жИнж. А. ПЕЛЬТЦЕР,Главный конструктор бюро скоростных автомобилей НАМИ публикованные недавно в печати тезисы доклада тов. Н. С. Хрущева на XXI внеочередном съезде КПСС вызывают у каждого советского человека законное чувство гордости за нашу социалистическую Родину. В ближайшем семилетии народное хозяйство СССР сделает огромный скачок вперед. Нас, автомобилистов, особенно радуют предусмотренные семилетним планом высокие темпы развития автомобилестроения и, в частности, производства легковых автомобилей. Это открывает широкие перспективы создания материальной базы для автомобильного спорта. До настоящего времени автоспорт в нашей стране развивался в основном за счет обычных автомобилей серийного производства. Они участвовали в различных соревнованиях, в том числе ив скоростных. Довольствоваться этим сей-Очас,—тем более, что советские автомобилисты стали членами Международной автомобильной федерации,—уже нельзя. Необходимо создать специальные дорожно-гоночные автомобили. Наиболее подходящим для скоростных соревнований является, по нашему мнению, автомобиль с бескомпрессорным двигателем класса до 500 см 3 . Он обладает рядом преимуществ перед машинами более высоких классов, а именно: меньшей стоимостью, простотой конструкции и производства, небольшим весом, лучшей маневренностью. К тому же по динамическим качествам такие азтомобили, например, в условиях шоссейно-кольцевых гонок лишь незначительно уступают автомобилям высших классов. Все это объясняет, почему малолитражные автомобили находят все большее применение на соревнованиях. Серийное их производство, несомненно,Т/СЖ/ШШТак уж повелось у советских людей — отмечать знаменательные даты новыми трудовыми успехами. В обстановке подъема проходят и учебные будни нашего автомотоклуба. Вот несколько цифр, характеризующих работу АМК План подготовки водительских кадров выполнен у нас на 115 процентов. При этом общий балл успеваемости равняется 4,6. Большинство наших курсантов (93 процента) успешно сдали экзамены с первого раза, а «двоечников» вообще нет. Половина тех, кто должен по плану закончить курсы в 1959 году, сумеет стать водителями к дню открытия XXI съезда партии. Эти успехи стали возможны благодаря стараниям всего коллектива АМК и, в частности, преподавателя М. Маркова, инструктора учебной езды М. Фадеева и других.:В клубе собственными силами оборудован гараж на 12 автомобилей, аккумуляторная с зарядным агрегатом, вулканизационная, пункт технического осмотра, водомаслогрейка. Парк клуба пополнился недавно шестью новыми спортивными мотоциклами. Участвуя в проведении декады безопасности движения, три клубных специально оборудованных автомобиля объезжали села района. Сопровождавшие эти машины работники клуба проводили беседы с колхозниками и школьниками. Достойно встретить приближающийся XXI съезд партии — таков лозунг, под которым проходит сейчас жизнь нашего автомотоклуба. Н. АНДРЕЕВ, зав. учебной частью Луховицкого автомотоклуба ДОСААФ. Московская обл.ЗАКОНЧЕНО ОБОРУДОВАНИЕ ГАРАЖАпозволит в короткие сроки сделать автомобильный спорт в СССР массовым. При создании таких автомобилей необходимо по мере возможности унифицировать их агрегаты и узлы с агрегатами и узлами машин, выпускаемых нашей промышленностью. В прошлом году бюро скоростных автомобилей НАМИ занималось проектированием дорожно-гоночного автомобиля, предназначенного для широких кругов автоспортсменов. Три образца были построены на основе творческого содружества НАМИ с автобазой сухопутных войск Министерства обороны. Какие конструктивные особенности имеет этот дорожно-гоночный автомобиль «Звезда-500» (НАМИ-0-41)? На нем установлен четырехтактный двигатель со спортивного серийного мотоцикла М52-С, выпускаемого Ирбитским мотоциклетным заводом. Он имеет два оппозитно расположенных цилиндра воздушного охлаждения с рабочим объемом 496 см 3 . Диаметр цилиндра — 68 мм, ход поршн я — 68 мм. Расположение клапанов —верхнее, с приводом штангами от одного кулачкового вала. Согласно заводским данным двигатель М52-С развивает максимальную мощность 36,5 л. с. при 6250 оборотах коленчатого вала в минуту. Максимальный крутящий момент составляет 4,3 кгм при 6100 об/мин. Силовая передача, состоящая из сцепления, коробки передач, главной передачи и дифференциала, объединена в одном агрегате. Сцепление — двухдисковое, сухое. Активная поверхность трения — 544 см". Суммарное усилие нажимных пружин в рабочем состоянии равно 150 кг. Сцепление включается и выключается штоком, проходящим в полости первичного и соединительного валов. Дифференциальный механизм использован от проектируемого в НАМИ микролитражного автомобиля НАМИ-0-31. Коробка передач имеет четыре передачи. Почти все детали сцепления и ко-4 робки — от мотоцикла М-72. Передаточные числа в коробке равны: I передач и — 3,6; II передачи — 1,875; 1 1 — пере1 дачи — 1,300; IV передачи —1,09. Ведущая шестерня главной передачи выполнена заодно с ведомым валом. Шестерни ее — прямозубые. Передаточное отношение в главной передаче3,58:1. Благодаря применению