14
15
Как лучше объяснить устройство карбюратораКАРБЮРАЦИЯН. ГАБАЯНЦ Дорогая редакция! А> Я являюсь общественным инструктором самодеятельного автомотоклуба сталинградского завода «Красный Октябрь». Считаю, что одной из наиболее трудных тем программы обучения водителей является раздел «Карбюрация». Прошу опубликовать статью, рассказывающую, как лучше изучать эту тему с курсантами. Л. МАРИНИН. Сталинград. К-22 и К-82, плакатами, блоками диффузоров, жиклеров, распылителей, эмульсионной трубкой, отдельными деталями экономайзера, ускорительно i насоса и т. д. аздел «Карбюрация» является одним из самых сложных разделов программы подготовки шофера 3-го класса. Эта сложность усугубляется еще и тем, что все процессы, протекающие в карбюраторе, невидимы. Если при изучении других разделов, например кривошипного или распределительного механизма, можно наблюдать, как взаимодействуют все детали этих механизмов, то в карбюраторе нельзя увидеть, как происходит образование горючей смеси, приготовляемой тем или иным устройством карбюратора. Вот поэтому перед тем, как начинать изучать с курсантами эту тему, преподаватель должен составить детальныйРПреподаватель Московского АМК Н. Габаянц ведет урок. план и, конечно, бчень тщательно готовиться к каждому уроку. При составлении плана я предусматриваю те наглядные пособия, которые мне понадобятся на уроке. Например, при объяснении устройства карбюратора я пользуюсь разрезными карбюраторами Очень важно обратить внимание на первую тему раздела, в которой рассказывается о горючей смеси и элементарном карбюраторе. Очень часто малоопытные преподаватели считают эти темы второстепенными и основное внимание уделяют устройству современного карбюратора и его работе. Это в корне неверно. Ведь если учащийся не очень ясно представляет себе, что такое горючая смесь, как она делится по своему составу и какое значение имеет для работы двигателя ее состав, он не поймет устройство и назначение различных частей карбюратора. В этой же теме многие преподаватели делают еще одну методическую ошибку. После рассказа о горючей смеси они объясняют требования, которые предъявляются к горючей смеси на разных режимах работы двигателя, и лишь после этого — устройство элементарного карбюратора. Требования к составу горючей смеси связаны с нагрузками двигателя, которые понимаются, как какое-то ' положение открытия дроссельной заслонки. Так как же можно говорить об этом, когда учащиеся еще не знают, что такое дроссель, для чего он служит и даже где он находится? Вот поэтому после того, как учащиеся усвоили состав горючей смеси и ее влияние на работу двигателя, необходимо разъяснить устройство и работу элементарного карбюратора и только после этого — требования, предъявляемые к составу смеси на различных режимах работы двигателя. Прежде чем переходить к следующей "теме — «Устройство карбюраторов», преподаватель должен убедиться в том, что учащиеся знают, что такое горючая смесь, ее назначение и способ приготовления. Мне кажется, что изучение карбюратора надо начинать с объяснения главного дозирующего устройства, обеспечивающего основной режим работы двигателя. В самом начале следует разъяснить учащимся, что так как средние нагрузки двигателя являются основным режимом, на котором большую часть времени работает двигатель автомобиля, то на этом режиме должна быть использована наиболее экономичная смесь. Это поможет учащимся понять, почему главное дозирующее устройство вырабатывает именно обедненную смесь. Как же объяснить это устройство наиболее просто, доходчиво и наглядно? При объяснении принципа работы главного, дозирующего устройства карбюраторов К-22 А, Г иД следует начертить его отдельно на доске. После того, как схема перечерчена учащимися, им следует разъяснить основные части этой схемы и сличить их с деталями карбюратора. Затем можно рассказать о работе этого устройства. Мне кажется, что учащиеся во время объяснения не должны ничего записывать, и лишь потом яИ специально диктую им краткое изложение темы для конспекта. При объяснении устройства этого приспособления необходимо иметь отдельные детали карбюратора — блоки диф-Значительно труднее бывает объяснить действие главного дозирующего устройства карбюраторов К-82 и К-84. Обычно особенно плохо понимают процесс торможения топлива воздухом. Вналов и заставляет двигаться топливо по этим каналам. Пройдя с курсантами систему холостого хода, поочередно следует подрисовать на схеме и объяснить экономай-В такой последовательности вычерчивается схема на доске. фузоров, распылителей жиклеров — и монтировать их применительно к той схеме, которая начерчена на доске. Тогда учащимся становится ясно, что при закрытых пластинах клапана наиболее сильное разряжение создается в горловине малого диффузора, вследствие чего и истечение топлива из главного распылителя будет больше, чем из дополнительного. При этом преподаватель должен напомнить, что отверстия жиклеров рассчитаны таким образом, что оба жиклера вместе подают топливо, обеспечивающее обедненную смесь. С увеличением разряжения в смесительной камеэтом случае я стараюсь придумать какой-нибудь наглядный пример. Так, например, я вызываю к доске ученика и предлагаю ему наполнить дымом от папиросы стеклянную колбу и закрыть ее пробкой. После этого я прокалываю в папиросе небольшое отверстие и предлагаю наполнить дымом вторую колбу. Все видят, что для этого приходится значительно сильнее производить затяжку. После такого опыта обычно бывает нетрудно разъяснить, как происходит торможение топлива воздухом. При объяснении конструкции пускового устройства к нарисованной на доске схеме я пририсовываю воздушную заслонку с автоматическим клапаном. Затем перехожу к объяснению системы холостого хода, предварительно подрисовав и ее к данной схеме. При объяснении этой системы в первую очередь нужно разъяснить учащимся, что при прикрытом дросселе разряжения в смесительной камере почти нет и поэтому главное дозирующее устройство работать не может. Все разряжение создается в основном только под дросселем. Одно из отверстий каналов системы холостого хода выходит под дроссельную заслонку, следовательно, разряжение распространяется на всю систему каналов. Эту мысль тоже хорошо подтвердить наглядным примером. Я обычно беру длинный шланг и, свернув его, делаю несколько петель. Один конец шланга опускается в стакан с водой, а из второго конца предлагаю кому-нибудь из учащихся вытянуть воду. Таким образом, становится ясно, что как бы ни были высверлены каналы системы холостого хода, но если одно отверстие выходит под дроссель, а другое соединяется с поплавковой камерой карбюратора, разряжение создается во всей системе казер и ускорительный насос. В конце концов у меня на доске получается полная схема современного карбюратора. Рядом с ней я вешаю стандартный типографский плакат и сличаю обе схемы. Во время опроса предлагаю учащимся рассказать о каком-либо устройстве вначале по вычерченной на доске схеме, а за-ехЕмгшндодамОпыт со шлангом. тем по плакату. На последующих уроках я разбиваю учащихся на несколько групп по 5—6 человек и раздаю на столы разрезные и неразрезные карбюраторы, по которым курсанты должны найти изученные по схемам устройства. Некоторые преподаватели практикуют другой метод изучения карбюратора. Они сразу раздают на столы карбюраторы. Такой способ, мне кажется, не совсем удачный, так как карбюратор является сложным прибором, имеющим много деталей и это, естественно, отвлекает учащихся от изучаемого устройства.Опыт с папиросой. ре (при открытии дросселя) пластины клапана открываются давлением потока воздуха, самым узким местом в смесительной камере становится горловина основного диффузора и вследствие этого истечение топлива из распылителя дополнительного жиклера увеличивается.15