60
61
62
63
64
65
66
67
В ДЕЛЕMITSUBISHI i‑MiEVАВТОМОБИЛИ | ИСПЫТАНОРАЗРАЗИМЕНЯ ГРОММашина на электричестве добралась и до нас. На что способенэлектрокар, приживется ли в наших широтах, рассуждаютиспытатели «За рулем».Вячеслав СубботинКоличество поездок – 23Продолжительность – 10 днейПротяженность – около 320 кмПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЗАРЯДБлижайшая розетка для электрокара«Мицубиси i‑MiEV», понурившегосяи разряженного символа светлогоэлектрического будущего, – в вести‑бюле редакции. Двадцати метровпровода должно хватить. Торо‑пясь на деловую встречу, растолкална крыльце курильщиков – загрязни‑телей атмосферы, быстренько размо‑тал с катушки провод и протянул его60к авто. В салоне загорелся индикаторзаряда: ура, пошла напруга, через6 часов я стану самым зеленым авто‑мобилистом в городе. А пока – бегомв метро!ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕКогда вернулся в редакцию, во двореи на первом этаже дома было непри‑вычно темно. Сослуживцы смотрелина меня искоса, а наш электрик ковы‑рялся в электрощите.От авто попахивало сгоревшейпроводкой. Так и есть: это мы с лиде‑ром прогресса устроили короткоезамыкание и обесточили полредакции.За рулем 06/2012060-067(1_2G)_i-Mev.indd 6011.05.2012 18:12:33  Инвертор и блокуправления можнобыло убратьиз багажника,если бы авто про‑ектировали заново,а не переделывалииз бензинового.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯMitsubishi i‑MiEVРазмеры:длина×ширина×высота, мм 3475×1475×1610Колесная база, мм 2550Колея спереди/сзади, мм 1310/1270Объем багажника, л 168Масса снаряженная/полная, кг 1110/1450Разгон 0–100 км/ч, с 15,2Максимальная скорость, км/ч 130Запас хода, км 150Потребление электроэнергии, Вт·ч/км, 135  Когда полностьюразряжается тяговаябатарея, энергиив дополнительной ещенавалом. Светят фона‑ри и фары, работаютаварийка, сигнализа‑ция, мультимедиа.ДВИГАТЕЛЬ: электромотор, 49 кВт/67 л.с.при 2500–8000 об/мин,180 Н·м при 0–2000 об/мин.ТРАНСМИССИЯ:задний привод; автоматическая.ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – «МакФерсон»/зависимая; тормоза – дисковыевентилируемые/барабанные; шины – 145/65R15,175/55R15.ЦЕНА: 1 799 000 руб. Просторный задний ряд, хорошаядинамика. Гарантированный пробег очень сильнозависит от погодных условий. Заряжаешься? Предупреди окружающих.Мой коллега, паркуясь рядом, намотал про‑вод на колесо и чуть не раскрошил «залив‑ную горловину» i-MiEV.В катушке, не размотанной до конца,от высокого тока расплавилась изоляция, всё и закоротило. Стоило прочитать инструкцию, прежде чем хвататься за провода. Зарядный ток 15 А!Еще выяснил, что для полногонасыщения аккумулятора от сети 220 Впотребуется 8–10 часов, а режимомзарядки можно управлять с пульта: установить таймер, согреть или охладитьсалон, не разряжая тяговую батарею.Последняя питает только мотор и печку,все остальное – дворники, фары, мультимедиа и пр. – работает от дополнительного, штатного аккумулятора.На следующий день я подготовился к приключениям на все сто.Катушку заменил обычным проводом:места меньше занимает, разматыватьлегче, розетка на конце защищенакрышкой – ни вода, ни снег не попадут.Запасся теплой одеждой и буксирнымтросом. Наконец, смог внятно отвечатьдаже на шутки коллег, повесившихна двери моего кабинета табличку:«Высокое напряжение. Не подходи,убьет!».ПОДДАЙТЕ ТОКУГордый собою, я катил по забитыммосковским проспектам на автомобиле будущего. Хотелось крикнуть в окно чадящим собратьям:«Смотрите, я не засоряю атмосферу,не усугубляю парниковый эффект, едупрактически бесшумно». Но братьялишь теснили мой крошечный автомобиль, нисколько не обращая вниманияна инновационный шильдик i‑MiEV.