проверить, осмотрев их через водозаливную горловину. Если они забиты, радиатор надо промыть. Для этого вода под сильным напором подается в направлении, обратном току ее циркуляции в системе охлаждения, то есть снизу вверх. Делают так: отъединяют радиатор, подводят воду к нижнему патрубку, а сливают ее через верхний патрубок и заливную горловину. Водяная рубашка двигателя промывается аналогичным образом. Надо вынуть термостат, открыть или лучше вывернуть сливной краник и подать чистую воду в патрубок термостата. Ни в коем случае нельзя пользоваться щелочами вместо воды, иначе возможно разъедание алюминиевых деталей. На случай, если такая промывка радиатора окажется неэффективной, есть и другой способ, В снятый радиатор заливают 10-процентный раствор едкого натра, нагретого до 90 градусов. Через 30 минут раствор сливают и промывают радиатор горячей водой. Желательно одновременно подавать воздух под 2 давлением не более 1 кг/см в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. Для промывки всей системы охлаждения можно использовать также хромпик (двухромовокислый калий). Раствор его (из расчета 4—6 г на 1л воды) заливают в систему охлаждения. Пусть на этом растворе система проработает в течение месяца. При выкипании доливают воду, а при утечке раствора — раствор. Но нужна осторожность. Хромпик и едкий натр ядовиты. Последний, кроме того, разъедает одежду и вызывает ожоги на коже. Переохлаждение двигателя и длительный прогрев могут быть признаками повреждения баллона термостата (клапан остается постоянно открытым) или выхода из строя его прокладки. В обоих случаях вода будет циркулировать всегда по большому кругу, то есть через радиатор. Эксплуатация переохлажденного двигателя приводит к повышенным износам. Поэтому надо внимательно следить за исправностью термостата. Для этой цели рекомендуется сравнить «на ощупь» температуру верхнего бачка радиатора и головки цилиндров. При исправном термостате во время прогрева бачок должен оставаться холодным, в то время как головка будет быстро нагреваться. После того как температура воды в головке достигнет примерно 70 градусов, термостат откроется; тогда и верхний бачок станет горячим. Еще несколько советов по уходу за системой охлаждения и предупреждению ее неисправностей. Строго соблюдайте сроки и порядок смазкиподшипниковводяного насоса. Большой люфт, свидетельствующий об их дефектах, м ожетслужитьпричиной течи из-за возникающеголри этом бие ­ ния торцакрыльчатки . Если люфт незначителен ( н ередко он ощущается на кон ­ цах лопастей вентилятора дажеу новых водяных насосов), значит, 'признаков не ­ исправности нет. З аменяянепригодныеподшипники , не забудьте осмотреть посадочные места для них вкорпусе . Д иаметрдолжен быть 40" о , 2.Гмм. Д опускается выработка по ­ садочной 'поверхности до диаметра 40+0,«мм.И ногдалри пуске двигателя зимой ломается крыльчатка. П роисходит это потому, что оставшаяся анижней части улитки насоса « о да замерзает и «прихватывает» лопасти. К огда вода из системы охлаждения слита, п роверните коленчатый вал несколькораз стартер ом , чтобы 'перегнать остатки ее из улитки. Ремень вентилятора должен быть всегда чистым. Попадание на него масла исмазок вызывает порчурезиныипробуксовку . Удаляйте следы жира тряпкой, слегка смоченной в бензине. С одержитев чистоте исам вентилятор. Грязь на лопастях увеличивает его дисбаланс иможет служить причинойпо ­ в реждениялодшипников . Заливайте в систему охлаждения чистую мягкуюво ­ д у — лучше всего дождевую или снег овую . Тем самымвыпредупредитеоб ­ разование накипи икоррозиивводя ­ ной рубашке . Ни вкоем случае не при ­ меняйте воду с высокой жесткостью — артезианскую, к лючевуюитем более морскую . Большое содержание хлора в воде также вредно. Р ечнуюиозерную воду для сниже ­ ния жесткости желательно вскипятить и затем профильтровать через 5—6 слоев марли. И последняя рекомендация . Соберите для повторного использования воду после слива из сисемы охлаждения. Не сму ­ щайтесь, что она мутная. Дайте ей отстояться, е ще лучше — профильтруйте ее и заливайте вновь. Частая замена во ­ д ы