втолюбитель, к ак правило, овладевает устройством ивождением автомобиля доего приобретения. В магазин он приходит ужес удостоверением шоферав кармане. У мотоциклистов, к сожалению, все наоборот. Вот почему человек, купивший мотоцикл, нередко «транспортирует» его из ма ­ газина, как говорят, собственными силами: катит через весь город, обливаясь потом. Но на этом его бе ­ ды не кончаются. Порой и после покупки машина долгое время стоит на приколе. Причина? Оказывается, получить заветное удостоверение на управление мотоциклом — вещь непростая. В своих письмах вредак ­ ц ию наши читатели справедливо спрашивают: почему так мало ещемотошколи курсов, где можно было бы обучиться вождению мотоцикла? Особенно тя ­ ж ело приходится сельским мотоциклистам: если где-то в городе и есть курсы, то ездить туда далеко, иной раз несколько десятков ки ­ лометров. Казалось бы, единственный путь в таких случаях — открывать курсы на местах, в районных цен ­ трах. Но какой же он тер ­ нистый! Вот, например, письмо А. Убоговича из поселка ВоронежСумской области. Досаафовцы поселка, п и ­ шет он, обратились в республиканскую газету «Патриот Батькивщыны» с просьбой помочь в организации мотоциклетных курсов. Газета переслала письмо в об-АМОТОМЫТАРСТВАком ДОСААФ, обком — в райком, райком... Райкому пересылать уже было некуда, а других мер он, видимо, принять не решился. И ное дело в Павлоградс ком районе Днепропетров ­ ской области. Там, как сообщил нам забойщик шахты «Западно-Донбасская № 1» Н. Холод, р айком сразу, не мудрствуя, отвечает: «Помочь не можем — нет преподавателей». К ороткои ясно! А толку, сами пони ­ маете, ничуть не больше. М ожет быть, в райкоме думают, что мотолюбители из поселка Первомайска, которым. был направлен вышеприведенный ответ, с ами возьмут на себя заботу о подготовке инструкторскопреподавательских кадров, а роль руководителей районной организации Общест ­ ва будет сводиться лишь к составлению отчетов о ходе технической учебы? Или они заимствуют стиль работы своих коллег из Софиевского района? Те, например, весьма энергично телеграфировали в совхоз « К омму ­ нист» о том , что инструктор мотодела выделен и 21 ноября 1963 тода {заметьте, как точно!) прибудет кме ­ сту учебы, но... Восемьдесят человек, жаждущих стать мотоциклистами, п рождали его и 22 ноября, и 23-го, и 24-го, и ещемного дней. О б этом сообщили нам А. С те ценко, А . К узнецовидругие товарищи. И уж совсем обидно мо ­ тоциклистам из совхоза «Заря» Завьяловского района Алтайского края. Здесь, как пишет нам В. Бовкуш, и курсы создали, и учебу прошли, и экзамены выдержали, а финал получился совершенно неожиданным: экзамены надо сдавать вновь, так как автоинспектор Л. Усачев утерял все доку ­ менты! Крайне неблагополучное положениес подготовкой мотоциклистов складывается не только из-за равнодушия отдельных руководителей организаций ДОСААФк этому важному участку работы. Читатели высказывают ряд претензийик некоторым работникам ГАИ. Известно, например, что сельские механизаторы зачастую могли бы подготовиться кэкзаменам самостоятельно, не заканчивая специальных мотоциклетных курсов. О днако не думайте, что этот путь «протоптанной и легче». И здесь свои трудности. Вот группа трактористов, шоферов, м отори ­ стов зерносовхоза «Индустриальный» Нуринского района Карагандинской об ­ ласти пишет, что когда они обратились в районную госавтоинспекцию с просьбой принять от них экзамен на мотоциклиста, то в ответ услышали: не принимаем, п оезжайтев Караганду. Это около 200 километров вПо письмамнашихчитателейодин конец. Опять «заминка»! А нельзя разве сде ­ лать так, чтобы экзаменато ­ ры в установленные числа сами приезжалив районную ГАИи принимали экза ­ мены на месте? И ногда дело доходит до курьезов. Приходит, скаж ем , профессиональный водитель вГАИ получить права мотоциклиста, а емуго ­ ворят: иди учись на курсы. А чему учиться? Ведь он давно уже обучен и правилам движения, и устройству двигателя внутреннего сгорания да и многих других узлов, однотипных на автом обилеи мотоцикле. Вожд ением ведь можно овладеть и самостоятельно. Вот и стоят подворам бесполезно сотни и тысячи мотоциклов. Вот и шлют их владельцы во все концы просьбы опомощи . Мы привели лишь несколько фактов из обшир ­ ной редакционной почты на эту тему. О дно из таких пи ­ сем, которое прислал В. Н е стерович из Минской области, заканчивается вопросом: когда же мотолюбителям загорится зеленый сигнал светофора? Действительно, когда же?