Если на стекло прилепить бумажкус ценой этого малыша, уважения,наверное, прибавилось бы?Впрочем, особо и не рассчитывал на расположение автомобилистов, увидевших просто крошечноеавто для блондинки. Поэтому мнеприходилось на каждом километредороги доказывать состоятельностьнашей пары: быстро ориентироваться, перестраиваться и шустроехать. Я наслаждался, управляя этимснарядом. Да, его абсолютные показатели не произведут впечатленияна обывателя: кого удивят максималка в 130 км/ч или разгон до сотниза 15 секунд? Но как они протекают!У электромотора ни рывков, ни провалов, ни перекруток. Подхват с самогониза, напористый, уве­ренный.Задний привод, отключаемаясистема стабилизации, узкие шины,аппарат пусть и тяжелый, но с низким центром тяжести (батарея подЗа рулем 06/2012060-067(1_2G)_i-Mev.indd 616111.05.2012 18:02:10 В ДЕЛЕ| ИСПЫТАНОMITSUBISHI i‑MiEVПОЛНЫЙ БАК, ПОЖАЛУЙСТА!Зарядить электромобиль несложно. Подъезжаем к компактной консоли заряднойстанции (время полного заряда батареиздесь – от 3 до 14 часов, в зависимостиот емкости). Приложив к верхней частистойки ключ-карту, открываем кожух,за которым пара розеток: для обычной(однофазная, 16 А) и для быстрой (трехфазная, 32 А) зарядки. Подсоединяемкабель и закрываем кожух. О том, чтопроцесс пошел, сообщит светодиодна стойке: из зеленого станет фиолетовым.Когда зарядка окончена, дисплей подкожухом отобразит количество «залитой»энергии. Прикладываем ключ-карту ещераз, отсоединяем кабель, и можно ехать.Деньги со счета (банковского либо «Яндекс.Деньги») спишут автоматически.Зарядить наш i‑MiEV при помощишнура, лежавшего в багажнике, не удалось:штекер розетки и блок управления процессом зарядки расположены слишкомблизко – последний не дает закрыть кожухзарядной консоли.  Если в морозхотите проехатьбольше, нужно экономить. Например,на обогреве салона.Не «газовать»и не лихачить. Тогдадаже при минусдвадцати можно одолеть и 50 км. Почему«Мицубиси» не оборудовал i-MiEV независимым обогревателем на углеводороде – загадка. Хотелибыть исключительночистыми?полом) – то, что нужно ценителямдрайва. Я почувствовал машину ужепосле второго ходового поворота, когда«облизывал» его с боковым смещением.Конечно, выкрутасы хороши, еслине вглядываться в приборную панель.Она не верещит, но всеми краснымишкалами пытается устыдить распалившегося пилота: смотри, это зона мощности, а совсем не «эко». Будешь такгнать – запаса хода останется до ближайшего ларька с розеткой. Тающиекубики заряда на указателе быстроотрезвляют. Всего их шестнадцать,при моем темпе каждого хватит лишьна пару-тройку километров. Я тут жесбавил обороты.РЕКОРДНЫЙ ЗАБЕГПервый среди коллег испытательэлектрокара Максим Гомянин сумел62проехать на «Мицубиси» лишь 16 км.В редакцию вернулся на веревке. Егораздражение и недовольство бодроподхватили иные писатели: «Ха! Развеэто автомобиль? Игрушка. Ему радиопульт добавить и отправить в парковыйаттракцион – детей развлекать. Бензинвсему голова». Только забыли парни,какова была температура за бортоми скорость поездки.Напомню, термометр застыл тогдана отметке 25 градусов ниже нуля,а 16 верст Макс ехал полтора часа –тащился в жуткой пробке, включивпечку на максимум. Не спорю, имеетправо на тепло. Но зачем тогда требовать от электрического прибора,«чтобы ехало»? Ведь не ругает он своймобильник, когда тот садится черезчас работы в Интернете! Вот и i‑MiEVиз того же теста – гаджет, толькона колесах. И подход к нему нужен, какк ноутбуку, – расчетливый и бережный.Я вот, укутавшись в тулупчик  и валенки, в тот же мороз смогпроехать до дома и обратно почти40 км, и запас заряда в один кубик ещеоставался. Да, в салоне не Африка,но атмосфера вполне бодрящая.