внутренних карданов специальной конструкции удалось довести расстояние между осями качания полуосей до 70 мм. Для поддержания заданного уровня смазки картеры коробки передач и дифч ференциала соединены между собой от-Кум-Даге, где испытывали этот автомобиль, он на дистанции 1 км с хода показал скорость 170 км/час. На всеармейских соревнованиях по шоссейно-кольцевым гонкам, проводившимся в августе в Минске, участвовали 3 автомобиля «Звезда-500» и 8 автомобилей ГА-500, изготовленных в Ленинграде под руководством кандидата технических наук В. Г. Шахвердова. Последние сконструированы по схеме дорожногоночных автомобилей типа Гран-При, снабжены обтекаемым кузовом, имеют открытые колеса. В качестве главной передачи использована передача мотоцикла М-52 с не-КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ «ЗВЕЗДА-500» База Дорожный просвет Колея: передних колес ' задних колес Вес (сухой) — 1900 мм — 130 > — 930 > — 950 » — 359,5 кг в том числе: приходящийся на переднюю ось — 153,5 (42,7%) приходящийся на заднюю ось — 206,0 (57,3%) Лобовая площадь — 0,7 м* Шины размер — 4,00 X 12 внутреннее давление — 3,5 кг/см 2управляемости на поворотах при движении с «юзом четырех колес». Спроектированное для этой цели рулевое управление с реечным механизмом имеет передаточное число равное 7. Подача топлива от бака к двигателю производится с помощью диафрагменного насоса, приводимого в движение от кулачка на вале главной передачи. Возможна подача горючего самотеком из 15-литрового бака, установленного над двигателем. Кузов автомобиля ГА-500 одноместный с открытыми колесами. Подвеска передних и задних колес независимая. В последнем варианте конструкции каждая пара колес имеет поперечную рессору и по одному телескопическому амортизатору на каждое колесо. Кабина гонщика выполнена достаточно большой. Педали сцепления и тормоза подвесные. Гидравлические тормоза предусматривают наличие двух независимых систем с двумя главными цилиндрами. Один цилиндр обслуживает задние колеса, другой — передние. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ ГА-500 База — 2100 мм Дорожный просвет — 130 Колея: передних колес — 1250 » задних колес —1150 » Вес (сухой) — 270 кг Размер колес — 5.60X15верстием диаметром 10 мм. Кроме смазки разбрызгиванием, которой оказывается недостаточно при форсированных режимах движения, предусмотрена подача масла во внутреннюю полость ведомого вала коробки, откуда по специальным каналам оно поступает к втулкам шестерен. Передняя подвеска и рулевое управление применены от автймобиля НАМИ-0-31. Подвеска — независимая, двухрычажного типа, с качанием колес в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля. Это обеспечивает устойчивость, позволяющую автомобилю двигаться на высоких скоростях в условиях шоссейно-кольцевых гонок. Задняя подвеска — также независимого типа с качанием колес под углом 10° по отношению к продольной оси автомобиля. Амортизаторы — гидравлические, телескопического типа, такие же, как на автомобиле «Москвич-402». Тормозная система применена также с автомобиля «Москвич-402». Для повышения надежности тормозов введены два независимо действующих главных тормозных цилиндра, управление которыми производится от тормозной педали через специальный уравнительный механизм. Рама автомобиля — трубчатого типа сварной конструкции. Кусов — одноместный, охватывающий все детали автомобиля и колеса (закрытого типа). Он состоит из двух частей: нижней (панель, смонтированная на раме автомобиля) и верхней (легкосъемный обтекатель). Детали кузова крепятся к каркасу ферменного типа, выполненному из дуралюминиевого профиля. Расчетная максимальная скорость автомобиля «Звезда-500» НАМИ-0-41 составляет 170—180 км/час. В апреле 1958 года во время " рекордных заездов в 2. «За рулем» № 12.значительными конструктивными изменениями. Дифференциала в трансмиссии нет. Передача на колеса осуществляется с помощью двух шлицевых валиков с карданными шарнирами. Двигатель М-52 закреплен сзади, за сиденьем гонщика. Запуск двигателя осуществляется «с толчка» (путем толкания автомобиля). Так как старт на кольцевых гонках для автомобилей гоночных формул дается всегда с заведенными моторами, согласно правилам ФИА автомобиль может не иметь приспособлений для запуска. Обшивка кузова безкаркасная, из мягкого дуралевого листа, толщиной 1 мм. Крепление обшивки к раме автомобиля производится с помощью авиационных замков типа «Дзюд». Условия гонок требуют от машины максимальной устойчивости и хорошейI S } I i ) < >Следует отметить, что это лишь первые шаги в развитии автомобилей такого класса. Так, на первенстве Советского Союза 1958 года они были представлены недостаточно доработанными образцами, которые, естественно, и не показали мало-мальски приличных результатов. Но главное не в этом. Важно то, что у нас есть тип автомобиля для массового автоспорта. Теперь дело за автомобилестроителями. Необходимо в сжатые сроки довести конструкцию этого автомобиля и организовать его серийное производство.Спортивный автомобиль ГА-500