ВЫШЕ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИОднако в подготовке водителей есть и ся следствием безответственного отноВеличественные перспективы небывашения ряда комитетов и их руководитесущественные недостатки. лого развития нашей страны, поставленные перед советским народом тезисами Президиум ЦК ДОСААФ СССР недавлей к выполнению существующих дирекдоклада Н. С. Хрущева на XXI съезде но вынес постановление о состоянии и тивных указании Центрального комитета КПСС, требуют от организаций оборонмерах улучшения подготовки шоферов. добровольного Общества. Стране нужны квалифицированные воного Общества решения ответственных В нем отмечается, что главным недозадач по улучшению подготовки новых статком в подготовке водительских каддители автомобилей, хорошо знающие материальную часть, способные техникадров водителей. В связи с огромным ров является низкое качество обучения. ростом автомобильного транспорта и Это явилось результатом грубого наручески грамотно эксплуатировать автомобиль в различных дорожных и климатистроительством новых дорог народному шения требований программ подготовки ческих условиях. Справиться с этой захозяйству будет нужно еще больше водителей. Во многих местах группы комграмотных, высококвалифицированных плектовались в количестве 40—60 челодачей могут только шоферы, получившие прочные знания н практические наводителей. век. Ясно, что в таких больших группах В тезисах ЦК КПСС и Совета Министпреподаватель был не в состоянии правыки, воспитанные в духе соблюдения ров СССР «Об укреплении связи школы вильно наладить учебный процесс. Руковысокой трудовой дисциплины. с жизнью ио дальнейшем развитии сиводители некоторых курсов пошли по пуВ целях улучшения качества подготовстемы народного образования в стране» ти сокращения программы, вследствие ки водительских кадров в Обществе преотмечается, что наряду с профессиочего будущие водители не получили незидиум ЦК ДОСААФ' обязал республинально-техническим обучением в спеобходимых знаний- и практических наканские, краевые и областные комитеты циальных учебных заведениях должна выков. ДОСААФ провести ряд мероприятий. быть улучшена подготовка новых кадров Как отметил президиум ЦК ДОСААФ, Подготовку шоферов 3-го класса в через систему краткосрочных курсов. Это ставит перед организациями и комикурсы по подготовке водителей часто первичных организациях ДОСААФ рессоздаются при отсутствии необходимой публиканские, краевые и областные ко-. тетами ДОСААФ задачу всемерного учебно-материальной укрепления курсов шоферов и тракторите теоретический курсбазы. В результамитеты могут разрешать только в том обучения не подслучае, если предприятия, учреждения и стов, резкого улучшения качества подгокрепляется практическими занятиями, на учебные заведения имеют автохозяйсттовки шоферов и трактористов. которых будущему шоферу нужно приво с гаражами и мастерскими и адмиВключившись в социалистическое совить твердые навыки по техническому нистрация дает письменное обязательстревнование в честь XXI съезда КПСС, обслуживанию и ремонту.автомобиля. во обеспечить на своей базе производсторганизации Общества ведут борьбу .за венное обучение шоферов на курсах и Комитеты Общества до сих пор не удеулучшение качества обучения. Воспитанляют должного внимания подбору преповыделить необходимое количество автоники ДОСААФ соревнуются за экодавателей теоретического обучения, инмобилей для практических занятий, номию горюче-смазочных материалов, оборудованных в соответствии с требобыстрейшую перевозку народнохозяйстструкторов производственного обучения ваниями правил уличного движения. Пои инструкторов вождения. венных грузов, за лродление срока служмимо этого, до начала занятий должен Президиум ЦК ДОСААФ СССР укабы автомобиля. Молодые водители учабыть оборудован учебный класс опредествуют в мотопробегах, повышают свое зал, что наличие крупных недостатков в подготовке водительских кадров являет- ленного размера с наглядными пособияспортивное мастерство. ми, агрегатами, механизмами, плакатами в соответствии с утвержденным ЦК ДОСААФ перечнем. В качестве преподавателей для чтения курса по устройству и техническому КОЛХОЗЫ ПОМОГАЮТ КУРСАМ ДОСААФ обслуживанию автомобилей на курсах водителей 3-го класса могут быть допуОбсуждая тезисы доклада Н. С. Хрунина (председатель колхоза 3. Абидов). щены только лица, имеющие высшее или щева на XXI съезде Коммунистической Первичной организации ДОСААФ там среднее специальное образование или партии, колхозники нашего района говопереданы трактор и два мотоцикла. удостоверение на право преподавания, рили о необходимости готовить свои кадНужно сказать, что райком ДОСААФ ры механизаторов. С каждым годом поддерживает с райкомом партии повыданное Госавтоинспекцией. В порядке колхозы у нас становятся богаче. После стоянную деловую связь. В свою очеисключения и только с разрешения ресреорганизации МТС каждый из них приредь партийный и комсомольские рапубликанского, краевого или областного обрел 40—50 тракторов. Да и машины ботники уделяют много внимания нужкомитетов