Когда на улице потеплело до нуляи не страшно стало оказаться на обочине с пустым «баком», решил уточнить запас хода до полного истощения батареи. Я даже позволил себевыбраться за черту города и выжатьмаксимум скорости. Согласно спидометру, достиг отметки 137 км/ч,по GPS – 133. Ни в чем себе не отказывал. Печка выдувала столько тепла,сколько хотел, ускорялся и тормозил,перестраивался почти в режиме стрит­рейсера.За рулем 06/2012060-067(1_2G)_i-Mev.indd 6211.05.2012 18:02:16 Максим ГомянинКоличество поездок – 5Продолжительность – 6 часовПротяженность – около 120 кмТОЧКА НЕВОЗВРАТАМ  Необычнаякаплевидная формамалыша привлекаетвнимание.  Сзади оченьпросторно. Спинкисидений легкоскладываются каквместе, так и раздельно, подушкаснимается. Под ней компрессор и ремкомплект для шин.ПРИВЯЗАТЬСЯК РОЗЕТКЕРоссийская компания«Револьта», реализующая проект электрозаправок в России,успела обрасти именитымипартнерами: инвестиционныйфонд «Энерфанд», правительство Москвы. Сайт компанииинформирует о девятнадцатизапланированных зарядныхстанциях в Москве и области,из которых двенадцать – в пределах ТТК. Статус «доступна»светится пока у четырех точек,все – на закрытой территорииофиса МОЭСК на Садовом.Однако в течение двух летв России должно появиться2000 (!) зарядных станцийдля обычного и ускоренногопополнения энергии (одноили трехфазное подключение)и 100 – для скоростной.Во втором варианте заряжаютпостоянным током: батареянаполнится энергией на 80%за пару десятков минут.Пока система принимаетлишь карты сети «Револьта»,в дальнейшем способовоплаты прибавится и пополнить баланс станет так же просто, как сейчас – телефонныйсчет.ашина сразу стала супер­звездой редакционнойпарковки. Еще бы, колесосерийного электрокара сюдапока не заезжало. А я сижув салоне и гадаю, чего же в нембольше – черного и белого.Миниатюрность довольнообманчива: внутри на удивление просторно. Водительскоекресло широкое, с лифтом регулировки по высоте. В общем,уселся удобно, только кнопкуобогрева никак не найду.Нашел-таки – напротив правогоколена. Неудачное решение:можно и случайно нажать,а ведь это не последнийпотребитель энергии. В районелевого колена расположилисьвыключатель динамическойсистемы курсовой устойчивости ASC и тумблер с символомрозетки: он открывает заправочную «горловину» справа –для подключения к обычнойэлектросети. А потянув за рычажок рядом с сиденьем, отворяют левый лючок. Там розеткадля быстрой зарядки на специальной АЗС.Задний диван выше всяких похвал. Двоим просторно,да и колени не упираютсяв спинки передних сидений,которые сделали тонкими.КУБИЧЕСКАЯЗАВИСИМОСТЬПоворачиваю ключ зажигания,а в ответ тишина. Догадаться,что мотор работает, можнотолько по надписи Readyна панели приборов. Трогается i‑MiEV так же бесшумно.Необычные ощущения! А едеточень даже бодро, 90 км/чнабирает легко. Непрогретуюмашину с бензиновым двигателем пришлось крутить, чтобыпоспеть за малышом…В тот день столбик термометра опустился до минусдва­дцати пяти, но это не спаслогород от заторов.Кубики заряда батареина панели приборов исчезают – перевожу селекторв экономичный режим, пытаясьэкономить. Кажется, процессзамедлился, но неприятнокольнула мысль: «Сможем ливернуться обратно?».Потолкавшись в рабочем движении, «Мицубиси»запросил о пощаде, замигавпоследним кубиком энергии.А проехали-то по морозуда в пробках 16 километров!Надежда только на фешенебельную подземную парковку,где должны быть розетки. Онитам нашлись – но электричества не было! То ли экономия,то ли техника безопасности…Пришлось буксировать i‑MiEVдо редакции.Мы явно переоценили возможности машины. Постоянноработал обогрев салона – он-тои высосал большую часть энергии. Но за 1,8 миллиона рублейхотелось бы тепла в машине!