усиливает коррозиюи образование накипи. Полезно время от временидо ­ бавлять в нее хромпик . По атому поводу у автослесаря В. КАЗИНОВА есть небольшое добавление. Бывает, что приразборке неисправного насоса ( о бнаружена течь изотвер ­ стия) п о , казалось бы , не вызывающей сомнения причине ( к онечно , сальник!) обнаруживается, что манжета цела и не затвердела, л ружина имеет достаточн ую упругость, уплотняющая шайба из ­ ношена совсемнемногоиторецкрыль ­ чатки не имеет дефектов . А причина проста. На торцекорпуса насоса, к ко ­ т орому прилегает боковинарезиновойманжеты , о бразуются неровности — р е ­зультат коррозии . Если поверхность очи ­ стить — течь прекратится. И наконец, совет автолюбителя В. НИКИТЕНКО из Киева. Чтобы облегчить и упростить смазкуподшипниковводяного насоса автомобиля «Волга» первых выпусков (не име1г 13 4гРис.6.Удлинитель пресс-масленки.Рис. ленки.7.Переходник дляпресс-масю щих специального удлинителя вкомп ­ лекте инструмента), м ожновкорпус1 масленки ( р ис . 6) в место наконечника 2 ввернуть удлинитель 4. Его можносде ­ лать изкускабензопровода (длиной 50 мм , внутренним диаметром6мм ) . С одной стороны 'последнего впаять нако ­ нечник 2, а сдругой — к ороткуютруб ­ ку с наружной резьбой Мб и гранями 3 под ключ . Удлинитель позволяет смазы ­ вать подшипники насоса стандартным нагнетателем, в ходящимвкомплектшо ­ ф ерского инструмента. У автомобилей более ранних выпусков лучше вывернуть колпачковую масл енку (рис. 7) из гибкого шланга 3и вместо нее поставить припомощипе ­ реходника 2обычную пресс-масленк у 1. П ереходникможно выточить из 14-миллиметрового шестигранника; разм ерыего указаны на рисунке . В этом случае не потребуется многократноза ­ полнять колпачок масленки. П одобныепереходникис пресс-масл енкамиможно поставить также вместо колпачковых масленок для смазкипод ­ шипника ступиц задних колесивыклю ­ чения сцепления.1Йя § » К '1 , & J tf 8М8 £ Я '* В й '& й S ?, Ж М '5 SЛЙ (J К ь£рммпнАВТОСТОПУ-«ЗЕЛЕНУЮ ВОЛНУ» « н шВ Москве во Дворце труда ВЦСПС состоялось всесоюзное совещание, посвящен• * ное развитию автостопа. Эта новая система перевозки туристов впервые получила признание летом 1961 года вЛенинградской области. А спустялишь два года число пользующихся автостопом — у же во многих областях и республиках страны — составило несколько сот тысяч человек. Автостоп — доступная и дешевая форма путешествий, предназначенная только для туристов. Предъявив специальную краснуюкнижку , человек может бесплатно проехать на попутной служебной и грузовой машине, а также (с согласия владельца) на личном легковом автомобиле. После окончания летнего сезона наиболее отличившиеся водители, содействующие туристам , п ремируются ценными подарками и почетными грамотами. Кроме того, о ни становятся участникамирозыгрышаразличных призов. Денежн ый фонд премирования ирозыгрыша призов создается из средств, поступающ их от реализации книжек автостопа (10 километров проезда стоят одну или доетри копейки). Права гражданства автостоп получил в республиках Прибалтики , в Молдавии, Узбекистане, Белоруссии, Таджикистане, Казахстане, в отдельных областях Росс ийской Федерации — К уйбышевской , П сковской , Сахалинской, в Приморском крае, в Крымской области Украинской ССР. На совещании отмечалось, что коегде, к сожалению, автостоп встречает все еще немало «шлагбаумов». Он не находит поддержки у отдельных руководителей автохозяйств, т уристских советов и, что важнее всего, работников госавтоинспекции . Мнение всех выступавших на совещании было единодушным : автостоп убедительно доказал свою жизненность , большое воспитательное значение, и вопрос о создании единого всесоюзного автостопа должен быть решен успешно. Очень важно , чтобы во всех областях, к раях , республиках, по всей территор ни Советского Союза были единые знакиикнижки автостопа. Слово теперь за руководителями ГАИ РСФСР иУкраины , ЦК профсоюза работников связи , рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог, руководителями автомобильных хозяйств, от которых во многом зависит, получит ли автостоп повсеместное признание .23