ДОСААФ к преподаванию указанных дисциплин могут допускаться теперь уже не те, что были несколько дам и запросам досаафовцев. Первый лица, имеющие среднее образование и лет назад. Механизатор тепеоь должен секретарь нашего райкома комсомола опыт работы по автомобильной специбыть грамотным и всесторонне образоФатима Ибрагимова была делегатом альности не менее 5 лет. Эти требования ванным. Ведь в колхозе ему придется IV Всесоюзного съезда ДОСААФ. Под не распространяются на преподавателей, управлять не только тракторами, но и ее руководством наши комсомольцы готовящих шоферов-любителей. другими сложными агрегатами. энергично помогают развертывать обоИнструкторами производственного обуЕще в 1954 году в колхозе имени Али- ронную работу. чения могут быть практики с семилетним шера Навои райком ДОСААФ организоМы уверены, что с помощью активиобразованием, имеющие опыт произвал первые курсы водителей. С тех пор стов Общества и комсомольцев можно водственной работы по соответствующей подготовка шоферов в районе постоянно быстро перестроить работу по подгоспециальности (автомеханики гаражей, увеличивалась. Обсудив тезисы ЦК товке технических кадров на селе и уже мастера). Для преподавания правил КПСС и Совета Министров СССР «Об в этом году полностью удовлетворить движения можно привлекать только лиц, •укреплении связи школы с жизнью и потребность колхозов в водителях. Сейдальнейшем развитии системы народночас перед организациями" ДОСААФ имеющих специальное высшее или средго образования в стране», мы решили стоит новая важная задача — резко поднее образование, а также шоферов 1-го, 2-го и 3-го класса, окончивших десятиеще шире обучать молодежь, выпускнинять качество обучения водителей. Для ков десятых классов средних школ. Заэтого мы стараемся помочь организалетку. кончив среднюю школу, многие из них В качестве инструкторов вождения циям Общества в приобретении матеостанутся работать в колхозах. автомобиля разрешено допускать только риальной части и наглядных пособий. Поэтому рекомендовали колхозам шоферов 1-го и 2-го класса, имеющих XXI съезд нашей партии организации передать в первичные организации ДОСААФ встречают новыми успехами. семилетнее образование. Учитывая важДОСААФ, а где возможно ив средние ную роль занятий по вождению в восшколы, хотя бы по одному трактору питании и обучении будущих шоферов, Н. УЗАКОВ, и автомашине, чтобы можно было оргасекретарь Комсомольского комитетам необходимо со всей серьезнизовать постоянные курсы механизатоностью подходить к подбору инструкрайкома КП Узбекистана. ров. Начало такому полезному делу поторов, повседневно проводить с ними ложено в сельхозартели имени В. И. Левоспитательную работу, оказывать метоСамаркандская обл.тлгж/шш-2 дическую помощь, осуществлять постоянный контроль. В некоторых комитетах ДОСААФ имели место случаи неправильного хранения и использования бланков свидетельств об окончании курсов при первичных организациях. Чтобы пресечь в дальнейшем имевшие место злоупотребления, возникавшие на этой почве, оформление свидетельств об окончании курсов теперь будут производить только республиканские, краевые и областные комитеты ДОСААФ. Для улучшения качества обучения подготовка водителей на платных курсах автомотоклубов будет несколько ограничена. В клубах индивидуального штата, не имеющих хозрасчетных автошкол, разрешается вести обучение только трех групп шоферов 3-го класса (в том числе и повышение их квалифика• ции) или четырех групп шоферов-любителей и мотоциклистов шесте взятых; в клубах первого разряда — двух групп шоферов-профессионалов или трех групп автолюбителей и мотоциклистов; в клу1 ба .* второго разряда —• одну группу шоферов 3-го класса или две группы любителей и мотоциклистов. В клубах третьего разряда платная подготовка водительских кадров полностью запрещена. Президиум ЦК ДОСААФ СССР запретил прием экзаменов экстерном во всей системе Общества. Президиум ЦК ДОСААФ указал также, что основной задачей первичных организаций Общества должна являться не подготовка шоферов-профессионалов и повышение их квалификации, а обучение шоферов-любителейг водителей мотоциклов и мотороллеров. При этом особое внимание должно быть обращено на улучшение качества обучения. Республиканским, краевым, областным, районным и городским комитетам ДОСААФ необходимо разъяснить широкому активу и членам оборонного Общества значение и важность постановления президиума ЦК ДОСААФ СССР, определяющего новый порядок подготовки шоферов на курсах в первичных организациях ив автомотоклубах. Необходимо тщательно подготовить и всесторонне обсудить на президиумах мероприятия, обеспечивающие безусловное выполнение всех требований президиума ЦК ДОСААФ, направленных на повышение качества водительских кадров. При этом надо иметь в виду, что новое постановление президиума ЦК ДОСААФ отнюдь не имеет в виду уменьшение общего количества водителей, выпускаемых на курсах Общества. Речь идет о некотором сокращении хозрасчетной подготовки водителей 3-го класса за счет резкого увеличения выпуска автолюбителей