В НАДЕЖДЕНА ХЕППИ-ЭНДШлагбаум парковки опустился,словно занавес в театре,поставив точку в тесте. Морози московские пробки оказалисьсильнее японских инноваций.Но мне не хочется, досмотревспектакль, выходить из заларазочарованным. Может, этовсе же не конец – антракт?«Мицубиси i‑MiEV» – первая,довольно смелая попытка оценить рынок. Воспринимается онне как автомобиль, а как модная вещь вроде очень дорогогомобильника или золотых часов.Но это только пока. В обслуживании электромобиль долженстать дешевле машин с ДВС.Остается лишь адаптировать машину к условиямРоссии и изменить ценник. Хотяпоследнее сделать трудно: скажем, в Германии i‑MiEV стоит34 390 евро.Вероятно, точка невозвратак машинам с традиционнымидвигателями еще не близко,но движение к ней продолжается. По крайней мере, покааккумуляторы заряжены.За рулем 06/2012060-067(1_2G)_i-Mev.indd 636311.05.2012 18:02:23 Сергей КанунниковКоличество поездок – 2Продолжительность – 2 часа 25 минутПротяженность – около 25 кмДЕТСКИЙ САДО н как маскарадный костюм на дет­садовском утреннике. Мамастаралась-старалась, а оказалось,что двигаться в этой красоте жаркои неудобно, к тому же неуклюжий отпрыскуже ее испачкал.В небольшом тихом городке, в теплойстране на такой машинке забавносъездить за горячим багетом и свежиммолоком, миновав пару тихих кварталов.Ехать же по зимней Москве, отчаяннотопоча промерзшими ногами, прикиды­вая, доползу ли, и стараясь не включатьлишний раз ни фары, ни стеклоочисти­тель, даже за 15–20 километров совсемне хочется.Сам по себе продукт высоких тех­нологий и инженерных талантов вовсене плох. Только он из другой (честноговоря, не очень представляю себе какой)жизни. Что проку гордиться продвинутыммобильником, если вокруг на сотни версттайга и связи нет?Найдутся, конечно, те, кто западутна игрушку за миллион восемьсот тысяч,чтобы покататься на ней где-нибудьпо поместью. Имеют полное право!Но к автомобилю в привычном и при­годном для нашей жизни понимании этоимеет мало отношения.Говорят, в Москве скоро откроют чутьне двадцать специальных электрозапра­вок. Может, сначала заделать выбоины –скажем, на родной Сретенке?Первое предупреждение получилпримерно на 70‑м километре про‑бега: замигали последние два кубика.Но я был уже в родных пенатах и при‑нялся нарезать круги возле дома. Когдазакончились кубики и загорелся оран‑жевый индикатор в виде черепашки –дескать, ускоряться вообще не стоит,только ползи, – неожиданно выклю‑чился отопитель. Как верно рассчиталиконструкторы, оставив заряд лишьна движение! Но нас этим не пронять.Было жутко любопытно, когда жеон все-таки замрет. Я читал о другихтестах этой машины, – подозреваю,коллеги просто не доводили экс‑перимент до конца, ибо о последнем64  Панель приборов простаи понятна. Вот только главноездесь не скорость и дажене индикатор режима движения, а левый кружок с указанием заряда батареи.  Из предложенных трехвариантов движения: «комфорт» – С, «драйв» – Dи «брейк» – B – выбралпоследний. При нем автомобиль при отпущенном акселераторе замедляется наиболее интенсивно, а значит,больше энергии возвращаетсяв батарею. Пусть инструкциясоветует «брейк» для горных дорог, я включаю егои на равнине. Любой лишнийватт энергии – гарантия, чтодокатишься до спасительнойрозетки. Кстати, двигая селектор в «брейк», стоит чащесмотреть в зеркало заднеговида: интенсивное моторноезамедление может напугатьлетящих следом.предупреждении насчет полногоистощения батареи никто даже не упо‑мянул. А оно таково: нажимаешьна педаль газа, машина набирает30–40 км/ч – и дальше отказываетсяускоряться. Теперь-то знаю: до полногоизнеможения примерно километр.