С. Кадушкин уже на пятом круге, опять-таки из-за технических неисправностей в мотоцикле, вынужден был сойти с трассы и поставить машину в парк. Таким образом, в течение второго дня соревнований в команде СССР лишь два гонщика из шести сумели успешно закончить дистанцию. В команде Чехословакии их было шесть, в командах РСФСР и Грузии — по четыре. Нельзя не отметить исключительной воли к победе, проявленной в заключительный день соревнований представителем команды РСФСР мастером спорта Аркадием Белкиным. В первый день он показал весьма посредственный результат. При повторном заезде, в высоком темпе пройдя всю дистанцию, он уступил лишь отличному французскому гонщику Ледермеру и был вторым. Значительно улучшить свои показатели удалось также М. Шарафяну и В. Рухадзе (команда Грузинской ССР). В первый день они попали в «штрафную тройку», т. е. на финише оказались в числе последних трех спортсменов, которым, по положению, никаких очков не начисляется. При повторном заезде оба спортсмена учли ошибки первого дня и, успешно финишировав, дали своей команде 41 зачетное очко, тем самым вплотную приблизив ее по окончательному результату к команде СССР. Стоит ли говорить, какой бурей вполне заслуженных аплодисментов наградили своих земляков темпераментные тбилисские болельщики. В итоговой таблице первые пять мест распределились между командами следующим образом: 1 место — Чехословакия — 340 очков 2 » — РСФСР — 248 очков 3 » — СССР — 191 очко 4 » — Грузинская ССР184 очка 5 » — Польша — 128 очков Спортсмены Австрии, проиграв 8 очков команде Польши, заняли б-е место. * Результаты соревнований свидетельствуют о том, что команда СССР в общем смогла успешно бороться только с более слабым противником. К встрече с сильнейшими в Европе чехословацкими мотоциклистами она оказалась недостаточно подготовленной. Темп, предложенный чехословаками во всех классах, был непосильным для наших спортсменов, располагавших менее мощными и. что еще важнее, менее надежными машинами. И там, где они его принимали и пытались бороться, как равные с равными, дело часто заканчивалось совсем печально — мотоциклы не выдерживали и выходили из строя. Так случилось с Григорьевым, Васиным, Савельевым, Цалкаламанидзе. Слов нет искусство маневрировать скоростями в зависимости от обстановки является одним из решающих условий победы. Но, прибегая к такому маневру, вступая в острую спортивную борьбу на трассе, нельзя забывать о технических возможностях своей машины. Спортсмен никогда не может рассчитывать на серьезный успех, если он не научится «чувствовать» машину, строго рассчитывать и умело расходовать ее ресурсы. В этом отношении показательно выступление Н. Севостьянова. В отличие от многих других соревнований на этот раз он очень бережно отнесся к своеймашине. Использовав, как говорится, технику до дна, спортсмен тем не менее принял все меры к тому, чтобы сохранить мотоцикл, избежать перегрузки его двигателя и других агрегатов. Обо всем этом убедительно свидетельствует хронометраж прохождения им кругов. В течение двух дней Севостьянов 20 раз прошел трассу с разницей во времени, не превышающей 5 секунд. Такую равномерность хода не показал в Тбилиси больше никто. И это в условиях, когда Севостьянова на дистанции дважды обходил Чижек, а один раз ему самому пришлось обходить Дудорина. Неумелое, необоснованное техническими возможностями машины «маневрирование скоростями» во второй день соревнований привело к тому, что в классе до 125 смЗ из шести стартовавших советских гонщиков полностью дистанцию сумели пройти только_двое, а из пяти вообще не закончивших дистанцию в этом классе четверо были из наших команд. Конечно, «виновны» в этом прежде всего мотоциклы К-55. Они плохо показали себя в этих соревнованиях. Но при этом нельзя оправдывать и гонщиков. В «легком» классе у нас в основном выступала впервые дебютировавшая в международных встречах молодежь. Но тренеры не обратили на это должного внимания. В результате и без того непрочные машины были, по существу, добиты горячими «наездниками», стремившимися во что бы то ни стало улучшать результаты даже тогда, когда к этому не было реальных возможностей. Нельзя не заметить также, что команда СССР была неправильно укомплектована. Чем, например, объяснить включение в ее состав С. Кадушкина? Правда, гонщик он уже достаточно опытный. Но по своим спортивным показателям еще не дорос до того уровня, когда его с полной уверенностью в успехе можно включить в состав сборной Советского Союза. Вряд ли правильно был заявлен в команде СССР и Б. Самородов. Двухдневная борьба показала, что Дудорин являлся более подготовленным для такой ответственной встречи. Тбилиси.ЙШЙШ^I / аждому преподавателю празил улич** ного движения приходится делать много чертежей на классной доске. Это не только затрудняет восприятие материала курсантами, но и призодит к неоправданным потерям учебного времени. Мы смонтировали специальный стенд для изучения правил уличного движения, на котором преподаватель можэт наглядно показать все случаи проезда перекрестков. Изготовляется этот стенд следующим образом. Лист обыкновенного крозельного листового железа заклепками крепится к листу фанеры такого же формата. На железном листе эмалевой краской разных цветов наносят схему 4-стороннего и 3-стороннего (Т-образного) перекрестков. Для наглядности изображения домез, тротуэроз и проезжей части окрашизаются различными цветами. Такую доску преподаватель вешает на стену класса. Для того чтобы макеты автомобилей (рис. 1) держались на стенде, в их нижней части вырезаны гнезда ив них при помощи шурупов укреплены небольшие магниты. Такие же магниты можно укрепить ив макеты различных дорожных знакоз, которые преподаватель может установить в любом месте. Кроме того, мы изготовили два деревянных макета четырехстороннего светофора: один — с разрешающим и запрещающим сигналами, а другой — с желтым сигналом. Сейчас мы готовим макеты новых четырехсекционных светофоров со «стрелкой» (рис. 2). Как изготовить макет регулировщика, видно из рис. 3, Шарнирное крепление его правой руки дает возможность демонстрировать все сигналы регулировщика. Для учебной группы достаточно иметь один такой макет. Макеты светофоров и регулировщика устанавливаются на специальной деревянной подставке (рис. 4), которая при помощи шурупа закрепляется в центре перекрестка. М. АЛИЕВ. Дербент.Победители в классе мотоциклов до 350 сыз на пьедестале почета: в центре Яромир Чижек (Чехословакия), слева Николай Севостьянов (СССР), справа Юрий Дудорин (РСФСР).