12
13
ЛИЦОМ к ПОЛИТЕХНИЗАЦИИОЛИТЕХНИЗАЦИЯ обучения взрослых имеет тесную связь ис политехнизацией нашей школы. Вы знаете, что в программе партии говорится о советах народного образования,— в свое время Владимир Ильич говорил об их большом значении. Это не совсоды, это нечто другое, это непосредственное участие масс в строительстве школы, и само собой если кругозор масс расширяется, если этот кругозор становится политехническим, то масса, политехнически подготовленная, сможет принять активнейшее участие в политехнизации нашей школы. Вот у нас район..Мы должны в этом районе использовать все, что можно, до мелочей: а втомобиль есть — и спользовать его с точки зрения политехнизма; есть трактор — т рактор надо использовать с точки зрения демонстрации всейвнутреннейконструкции • т рактора , п оказать , Что этотакое . Каждую железнодорожную станцию нужно сделать своеобразной школой. Маркс говорил о мельнице, о часах ио их роли в истории техники. Их надо использовать ив целях политехнического воспитания. Я думаю, что ив области политехнизации школы необходим точно так же единый план, необходимо, чтобы каждая организ ация , которая осознала, какое значение имеет политехнизация школы, ч еткопоста ­ в илапередсобойвопрос , что она можетсделатьдл я политехнизации школы, и необходимо, чтобы она свойпланувязаласпланами других организаций . У насмногодо ­ бровольных организаций, которые в области политехнизации школы могут принестигромадную пользу. Мы тут заслушали приветствие от ряда организаций, но что сейчас необходимо? Н еоб ­ х одимо , ч тобыкаждая из этих организаций ясно отдала себе отчет в том, ч то же именноонабудет де,-ШКОЛЫ!Из доклада и заключительного слова Н. К. Крупской на 1 всероссийском с'езде по политехнизму*).П*) Полный текст доклада Н. К. Крупской „Реконструкция народного хозяйства и политехническое обучение" и заключительного слова выпущен изд-вом „Работник Просвещения". М. 1930. Ц. 10 к. , Разрядка в тексте выступлений Надежды Константиновны всюду принадлежит редакции.лать, как будет усиливать свою работу в помощь политехнизации школы. Мы слышали тут приветствие проф. Грибова от Явтодора . Что Явтодор может сделать для политехнизации школы? Мало ведь того, что говорят, — да, политехнизация школы — дело хорошее, но вот, что Явтодор может сделать, как он может при помощиавтомобиляорганизо ­ в атьперевозкуучащихся , к ак он мож етприпомощиавтомобилясо зд ать - п ередвижныевыставкипо пол итехнизации , к ак он можеторга ­ низовать раз'яснения конструкции каждогоавтомобиляв каждой школе,— вот что важно . Тут можетбыть нам еченацелаяпрограмма , программа осуществимая, на которуювнутри своей организации Явтодорможетдвинутьбольшиесилы . Если каждый будет в одиночку действовать, сколько бы хороших слов ни говорили, ничего не будет сделано. Токарное и слесарное дело надо в каждом производстве, но все это не имеет обычно отношения к производительному труду, для упражнения только делается, и тогда ребята страшно тяготятся этим. Я если поставить таким образом, что хоть маленькую работу, ничтожную, но нужную предприятию будут делать в школе, это весь характер меняет, в этом гвоздь политехнизациии. Маркс говорил не вообще о связи упражнений по труду с обучением. Он говорил о связи производительного труда с обучением,и поэтому намнадообдумать , к акмастерскиестроитьтаким образом, чтобы мастерская органически была связана с производством. Например, скажем, так: испытание сырья и проверка готовых продуктов. Может быть многое тут можно поручить школе. Потом сборочные мастерские. В этом отношении кое-чему не мешает поучиться у Америки. Форд в своих школьных мастерских—у него школьные мастерские носят политехнический характерустраивает сборные, модельные це>и.—то, что дает цельное представление о машине ивсе то, ч тоделаетсявшкольноймастер ­ с кой не отправляется куда-то в подвал, неПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОХОД ДЕТЕЙп окав 200 школахсоцвоса , п репо ­ давание первоначальных сведений омотореидорожнойтехнике , х одадетейзахорошуюдорогуизаа также включитьэтидисциплиныв систему внешкольной детской овладение мотором". в клубах , библиотеках, кино Центральное бюро • юных пионеров, ЦК работы ВЛКСМ, Наркомпрос, ВСНХ и ВЦСПС об'явили и организовать кроме того экскурсии. В продлительный производственно технический поекте перечисляется целый ряд других мероход детей. Цель похода—об'единить усилия саприятий, которые должны укрепить' и подмих детей на производственном фронте, расшинять этот детский поход до уровня большогообщественного начинания. Поход должен рить базу политехнического воспитания. Для осуществления этого Наркомпрос быть тщательно подготовлен и начат с1 окд олженввестивпорядкеопыта , тября этого года. ОДНОМ последних презизаслушан НЯ диума ЦСизЯвтодораВбылзаседанийг одоклад Об организации „ с есоюзно пои (Кадры будущих воспитанников политехнической школы проявляют жгучее любопытствок автомобилю Фото М. Х анарастаскивается ребятами, а всеэтоидетназавод , на заводе расцениваетсяи идет - к акпродукциязавода . Мы, конечно, не можем копировать фордовскую организацию труда, где каждый за себя, где каждый ученик получает за каждый свой успех, определенную плату, где коллективная работа отсутствует. Но сама жизнь, само производство толкает Форда на постройку таких мастерских, в которых бы труд был действительно производительным трудом. И вот это одна из большущих задач, которую Наркомпрос в одиночку разрешить не может, которую он может разрешить только при помощи рабочих, при помощи профсоюзных и хозяйственных организаций. 13