После чего просто хлоп – и всё, ника‑кой реакции на педаль газа. Тяни к обо‑чине. Мой забег закончился на отметке85,5 км. Отличный результат.Заглох я, конечно, на апогееорбиты в плоскости моего дома. Про‑бовал толкнуть машину плечом. Отлич‑ная вышла бы тренировка для культу‑риста, но не для меня: машина катитсяс большим трудом. Помню, так жетяжело было когда-то толкать «Волгу».Похоже, выбег у i‑MiEV никудышный,коли я смог прокатить его лишь метровдесять, пока сам не сдох.В техцентре Геннадий Емелькинподтвердил мою догадку. Не луч‑шая конструкция дискового тормозаперекочевала без изменений с бензи‑нового «Мицубиси» на электрическийi‑MiEV. А в нем тормозные диски всевремя прихватываются колодками.Стоило их развести, как колеса можнобыло вращать, едва дотронувшисьпальчиком.Детально изучив конструкциюавто, мы убедились: i‑MiEV – плод ком‑промиссов. Ведь спроектирован он поддвигатель внутреннего сгорания. Ска‑жем, батареи, блоки управления, редук‑тор можно было расположить болеекомпактно и выгадать дополнительноеместо и объем, если бы изначальномашину создавали как электрокар.МНЕ НРАВИТСЯВо‑первых, энергия дешевая по срав‑нению с ценой топлива. На заправкуполного бака по ночному тарифу тра‑тил всего 30 рублей. Бензина потре‑бовалось бы рублей на двести. Чув‑ствуете разницу? При зарядке в офисе,За рулем 06/2012060-067(1_2G)_i-Mev.indd 6411.05.2012 18:02:29 А КАК У НИХ?Там «электро» шагает пошире нашегоГОЭЛРО. По всему миру работает не меньшепятидесяти одних только сетей зарядныхстанций! Еще сотню строят и проектируют.В Берлине, Париже и Лондоне числопунктов питания для электромобилейперевалило за полторы сотни. Более того,в крупных городах реализуют комплексносразу несколько проектов инфраструктурыдля электромобилей.В одной только Германии четыре мощные энергетические компании с охотой взялись за освоение новой ниши. Им помогаютавтомобильные концерны. «Рено» участвуетв создании аналогичной сети в Израиле,«Ниссан» – в Японии. Кое-где электромобиль сохраняет статус экзотическойигрушки, поэтому владельцам дозволеночерпать энергию бесплатно – даже на специально созданных зарядных станциях.В общем, почва для роста парка электро­каров, особенно в Европе, благодатная.  На центральный монитор выводится изображение с камеры заднего вида. Но еерасположение не слишком удачное: бамперрежет почти половину картинки.по дневному тарифу, машина требовалавсего лишь сотню рублей: опять-такив два раза дешевле.Не верите, что заряжал автомобильдома? Машину под окно, из него провод (живу на втором этаже) – и до утрана зарядку. Конечно, боялся: вдругдернут провод, уволокут зарядник, –поэтому провод присыпал снегом, чтобне заметили. (Хотя он сам, нагревшись, проваливался в сугроб так, чтоне найти.) Надеялся на сигнализацию.В морозные дни зарядку ограничивал парой-тройкой часов: при открытом окне в квартире становилосьхолодно. Домашние терпели, посколькубыли уверены: папа экспериментируетради блага человечества.Дома заряжать можно. Главное –при работающих духовке, стиральноймашине, телевизоре, компьютере, горящих люстрах не включить еще тостер.Он, скверный, может вырубить электричество во всей квартире.Во‑вторых, простота конструкции,надежность и ресурс. Чему там ломаться?Мотор, редуктор да четыре амортизатора. На сервис можно заехать раз в год –просто поздороваться. Смущает долговечность батареи. Но эксперты уверяют:на одном аккумуляторе можно отъездитьдесяток лет. Полагаю, скоро появятсясменные элементы: сдал старые – получиновые по выгодной цене.В‑третьих, ноль токсичных выбросов и минимум шума. Не надоеликоптящие «жигули» и тарахтящие«нексии»? Наступившим летом я лишьоднажды видел голубое небо над столицей: после урагана с ливнем и грозами.