Новое Положение о государственной автомобильной инспекцииМногие читатели журнала в своих письмах просят рассказать об обязанностях и правах Государственной автомобильной инспекции. Выполняем их просьбу. W тверждено новое Типовое положение о Государственной * автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка союзной республики. В нем нашла свое отражение возросшая роль ГАИ в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств. Каковы же конкретные обязанности Госавтоинспекции РСФСР, определенные на основе Типового положения? Одно из первых мест среди них, естественно, принадлежит организации движения, от которой во многом зависят и его безопасность, и пропускная способность улиц и дорог, и экономические показатели работы автомобильного транспорта. ГАИ разрабатывает такжемероприятия по улучшению организации движения транспорта и пешеходов, по оборудованию улиц и дорог необходимыми техническими средствами регулир ования движения; осуществляет -контроль за состоянием улиц, дорог и искусственных дорожных сооружений и освещенностью их; участвует" в приемке новых автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений. Ей также вменяется в обяз анность следить за испраЕНостью транспортных средств, ежегодно проводить технические осмотры. Как и прежде. ГАИ будет экзаменовать овладевающих квал ификацией водителя и выдавать им соответствующие удостоверения, вести пропагандистскую работу и осуществлять надзор за соблюдением правил движения. И наконец, в функции ГАИ входит регистрацияи учет автомототранспорта и дорожно-транспортных происшествий. Вполне естественно, и это подчеркнуто в Положении, что исполнять эти сложные обязанности Госавтоинспекция должна лишьв тесном взаимодействии сширокими массами трудящихся, о пираясь на помощь и поддержку добровольных народных дружин, общественных автоинспекторов, комиссий общественного контроля за техническим состоянием автомобилей. а также других общественных организации. Это обязанности. Теперь несколько слов о правах. ГАИ может, например, при необходимости запретить или ограничить движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и дорог, п роверить знание водителями правил движения, их пригодность куправлениютранспортными средствами, а такжелишить их в соответствии с действующим законодательством водительских прав за грубое нарушениеправил . Инспектор ГАИ, согласно новому Положению, имеет, в частности, п раво остановить любое транспортное средство, отс транить от управления им не имеющих на то прав или грубо нарушающих правила движения, запретить эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых угрож ает безопасности движения . Может ли автоинспектор оштрафовать водителя? Да, такое право ему дано. Специальными перечнями, у твержденнымив соответствии с Положением о ГАИ, точно определено, в какихслучаяхивкакихразмерах берется штраф . Самый большой штраф — до 10 рублей — в зимается за грубые нарушения , которые представляют особо серьезную опасность для движения, у грожаютжизнии здоровью людей. Его могут понести нз только водители, но и те, кто в нетрезг-ом состоянии \ г правляет велосипедами и гужевыми повозками, а также пешеходы за переход улицы или дороги в не предусмотренны х для этого местах (или на запрещающий сигнал), если эти действия повлекли или могли повлечь тяжкие последствия. Ш траф до 5 рублей взыскиваетсяза несвоевременную регистрацию иперерегистрациютранспортных средств, их самовольное переоборудование, за невыполнение установленных для водителей обязанностей и пр. Менее «тяжкие» н арушения влекут штраф до 1 рубля. Конечно, все приведенные вышемерынаказания не прим еняютсяв случаях, когда виновные в соответствии с действующим законодательством подлежат уголовной ответственности. Аналогичные решенияпринятыив других союзных республиках. И. ХРАПОВ, заместитель начальника Госавтоинспекции РСФСР.f | I I ' ! I II .I \30