касается неправильных подсказокнавигации об ограничении скорости, то онани разу их не завысила относительно реального лимита».  Оба сканерараспознают знаки,нарисованныена прямоугольникахвременных щитов, –ведь важна формарисунка, а не подложка.Кроме того,системы четковыхватывают ограничения скорости,горящие на светодиодных табло (хотяцвета не совпадают с таковымина обычных дорожных знаках), на растяжках и металлических фермах.За рулем 06/2012076-079_BMW OPEL.indd 777711.05.2012 11:25:26   Максим Сачков: «Я предпочел бы«Опель ай». Электронный ассистент«баварца» напоминает чересчур заботливую бабушку, тщательно оберегающуюот всякого рода напастей своего любимоговнука, а его земляк из Рюссельсхайма –молодого папашу, который предоставляетребенку достаточно свободы и подстраховывает лишь в опасных ситуациях. Мнебольше по душе, когда человек полагается на себя и не ждет постоянно помощиот других. Хотя и таким людям в труднуюминуту дельный совет пригодится».«Опель» Распознает дополнительные табличкии знаки «Автомагистраль». Выдаетинформацию только о реальных дорожных знаках, не путая водителя. Видитсветодиодные, временные и висящие наддорогой знаки. Знаки, отменяющие и разрешающие обгон, удерживаются на дисплее всего 15 с.Систему необходимо активировать послекаждого пуска двигателя. Эффективностьснижается ночью и при дожде. Не распознает криво стоящие знаки.заданного временного интервала.Последний нам точно определитьне удалось: знаки горели на панелиразное время, выявить какую-либозависимость мы не смогли. Кстати,так же поступает и «Инсигния». А вотзнак, запрещающий обгон, машинагасит четко спустя 15 секунд. К чемутакая спешка? Жирный минус за подачуинформации.ДЕФЕКТЫ ЗРЕНИЯКратковременный, но сильный дождьподпортил «Опелю» оценку за точность. Капли на стекле, которыене успевают смахивать щетки, снижают78бдительность ассистента вдвое. Аналогично влияет на остроту его зренияи включенный в ночное время дальнийсвет: электроника стабильно игнорировала знаки, попадающие в свет фар.БМВ таких капризов себе не позволяет.Но не надейтесь, что системапреду­предит вас о знаке заранее.При заявленной стометровой дальнобойности, камеры и «Опеля», и БМВпередают информацию на дисплеине раньше, чем знак поравняетсяс передним бампером. А «баварец»и вовсе выдерживает театральнуюпаузу и выдает сообщение, лишь когдастолбик замаячит в зеркале заднеговида. Причем это не зависит от погодных условий или времени суток.Кроме того, если знак хотя бынемного перекрыт стоящим на обочине грузовиком (человеческий глазотлавливает его и в этом случае), сканеры бессильны. Даже если дорожный«леденец» расположен чуть поодаль,  Всякий раз, бросаявзгляд на монитор«Опеля», изрядноотвлекаешься от дороги. Периферическимзрением предупреждения тоже не увидишь:монохромные подсказки не блещут четкостьюизображения.  Система требуетперезапуска послекаждого старта двигателя. Она нужна далеконе в каждой поездке,так что это простительно. Чего не скажешьо том, как автор менювладеет русским.За рулем 06/2012076-079_BMW OPEL.indd 7811.05.2012 18:15:58 ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМ (максимум 5 баллов)БМВ3‑й серииКак поданаинформация354*3Быстрота реакции34Работа при плохойвидимости(ночь, дождь)53Контроль зоныдействия знака44Реакцияна нестандартныеи временные знакиСредний балл3Количествоугаданных знаковгарантированно система засечет еготолько на невысокой скорости. Вообщечем выше забирается стрелка спидоме‑тра, тем хуже становится реакция асси‑стентов. Например, при разрешенныхна магистрали 110 км/ч сбои в работеслучались даже в идеальных условиях.А если оценивать точность сраба‑тывания по итогам всего теста, БМВсправился примерно с 90% встретив‑шихся знаков, «Опель» – с 75%.Посовещавшись, вынесли общийвердикт. Вреда опробованные системыне приносят, а в некоторых случаяхих подсказки полезны. Ведь привсей внимательности и опыте всемы люди, которым, известное дело,свойственно ошибаться. Да что далекоходить – за время 600‑километровоготеста мы пару-тройку раз пропускаливажную информацию. Тут-то лишниеэлектронные глаза совсем не мешали.А что иногда сбиваются – прости‑тельно. Ведь они – как начинающиеводители, только набираются опыта.И, к счастью, те оплошности, кото‑рые они допускают, – это не грубыеошибки, а свойственные новичкампомарки.5Набор знаков,узнаваемыхсистемой  Второе поколение камеры «Опель ай»стало компактнее, однако упитанную«тушку» салонное зеркало все равноне скрывает. Из-за этого страдает и без тогоне лучшая обзорность.«ОпельИнсигния»554,13,9*Без учета подсказок навигационной системы.За рулем 06/2012076-079_BMW OPEL.indd 797911.05.2012 11:28:01