Возражения – электроэнергию-дедобывают, сжигая мазут и газ, то естьтоже с выбросами, – отметаю. Горение на станциях и в моторах сильноразнится. В ДВС режимы все времяменяются, а на электростанцияхони стабильны. КПД любой станции несравнимо выше, чем у любогомотора, к тому же система фильтровкуда мощней, чем набор нейтрализаторов даже в очень дорогом современномавто. Наконец, много чистой энергииот рек, морей, ветра и солнца. Вот еслисейчас пересядем все на электрокары,точно вздохнем свободно.Опасаюсь нефтяного лобби.Сумело оно в Америке изменить ходистории и аж на 40 лет остановитьприход электромобилей в Новый Свет.Ведь уже в 1970‑е годы Большая тройкабыла готова к выпуску электрокаров.Ан нет: кто же тогда бензин и соляркубрать стал бы? Разоряться, что ли?Нынче времена иные, энергетикитоже сильны. Им выгодно продаватьэнергию по ночам, когда она, кроме какзаряжающимся машинам, по большомусчету никому и не нужна.НЕ НРАВИТСЯЗаоблачная цена: за такую вот малипуську 1 миллион 800 тысяч. МеждуЗа рулем 06/2012060-067(1_2G)_i-Mev.indd 656511.05.2012 18:02:35 Анна КлепачКоличество поездок – 1Продолжительность – 40 минутПротяженность – около 12 км  Мне нравитсяэлектромобиль, поэтомуя встал на его защиту.За время теста опасалсяодного: не долбанет лименя током? Резиновыеперчатки тоже возилс собой. Так, на всякийслучай.ТАКИХ НЕ БЕРУТВ КОСМОНАВТЫДоводилось ли вам пробовать пищудля космонавтов? Да, ту самую, чтоедят на орбите. Она идеально сбалансирована. Содержание белков, жирови углеводов в ней – эталон, который впорувыставлять в палате мер и весов. Но какневкусно и пресно, вы бы знали! Вроде всехорошо – полезно, высокотехнологичнои очень дорого, но есть это почему-тоне хочется.Похожее чувство отторжения вызываету меня «Мицубиси i‑MiEV». Разум кричит:за электромобилями будущее, хватит тоннами выкачивать нефть и дорогостоящимиспособами перерабатывать ее в топливо длячадящих монстров! Но душа просит иного –симфонии рокочущих звуков из-под капота,импульса, проходящего по телу от нажатияна педаль газа. Даже запах бензина мненравится, не поймите превратно. А ценникэтого «гринписовца» просто-напростооскорбляет мое чувство справедливости.Почти два миллиона рублей за автомобиль,способный удовлетворить размерами лишьлилипутов? Не забывайте, кстати, что дляпреодоления пути от работы до дома выбудете вынуждены отказаться от печки,музыки, использования дворников и поворотников (про фары вообще молчу), а ещелучше и дышать через раз.Нет уж! Я согласна работать лопатойчасами, выкапывая ямки для посадкидеревьев, чем пересесть на электромобиль. Пусть там, в далеком будущем, нашипотомки с недоумением уставятся на фотографии АЗС, пусть. А я не хочу дожитьдо тех времен, когда придется есть едуиз тюбиков и ездить на электромобилях.тем в России с конца прошлого года«Рольф» продал больше четырехдесятков i‑MiEV. Открыли недавнопродажи в Екатеринбурге. И гордятсяэтим! Однако не называют ни одногоимени владельца электрического кара.Хоть клещами тащи. Неужели стесня‑ются?Руководитель «Рольф Импорт»Андрей Панков утверждает: сто­имостьавтомобиля упадет на 400 тысячрублей, если снять таможенные66  Багажник небольшой, зато проем простоогромен. Не забудьте: почетное место здесьдолжен занять шнур для зарядки!  Система отопления i‑MiEV энергозатратна.Электричеством кипятят антифриз, он греетрадиатор печки. Сокращается запас хода.пошлины и НДС на ввоз чисто элек‑трических машин. Говорит, нашелподдержку в нашем правительстве,скоро такой пункт появится в доку‑ментах стран Таможенного союза.Но и на этих условиях будет чрезвы‑чайно дорого. Хотя Панков надеется,что при большем объеме продажяпонцы снизят закупочную стоимость.