220
221
СПОРТ | МНЕНИЕКТОВ ТЕРЕМЕЖИВЕТОказывается,эта детская сказка –о современномавтоспорте, считаетВадим Крючков.Представьте, что одиноко сто­ящий домик – тот или инойчемпионат или раскрученнаягонка. Зайчики-побегайчики,норушки, квакушки – командыс сопоставимыми бюджетами.Уживаются вместе, как говорится,в тесноте, да не в обиде. И тут он,косолапый, в облике талантливогопилота с финансовой поддержкоймощного автопроизводителя. Каза­лось бы, должно стать лучше: и пер­сонаж заметный, и денег в общийбюджет подбросит, и в раскруткепоможет. Но нет, проходит совсемнемного времени – и теремок начи­нает трещать. Первое место, онословно медом намазано, и забро­нирует его сильнейший обитательтеремка. За примерами далекоходить не надо.Тон задал Михаэль Шумахер.Вот ведь совпадение – Мишкапо-нашему. В альянсе с «Феррари»выдал серию из пяти титулов под­ряд, с 2000 по 2004 год.Чемпионат затрещал (в немэкстренно поменяли все правила).Да, гонщик безмерно талантлив,но нельзя же совсем без интриги!Только очухалась Формула‑1от семикратного Шумахера (тамс «Бенеттоном» еще пара титуловприбавилась), как пришла достой­ная смена: Себастьян Феттельи «Ред Булл». Серебро в 2009‑м,золото в 2010 и 2011 годах. ПричемФеттель не только очень хорошкак пилот, но и молод, а потомуимеет шанс перекрыть Михаэлевырекорды.Еще тяжелее пришлось теремкупод вывеской «Чемпионат мирапо ралли». «Ситроен» с Себасть­еном Лоэбом страшнее медведяшатуна. В спячку не впадают: стар­товав в 2004 году, выдали сериюиз восьми титулов подряд! Очеред­ная, девятая победа не выглядитнесбыточной мечтой – Себ не поте­рял мотивацию и по-прежнемубыстр. Это – спорт? Тогда где реаль­ные конкуренты? Если же не спорт,а хорошо оплаченное шоу, то какоймудрец прописал такой бездарныйсюжет?Легендарный 24‑часовой«теремок» в Ле-Мане напрочь при­давлен мишкой породы «Ауди»:с 2000 по 2011 год – десять побед.Команда явила свету пятикрат­ных победителей Франка Биелуи Эммануэля Пирро и восьми­кратного Тома Кристенсена. Лишьдважды, в 2003 и 2009‑м, первоеместо досталось «Бентли» и «Пежо».В нынешнем июне «Ауди» имеет всешансы повторить успех, посколькус уходом «Пежо» реальных соперни­ков не осталось.Тенденция «большой мишкапридавил норушек» прослежи­вается даже в «туринговом» чем­пионате, сравнительно молодом.Заводская команда «Шевроле»и талантливейший Иван Мюллервытеснили из серии других про­изводителей. Нет сомнений, чточастников единственная завод­ская команда одолеет играючи,а Иван, скорее всего, в очередной  Посмотрите,в «туринговом»чемпионате совсемнедавно состязались четыре заводские команды.Теперь монополист – «Шевроле».220 За рулем 06/2012220-221_kritika.indd 22011.05.2012 18:38:17 раз объедет своих одноклубниковРоберта Хаффа и Алана Меню.Привлечет ли такая монополияна подиум новые марки, умно­жит ли число зрителей на трибунах?Понятно, каждый производительрвется победить – никто не желаетоплачивать места вне подиума.И, по сути, самый удобный вари­ант: у каждого производителя свойтеремок. Иначе говоря, гигант поку­пает талант и находит себе чемпи­онат, где все остальные – массовка.Путь нынче модный. Безусловно,удобный, с точки зрения финанси­стов и маркетологов.Но он убивает автоспорт. Ника­ким гарниром не замаскироватьотсутствие интриги, никаким наду­ванием щек не повысить ценностьпобеды в отсутствие достойныхконкурентов. Да и зритель не дурак,рано или поздно найдет себе чест­ное зрелище.А есть ли теремок, куда мишкиеще не добрались? Да, и не один.Во‑первых, моноклассы – гонкина более или менее одинаковыхавтомобилях одной модели. В нихсоперничают пилоты. А так, чтобыи гонщики боролись, и командныйзачет не был номинальным?Британский «туринговый»чемпионат ВТСС существуетс 1958 года. За это время там так  Судя по всему, цельЛоэба и «Ситроена» –выиграть раллийныйчемпионат десятьраз подряд. Забавно,но безумно скучно.и не появилось серийных побе­дителей. Чемпионат считаетсясамым боевым и, пожалуй, самымпрестижным. Пусть вас не вводитв заблуждение его национальныйстатус, по факту соревнования меж­дународные. Там набирались опытауже упомянутые Биела и Мюллер.Там оттачивали мастерство такиезвезды мирового «туринга», какГабриэле Тарквини, Фабрицио Джо­ванарди, Алан Меню, Роберт Хафф,Рикард Райделл, Джеймс Томпсон,Джейсон Плейто и другие. А всепотому, что обошлось без мишки,раздавившего теремок.Вывод напрашивается самсобой: проблему гигантов, уби­вающих интригу, должны решатьспортивные власти. Рычаги у них,поверьте, есть. А как быть с темичемпионатами, где путь от вспле­ска интереса до «когда же оннаездится» пройден? Опять какв теремке. Когда домик рухнул подтяжестью мишки, звери собралисьи выстроили новый, лучше преж­него. Что же, пора начинать.  Легендарныймарафон в Ле-Манедавно уже сталвотчиной «Ауди».За рулем 06/2012 221220-221_kritika.indd 22111.05.2012 14:43:40