мотокросс.ТбилисиВ ходе соревнований спортсменам пришлось преодолевать много различных препятствий. На снимке : чехословацкий гонщик Ольдрих Клаудингер в прыжке с трамплина ДЛИНА КРУГА2230мв Тбилиси еще раз было доказано и подтверждено, что четкое и безошибочное судейство зависит прежде всего от того, насколько правильно была продумана методика работы на различных участках судейства и согласована деятельность сопряженных участков между собой. [Большое значение имел также тщательный подбор судей с последующим подробным инструктажем их со стороны старших судей и опытной проверкой во время тренировки участников за 1—2 дня до начала соревнований. Соответствующая заблаговременная подготовка позволила секретариату, состоящему всего из двух человек, подсчитывать и официально объявлять все командные и три личных места в каждом классе мотоциклистов тотчас же после закрытия финиша. На счете кругов вместо обычных 10—12 судей у нас работало всего шесть, а могло бы быть и еще меньше. Конечно, организация международных соревнований — дело сложное и ответственное. Однако нужно подчеркнуть, что ряд трудностей возникал дополнительно, вследствие чрезмерного дробления административных функций. На наш взгляд, совершенно не нужно было создавать дирекцию, состоящую из 10—12 начальников разных служб, возглавляемую директором соревнований с двумя заместителями, у каждого из которых оказалось еще по одному помощнику! К чему, например, был в составе дирекции начальник службы охраны порядка, тогда как эти функции целиком и полностью выполнял представитель милиции, не имевший никакого отношения к дирекции. Думается, что в будущем в составе дирекции достаточно иметь директора соревнований (обязательно с судейским званием) и одного-двух его помощников, способных решить все вопросы, связанные с подготовкой и организацией соревнований.н. однолько,председатель технической комиссии международных соревнований, судья республиканской категории тбилисских мотокроссу приняло участие 66 сильнейВ ших гонщиковсоревнованиях по пятнана мотоциклах дцати различных заводов и фирм. Ниже приводится перечень марок мотоциклов по классам и страны, их выпускающие. Количество2 264211241221669оо119Класс125МаркаСтрана-изготовитель Австрия Польша СССР Чехословакия Чехословакия ВенгрияГДРктмБФМ250р> » > ь» »К-55 ЧезетЯваПанония Симеон ИЖ-250Ява БСА350» > » » 500 »» ь > >>Ява БСА АЖС Ява ЭСОСимеон Майко Юнак ИЖ-57СССР Чехословакия АнглияГДР ФРГТриумф МатчлесПольша СССР Чехословакия Англия Англия Англия Англия Чехословакия ЧехословакияНаиболее интересными мотоциклами в конструктивном отношении являлись следующие. В нлассе до 125 смЗ — два мотоцикла «Чезет» чехословацкого производства. Рама этого мотоцикла трубчатая. Двигатель одноцилиндровый, двухтактный. Цилиндр двигателя чугунный, продувочные и выхлопные окна имеют небольшую высоту, но увеличены по образующей. Мощность двигателя (по данным представителя команды) 10 л. с. Оригинальной является система выпуска отработавших газов. Выпускная труба вначале имеет постепенно расширяющееся сечение, а затем переходит в цилиндрический резервуар, который в свою очередь постепенно переходит в выхлопную трубу. И хотя с конструкцией внутренней части выхлопной системы нам ознакомиться не представилось возможным, остается бесспорным тот факт, что она обеспечивает хорошую очистку цилиндра от отработавших газов и способ-ствует лучшему наполнению цилиндра рабочей смесью, а следовательно, и получению более высокой мощности. Конструкторы этой машины много внимания уделяли повышению износоустойчивости двигателя. Забор воздуха в ней осуществляется из менее запыленной зоны с применением сетчатых воздухоочистителей значительных размеров, которые периодически промываются и увлажняются маслом. Передняя вилна мотоцикла «Чезет» телескопическая с гидравлическими амортизаторами. Амортизаторы задней подвески . — гидравлические, фирмы «Пал». Шины имеют специальный кроссовый протентор. Их размеры: заднее колесо3,25—19; переднее колесо — 2,75—21. Высокая мощность двигателя, хорошая экипажная часть, качественная резина и хорошая надежность машины в целом позволили представителям чехословацкой команды Полянке и Роучке, выступавшим на этих мотоциклах, занять первое и второе места в своем классе. Следует отметить, что достойными соперниками этим гонщинам явились советские спортсмены А. Сироткин, А. Савельев, А. Васин, И. Григорьев и К. Цалкаламанидзе. И только низкое качество мотоциклов К-55 Ковровского завода не позволило этим гонщикам показать высокий результат. В ходе гонни у мотоцикла Савельева лопнула рама. Васина — сломался маятник задней подвесни, Григорьева — вышла из строя коробка передач и т. д. В мотокроссе хорошо зарекомендовал себя также другой мотоцикл чехословацкого производства — «Ява-250». Эта машина имеет специальный спортивный двигатель со степенью сжатия до 10,5 и мощностью 22—23 л. с. Высоная литровая мощность его получена за счет удачного расположения окон в цилиндре (фаз газораспределения). Кожух цилиндра двигателя «Ява-250» алюминиевый, гильза чугунная толщиной 5 мм. Головка цилиндра тоже алюминиевая, форма камеры сгорания типа Рикардо. Такая форма камеры сгорания имеет преимущества перед сферической. Она обеспечивает лучшее смесеобразование, так как в ней меньше непродуваемых зон. Кроме того, такая камера вызывает детонацию в меньшей степени ввиду того, что догорание смеси в ней происходит в условиях хорошей теплоотдачи и при наличии вихревого движения газа.9