" ^ Г ИДРОПЕРЕДАЧА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-111а новом автомобиле высшего класса ЗИЛ-111 вместо сцепления и обычной коробки передач устанавливается автоматическая коробка с гидротрансформатором. Она имеет дзе передачи переднего хода, одну заднего хода и нейтраль. Переключаются передачи при помощи четырех кнопок — «Н», «Д», «П», «Зх», установленных на щитке водителя слева от руля. Пустить двигатель мож ­ но только тогда, когда включена кнопка «Н», что соответствует нейтрали а гидропередаче. Благодаря этому исключается возможность неожиданного трогания автомобиля с места при запуске двигателя. Движение вперед всегда начинается на понижающей передаче, причем для разгона и замедления зодитэль пользуется только двумя педалями: акселератора и тормоза. Для движения а обычных условиях включается кнопка «Д». Тогда во зрэмя разгона на определенной скорости, величина которой зависит от открытия дросселя, а значит и от положения педали акселератора, происходит автоматическое переключение на прямую передачу. При максимальном открытии дросселя оно происходит на скорости 105 км/час, .,а при минимальном — 24 км/час. В случ ае движения на прямой передаче со скоростью ниже 90 км/час водитель мо ­ жет произвести переключение на пониж ающую передачу, нажав на педаль акселератора до упора. Это обеспечивает, например, быстрый обгон на шоссе. .Переключение на прямую передачу можно осуществить мгновенным отпусканием педали акселератора. При снижении скорости до 18 км/час автоматически включается понижающая передача. Когда нажата 'кнопка «Л», движение происходит только на понижающей передаче. Это необходимо при эксплуатации автомобиля в сложных условиях, например з горах или на плохой дороге. Включение кнопки «Зх» позволяет двигаться задним ходом. При нажатии на нее во время движения передним ходом на скорости выше 5 км/час вместо заднего хода включается нейтраль, что предотвращает неизбежные в этом случае поломки. Применение гидропередачи для автомобиля высшего класса дает такие преимущества, как улучшение комфортабельности, упрощение управления и повышение безопасности движения, увеличение срока службы двигателя, силовой передачи и шин. Устройство и работа гидротрансформатора были освещены в № 7 журнала «За рулем» за 1958 год. Поэтому ниже . мы рассмотрим только конструкцию коробки передач и системы управления. j На рис. 1 представлена кинематическая схема, а на рис. 2 — устройство гидропередачи автомобиля ЗИЛ-111. Насос 1 гидротрансформатора соединен с коленчатым валом, а турбина 2 — с первичным валом 3коробки передач. Последняя имеет два планетарных ряНда, состоящих из 10 шестерен, а также две тормозные ленты и многодисковое сцепление. На первичном валу закреплены ступица 4 ведущих дисков сцепления, коронная шестерня 11 перзого и солнечная шестерня 17 второго планетарных рядов. К выходному валу 18 присоединена коронная шестерня 15 второго планетарного ряда. Солнечная шестерня 13 первого планетарного ряда жестко связана с корпусом 6 сцепления. М ежду солнечной и коронной шестернями каждого планетарного ряда находятся по три одинаковых сателлита 12 и 16, посаженных на игольчатых подшипниках. Оси сателлитов запрессованы в каретки — водила 8и 14. Каретки жестко соединены между собой посредством 'корпуса 9. При включении понижающей передачи масло под дазлением подводится а цилиндр 19. Поршень 20 перемещается и затягизает тормозную ленту 7, которая воспринимает реактивный момент от остановленной солнечной шестерни 13, обеспечивая передаточное число понижающей передачи 1,72. Когда включается прямая передача, тормозная лента перестает действовать, а сцепление 5 начинает работать, поскольку к поршню 21 подводится масло под дазлением. При этом оба планетарных ряда блокируются и вращаются как одно целое. Работа клапанов системы управления обуслозлизает точную одновременность дейстзия поршней сцепления 5и тормозной ленты 7во время переключения. При включении заднего хода затягивается только тормозная лента 10, к о ­ торая воспринимает реактивный момент от остановленного водила 14 второго планетарного ряда, обеспечивая передаточное число заднего хода 2,39. Затяжка тормозной ленты 10 производится поршнем 22 при подзоде масла под дазлением в цилиндр 23. Когда включается нейтраль, выключаются все фрикционные механизмы. Масло подается з систему из поддона 24 через маслоприемник 25 передним 26 или задним 28 масляными 'насосами шестеренчатого типа с внутренним зацеплением. Ведущая шестерни 27 переднего насоса соединена с коленчатым валом двигателя через насос гидротрансформатора, а ведущая шестерня 29 заднего 'насоса закреплена на зыходном валу гидропередачи. Таким образом, передний насос дейстзует всегда в тех случаях, если работает дзигатель, но при скоростях не выше 56 км/час, когда включается задний насос. Благодаря последнему можно пускать двигатель буксировкой. В систему управления входит несколько клапанов, которые помещаются в панелях, установленных в нижней части картера гидропередачи. Даа из них — редукционный и гидротрансформатора — помещаются з отдельной панели 31 рядом с передним насосом. Центробежный клапан 32 закреплен на выходном залу. Клапаны имеют следующее назначение. Редукционный клапан обеспечиваетдавление в системе 17,5 кг/см2 при заднем ходе и 6,5 кг/см2 на остальных передачах, Клапан гидротрансформатора поддерживает дазление подпитки не выше 4 кг/см2. При этом часть масла из гидротрансформатора пропускается через небольшой масляный радиатор, охлаждаемый аодой системы охлаждения двигателя, и под давлением 2 кг/см2 поступает для смазки деталей коробки передач. Клапан ручного управления перемещается электродвигателем в соответствующее включенной кнопке положение — «Н», «Д», «П», «Зх», определяя работу остальных клапанов. Клапан переключения передач обеспечивает автоматическое переключение с понижающей передачи на прямую. Это происходит тогда, когда дазление от центробежного клапана, подводимое к левому торцу, преодолеет давление от дроссельного клапана и действие пружины на правый торец клапана переключения, и он переместится вправо. Обратное переключение будет з том случае, если дазление от центробежного регулятора, снизившись, не сможет противостоять действию пружины, и клапан переключения переместится влево. Центробежный клапан поддерживает давление в зависимости от скорости движения азтомобиля, а дроссельныйв зависимости от силы нажатия на педаль акселератора. Имеются, кроме того, вспомогательные клапаны: плавности переключения, обратные и др. На заднем картере гидропередачи 30 установлен ручной центральный тормоз, а от выходного вала гидропередачи выведен привод спидометра 33. Слева по ходу к гидропередаче подведена тяга от педали акселератора для воздействия на дроссельный клапан, К расположенному с левой стороны гидропередачи электродвигателю подключены прозода от кнопок на щитке водителя. Маслоналивная горловина 34 со щупом находится справа и выведена для удобства пользования под капот двигателя. Сняв нижнюю крышку картера гидротрансформатора и зызернуз пробки из него, а также из поддона, можно слить масло из гидропередачи. Заполняют гидропередачу маслом через маслонализную горловину, причем так, чтобы оно находилось выше верхней отметки на щупе. Когда пускают двигатель, передний масляный насос обеспечивает заполнение гидротрансформатора маслом; затем проверяют уровень масла ив случае необходимости доливают его в поддон. Тормозные ленты и давления, создаваемые клапанами, регулируют при сборке гидропередачи. Необходимая регулировка может быть произведена ив процессе эксплуатации, для чего регулировочные болты редукционного клапана, клапана гидротрансформатора и тормозной ленты понижающей передачи выведены наружу. Инж. А. НАРВУТ.13