Мало того, рассчитывает, что покупкутаких машин у нас, как и во всейЕвропе, начнет субсидировать государ‑ство. Скажем, в Дании каждому обла‑дателю колесного гадже­та гарантиро‑вано вспоможение – 20 тысяч евро.Еще надеется, что примутся бурностроить зарядные станции, упраздняттранспортный налог, разрешат ездитьпо выделенным полосам, бесплатнопарковаться и т. п.В целом, полагает Андрей, черезпять лет в мегаполисах страны доляэлектрокаров в продажах составит10%. А «Мицубиси», чьи интересыон представляет, нынче дальше всехпродвинулся в постройке электриче‑ских машин. В этом свете мне понятнаактивность Андрея Панкова, и я егоподдерживаю. Но…КУПИЛ БЫ Я МАШИНУСЕЙЧАС?Да, при разумной цене. Ведь дальностьпримерно 80% моих поездок по городуне превышает 50 км. К тому же запасхода зимой можно увеличить минимумраза в два, если поставить независи‑мый отопитель с крошечным расходомсолярки. Так, например, поступил«Рено» со своими электрокарами, коле‑сящими по Скандинавии. Летом проще:если кончается заряд, выключи конди‑ционер – и не пропадешь.Как заряжаться в Москве? Можнона работе, иногда дома, у соседа естьрядом гараж. Не сомневаюсь, чтоэлектромашины очень скоро из разрядаэкзотических превратятся в совер‑шенно обыденные и везде появятсяспецрозетки.Кстати, я уже задумался над тем,чтобы купить себе электроскутер илитакой же велик. Отличный переходв светлое электрическое будущее. За рулем 06/2012060-067(1_2G)_i-Mev.indd 6614.05.2012 15:08:01 МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ В НЕКОТОРЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХСтранаСуммарныйОтменаОтменаЛьготаразмер выгоды Наличие национального пакета мер регистраЛьготыилипоЛьгота по подоходномуза один э/м, государственного стимулирования ционного дорожноготранспортноговвознойпо НДСучитывая всеналогусбораналогапошлинельготыда,80% автотранспорта без ДВСк 2050 году̺̺  государственное софинансированиесистемы электрозаправок̺̺  покрывает 50% затрат по НИОКРлюбому предприятию–да––да, частично:использованиеэ/м в качествекорпоративногоне облагаетсяподоходнымналогом380 еврода,500 млн. евро на НИОКР, программаEconomic Stimulus Package II̺̺  планируется инвестировать 1 млрд.евро до 2013 года на развитиеинфраструктуры, количество э/мк 2020‑му должно составить 1 млн.(в рамках программы NationaleStrategiekonferenz Electromobilität)̺̺  на НИОКР литиево‑ионных батарей360 млн. евро–да, первыепять лет–––20 588 еврода,6 млн. евро до конца 2012 годана развитие инфраструктурыи субсидирование приобретениядада–да–̺̺  Великобритания6400 фунтов̺̺  ГерманияДанияДругиене взимается плата за въезд в Лондон (платав среднем 10 фунтов, с 7 утра до 6 вечерапо будням)̺̺  бесплатная парковка̺̺  100% стоимости подлежит ускореннойамортизации за первый год̺̺  субсидия на приобретение не более5000 фунтов с 01.01.2011 года̺̺  льготы только производителям;предоставление льгот потребителям сейчаспротиворечит интересам отечественныхпроизводителей: VW, BMW, MercedesBenz и пр. – и означает финансированиефранцузского и японского автопрома̺̺  планируется разрешить передвижениепо выделенным полосам̺̺  планируется освободить от дорожного налогана 10 лет (все ТС с выбросом менее 50 г/кмCO2)̺̺  планируется предоставить право бесплатнойпарковки̺̺  планируется исключение из базы подоходногоналога стоимости использования э/мв качестве корпоративного автомобиля̺̺  планируется использовать в госучрежденияхи органах власти до 10% э/м̺̺  освобождение э/м от всех налогов,относящихся к ТС, до 2025 года (налоги более100% покупной цены автомобиля)̺̺  бесплатный проезд по платным дорогам̺̺  бесплатная зарядка на муниципальныхстанциях̺̺  На правах рекламы060-067(1_2G)_i-Mev.indd 6711.05.2012 18:02:44