СПОСОБ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПУСКА АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЗИМОЙМ. ГИНЦБУРГПрогрев остывшего двигателя с помощыо горячей воды — один из самых распространенных способов облегчения его пуска зимой. Обычно горячую воду, к аки холодную, заливают через горловину радиатора (на рисункецирку ляция ее показана стрелками 1). Для того чтобы двигатель стал теплым, необходимо пролить горячую воду через систему охлаждения в количестве равном од-ной — двум ее емкостям. К ак правило, делают это при открытом спускном кранике. Горячая вода, проходя сверху вниз через холодный радиатор, попадает в руб ашку блока цилиндров уже остывшей. Это объясняется тем, что радиатор при ­ способлен для интенсивного охлаждения воды и имеет примерно такуюже емкость, к акирубашка блока цилиндров. Например, общая емкость системы охлаждения двигателя автомобиля «Москвич-401» составляет б литров, из которых 3 литра входит в радиатор и3 — в водяную рубашку . Следовательно, л ишь50 % п оступающейв систему горячей воды, да и то предварительно охлажденной , используется для разогрева блока цилиндров. Хотя в этом случае температура двигателя и повышается, данный способ нельзя признать достаточно эффективным. По сути дела, он приводит к разогреву не двигателя, а радиатора. Н аш способ облегчения пуска двигателя заключается в том, что при за ­ полнении системы охлаждения горячая вода циркулируетв обратном направлении (стрелки 4). Ее заливают так , чтобы она сначала поступила врубашку блока цилиндров, а затем в радиатор. В результате рубашка цилиндров при заправке системы охлаждения нагревается значительно лучше. Головка цилиндров становится столь горячей, что рука еле выдерживает прикосновение к ней. Преимущества такого предпускового разогрева двигателя очевидны. ' У автомобиля «Москвич-401», на кот ром первоначально был проверен это способ, п ритемпературеокружающего воздуха минус t5oCтемпература головк и цилиндров доходила до 65°, а пуск двигателя осуществлялся после одногодвухсекундного включения стартера. Для заливки горячей воды непосредственно в двигатель его рубашку цилиндров целесообразно оборудовать горловиной с узким патрубком. На большинстве моделей автомобилей можно заполнять систему охлаждения таким способом без дополнительных приспособлений. Например, на автомобилях «Москвич-402» и «Москвич-407» применяют для этой цели дюритовый шланг3 , соединяющий кран на головке цилиндров с отопителем кузова. Ш ланг предварительно снимают с патрубка отопителя. Желательно слегка смазать патрубок графитовой смазкой , чтобы можно было легко надевать и снимать шланг. На автомобиле «Москвич-401» заливают горячую воду через штуцер2 для датчика указателя температуры воды, приваренного к верхнему патрубкуси ­ стемы охлаждения . Применяют этот способ следующим образом. Устанавливают бидон с горячей водой так , чтобы он находился выше двигателя. Берут обычный резиновый шланг, засасывают воду и затем быстро опускают его в дюритовый шланг3 или вштуцер 2. В последнем случае необходимо вводить шлангс предварительно косо срезанным концом до упора втер ­ мостат. Струя горячей воды, попадая непосредственно на термостат, через 5 секунд открывает его клапан . Этот способ, успешно применяемый мною на автомобилях «Москвич» в течение ряда лет, м ожет быть использован! и на автомобилях других марок, имеющ их двигатели с водяным охлаждением.С хема циркуляцииводывсистемеохлаждениядвигателей автомобиля«Москвич».Рисунок Г. Возлинского