шттштшйттитл„ЭСТОНИЮ-5"в сериюшоссейно-кольцевых автомобильных гонках за последние годы, бесспорно, наметились сдвиги к лучшему. Возросло количество участников соревнований, появились новые кольцевые трассы. Тот факт, что шос ­ сейные гонки включены впрограмму 111 Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта, с ам по себе свидетельствует о достаточно высоком уровне их развития. П ройдет какой-нибудь год, и нашим кольцевикам придется держать серьезный экзаменв финальных соревнованиях спартакиады. Чтобы прийти к этому генеральному смотру сил автомобильного спорта во всеоружии , предстоит многое сделать. Международные товарищеские соревsВнования вЛенинградеиМинскепока ­ зали наши сильные и слабые стороны: х орошую подготовку гонщикови низкое качество гоночно-спортивных автом обилей . Ч емже объяснить отставание вразработке современных конструкций? Чтобы ответить на этот вопрос, н апом ­ ним, к ак строят у нас гоночные машины. Заводы легковых автомобилей — М ЗМАи Горьковский, — а такжеНАМИ выставляют на соревнования такмало авт омобилей , что они, к ак говорится, п о ­ годы не делают. Большую же часть го ­ ночных машин строят сами гонщики . Авт омотоклуб закупает комплектагрега ­ тов, и на базе их энтузиаст-спортсмен начинает конструировать и строить автомобиль. В большинстве случаев про ­цесс этот растягивается на длительное время. С озданиев кустарных условиях сложной машины сопряжено, как правило, со множествомошибокипереде ­ лок. В результате автомобиль обходится втридорога и доставляет спортсме ­ ну больше огорчений, ч ем радости. Ясно, что при такой постановке дела не может быть и речи онадежномсо ­ в ременномгоночном автомобиле, облад ающем высокой скоростью. Чтобы обеспечить развитие шоссейно кольцевых гонок ирезко снизить стоимость машин ( д о уровня, п озволяюще ­ го клубам приобретать их), ц елесооб ­ разно, на наш взгляд, организовать централизованное проектирование имелкосерийное производство гоночных^«»s«.vvMaMv*avM*rew«c,^-^n,-T^^опулярность автомобильных ралли внашей стране бурно растет. Увеличивается число раллистов, повышается мастерство вождения. Все чащенаши спортсмены стартуют за рубежом. В этом году они впервые приняли участие в одном изтруднейших состязаний, входящем а зачет первенства Европы, — ралли «Монте-Карло». Большую пользу нашему автомобильному спорту принес разговор, своевременно начатый на страницах журнала статьей «О путях развития ралли» <N» 5, 1963 г.). В ходе дискуссии высказывались различные точки зрения. С одной из них, н а мой взгляд, н икак нельзя согласиться. Речь идет о статье Г. Скробота и К. Сочнова «Гонка или многоборье?», опубликованной в Mi 2журнала за этот год. Помня о прикладном значении автомобильного спорта, нельзя в то же время рассматривать его в отрыве от тех условий, по которым проводятся международные соревнования. А именно на этом настаивают авторы статьи. Только приближ ая условия проведения внутрисоюзных соревнований к международным, мы сможем подготовить наших спортсменов нуспешным выступлениям за рубежом . Странными кажутся аргументы Г. Сиробота и К. Сочнова, которые считают предлож ение Б. Конева («За рулем», 1963, М 8) об уменьшениипИг онками во всем комплексе многоборья, и тем почетнее их победа. Поэтому предлагаемая пенализация за опоздание на секретные пункты контроля времени при постоянстве расписания для того, чтобы факти ­ чески лишить «слабых» противников возможности выбирать для себя наивыгоднейший скоростной режим на трассе, мне кажется совершенно неправильной. Г. Скробот и К. Сочнов считают, что принятая для круп ­ ных соревнований трехминутная льгота (в сторону опережения) вполне обоснованна при условии точного и единообразного промера расстояния, п ри ­ чем для такого промера предлагается пользоваться только километровыми столбами. Посмотрим, к ак это выглядит на деле. В начале этого года состоялось зимнее ралли на первенство Московского клуба. Начальником дистанции был Г. Скробот. На участке, пролегавшем по Рогачевскому шоссе, имелось много спрямлений, а километровые столбы остались на прежнем месте. Действительное расстояние, вычисленное участниками по автомобильным одометрам, составило 40 им. Однако по окончании соревнований начальник дистанции объявил, что на этом участке по столбам должно быть 42 км ; в результате большинство команд получило штрафные очки. Вот к чему привел «точный и единообразный» промер дистанции по столбам. А какже быть с теми участками трассы, где нет километровых столбов? К ак здесь добиться единообразия? Каждый участник заранее тарирует свой одометр, устанавливая определенное давление вшинах , подбирая передаточные отношения редукторов и т. д., и знает точность своего счетчика. Поэтому совершенно нелогично называть 700 метров — тысячью, а сорок километров — сорока двумя. Мне думается, что промерпринципов проведения ралли упрощением соревнований. Сложность ралли, по-моему, характеризуется не числом принципов, а особенностями маршрута , скоростным режимом, количеством и трудностью дополнительных скоростных состязаний. Ралли «1000 озер» в Финляндии, а также большая часть других международных ралли проводятся по одному принципу — постоянства расписания, но простыми их никак не назовешь. Крайне неудачный пример выбрали авторы статьи «Гонка или многоборье?» с командой Туркменской республики, з а ­ нявшей первое место на первенстве СССР по ралли в 1961 году. Трасса в Закарпатье была сложной , а средние скорости высокими. Т ак что умалять победу команды, объясняя это «привязкой» к сильным соперн икам , по меньшей мере несправедливо. Хорошего результата туркменские раллисты добились в борьбе с более опытными и сильными соперникаИмногоборье!10