и мотоциклистов. Надо также помнить о том, что каждый спортсмен, который будет сдавать нормы нового комплекса ГТО второй ступени, должен научиться управлять автомобилем или мотоциклом. Помочь им в этом призваны организации Общества. Исходя из новых требований, сейчас каждый районный и городской комитет ДОСААФ на основе произведенных проверок деятельности курсов шоферов должен уточнить задания по подготовке шоферов, наметить первичные организации, которые могут в дальнейшем обеспечить подготовку шоферов 3-го класса в полном соответствии с новыми требованиями. Этим курсам следует оказывать всестороннюю помощь в со1*здании материально-учебной базы, привлекая к работе руководителей автохозяйств и предприятий. Следует учесть, что только при выполнении всех организационно-методических указаний программы можно добиться высококачественной подготовки шофера, обладающего прочными разносторонними знаниями и твердыми практическими навыками. Поэтому ни о каком сокращении учебной программы в дальнейшем не должно быть и речи. Только тщательная подготовка и организация всего учебного процесса на курсах шоферов, осуществление повседневного контроля за обучением со стороны вышестоящих комитетов, оказание с их стороны методической помощи преподавателям и инструкторам помогут первичным организациям и автомотоклубам добиться улучшения качества подготовки водителей. Для успешного решения этой задачи целесообразно при каждом районном и городском комитетах, а также в крупных первичных организациях ДОСААФ создать секции военно-технической подготовки. Для работы в них следует привлекать офицеров запаса —- автомобилистов, инженерно-технических работников автохозяйств и авторемонтных предприятий, шоферов-новаторов, преподавателей автомобильных, автодорожных, механических техникумов и вузов. Свою деятельность ^гкции должны направить главным образом на оказание помощи курсам шоферов, организованным при первичных организациях, в создании материально-технической базы, в подборе преподавателей и инструкторов, в проведении с ними инструкторскометодических занятий, в налаживании учебного процесса. Большую ответственность за повышение качества обучения шоферов несут экзаменационные комиссии. От требовательности членов комиссий, от тщательности проверки знаний и практических навыков курсантов во многом зависит улучшение работы курсов шоферов ДОСААФ. При оценке знаний будущих водителей не должно быть либерализма. Однако до сих пор имеются факты, когда экзаменационные комиссии безответственно относятся к возложенным на них обязанностям. Так, например, после проверки знаний экзаменационными комиссиями, назначенными комитетами ДОСААФ, на курсах шоферов в Хойникском районном комитете ДОСААФ Гомельской области из 40 курсантов, представленных в Госавтоинспекцию для последующей проверки знаний по правилам движения транспорта и вождению, сдали экзамены с первого раза только 6 человек. Аналогичные случаи имели место в Брестской области, в поселке Кадикгон Магаданской области и других. Для более объективной оценки знаний и практических навыков учащихся, окончивших курсы при первичных организациях или автомотоклубах ДОСААФ, в состав экзаменационных комиссий, по согласованию с местными исполкомами Советов депутатов трудящихся, следует привлекать инженерно-технических работников автохозяйств, руководящий и преподавательско-инструкторский состав автомотоклубов и автошкол. Председатели этих комиссий должны быть утверждены соответствующим республиканским, .краевым или областным коми-тетом ДОСААФ из наиболее квалифицированных специалистов-автомобилистов, имеющих достаточный опыт в подготовке шоферов-профессионалов, пользующихся доверием и авторитетом среди общественности. В протоколах проверки экзаменационные комиссии должны указывать свои замечания о качестве подготовки шофера, недостатках, имеющихся в теоретическом и производственном обучении курсанта, причинах, их породивших, и заключение о дальнейшей возможности подготовки водителей на проверенных курсах. Для более успешного обучения шоферов 3-го класса на курсах в организациях ДОСААФ комитетам оборонного Общества нужно всю работу по организации и работе курсов согласовывать с местными органами Госавтоинспекции, совместно намечать и осуществлять мероприятия, направленные на выполнение требований президиума Центрального комитета ДОСААФ СССР об улучшении качества подготовки шоферов на" курсах в системе ДОСААФ. Обсуждая контрольные цифры семилетнего плана и тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью ио дальнейшем развитии системы народного образования в стране», члены оборонного Общества ищут новые пути улучшения всей работы по подготовке кадров водителей. Вместе со всем советским народом выполнить гигантскую программу строительства коммунизма — первейший долг всех комитетов ДОСААФ. Н. ФЕДОРОВ, ст. инспектор Управления ПВО и техподготовки ЦК ДОСААФ СССР.На учебной площадке Южно-Сахалинского автомотоклуба ДОСААФ. Здесь совершают свои первые поездки за рулем курсанты клуба.Фото Ник. НИКОЛАЕВА.3