18
19
ИЗУЧАЕМЗИЛ-130СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130 При проектировании автомобиля было обращено особое внимание на повышение долговечности и надежности механизмов силовой передачи,- Ряд из них (сцепление, коробка передач и др.) был испытан еще на промежуточной модел и — автомобиле ЗИЛ-164А. Сцепление 'Напомнив учащимся назначение сцепления, следует затем подразделить его на такие группы деталей: ведущие, ведомые, нажимное устройство и механизм управления. Сцепление на ЗИЛ-130 (см. рисунок) — однодисковое, сухое. Оно позволяет снизить ударные нагрузки на шестерни ко ­ робки передач, обеспечивает большую * Первые три статьи см. в журнале «За рулем», 1963, №№ 11 и 12; 1964, № 2.1ШЖ1ДШШСтатья 4-я*стабильность регулировки и чистоту выключения по сравнению с двухдисковым. Установлено сцепление в литом чугунном картере 3, кожух 7 его закреплен на маховике 2 коленчатого вала 1 восемью центрирующими (специальными) болтами 16. Нажимное усилие создается шестнадцатью рабочими пружинами 6, установленными между «ожухом и нажимным диском 4. Под пружинами оо стороны нажимного диска имеются теплоизолирующие кольца. Крутящий момент передается на нажимной диск четырьмя ларами стальных упругих пластин, благодаря котор ым диск жестко связан с кожухом сцепления ив то же время может перемещаться в осевом направлении привключении и выключении его. Пластины одной стороной крепятся к кожуху, а другой — « нажимному диску при помощи специальных втулок и болтов 5. ведомый диск—стальной, с фрикционными накладками и гасителем крутильных колебаний. 'Механизм управления сцеплением состоит из четырех рычажков 17, каждый из которых пальцами 14 соединяется с нажимным диском и вилкой 13. Рычажки установлены на игольчатых подшипниках, а опорами их на кожухе являются регулировочные гайки 12, прижатые к нему упругими пластинами и закрепленные болтами. Вилки поэтому могут совершать небольшие колебательные движения при включении и выключении сцепления. Выжимной подшипник 8 установлен на муфте 9, которая перемещается вилкой 11 выключения сцепления, связанной с педалью регулируемой тягой. Между рычажками 17 и подшипникомСиловая передача ЗИЛ-130>--1 — коленчатый вал: 2 — маховик; 3 — картер сцепления: 4 — нажимной диск; 5 — ,болт крепления пластин; 6 — нажимная пружина; 7 — кожух сцепления; 8 — подшипник выключения сцепления; 9 — муфта подшипника; 10 — направляющая муфты; 11 — вилка выключения сцепления; 12 — регулировочная гайка вилки; 13 — вилка; 14 — пальцы; 15 — игольчатые ролики; 16 — болт крепления кожуха сцепления; 17 — рычаг выключения сцепления; 18 — ведомый диск; 19 — первичный вал коробки передач; 20 — подшипник первичного вала коробки передач; 21 — крышка коробки передач; 22 — рычаг переключения передач; 23 — картер рычага переключения передач; 24 — вилка ^переключения четвертой и пятой передач; 25 — еилка переключения второй и третьей передач; 26 — болт; 27 — пружина фиксатора; 28 — шарик фиксатора; 29 — стержень переключения четвертой и пятой передач; 30 — стержень переключения второй и третьей передач; 31 и 40 — шестерки • второй передачи; 32 — шестерня первой передачи и заднего хода; 33 — ведомый вал; 34 — синхронизатор второй и третьей передач; 35 и 43 — шестерни третьей передачи; 36 и 44 — шестерни четвертой передачи; 37 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 38 — роликовый подшипник ведомого вала; зв — картер коробки передач; 41 — шестерня заднего хода: 42 — промежуточный вал; 45 — шестерня промежуточного вала: 46 — барабан ручного тормоза; 47 — подшипник промежуточного вала; 48 — гайка промежуточного вала: 49 — фланецвилка; 50 — вилка промежуточного карданного вала; 51 — промежуточный карданный вал: 52 — шарикоподшипник; 53 — подушка промежуточной опоры; 54 — войлочные сальники; 55 — защитная муфта: 56 — скользящая вилка; 57 — главный карданный вал; 58 — вилка карданного вала; 59 — фланецвилка; 60 — фланец ведущей шестерни; 61 —- крышка; 62 — шайба подшипника ведущей шестерни; 63 —- распорная втулка; 64 — задний роликоподшипник вала ведущей конической шестерни; 65 — ведущая коническая шестерня; 66 — ведомая коническая шестерня; 67 — ведущая цилиндрическая шестерня; 68 — картер заднего моста: 69 — ведомая цилиндрическая шестерня; 70 — сателлит; 71 — левая чашка коробки дифференциала; 72 — крестовина сателлита; 73 — полуосевая шестерня; 74 — роликовый подшипник коробки дифференциала; 75 — регулировочная гайка подшипника дифференциала: 76 — полуось; 77 — левый подшипник промежуточного вала; 78 — крышка левого подшипника; 79 — картер главной передачи; 80 — стакан подшипников вала ведущей шестерни; 81 — передний роликоподшипник вала ведущей шестерни; 82 — опорный диск тормоза; 83 — труба полуоси; 84 — тормозной барабан; 85 — роликоподшипник; 86 —- ступица; 87 — сальник сту• пицы; 88 — шпилька крепления колес; 89 — маслоуловитель.18 8 установлен зазор 3—4 мм. Рабочий ход педали должен составлять 130150 мм , а свободный ход 35—50 мм . Коробка передач На ЗИЛ-130 устанавливается трехходовая пятиступенчатая коробка передач. Необходимо подчеркнуть, что пятая передача в ней является прямой, при включении ее все остальные шестерни освобождаются от нагрузки. Это очень важный момент. Если учесть, что автомобили около 60—70 процентов времени движутся на пятой передаче, то преимущества новой коробки в отношении увеличения срока ее службы очевидны. Шестерня ведущего вала и шестерня 45 промежуточного вала, шестерни четвертой 36 и 44, третьей 35 и 43, второй 31 и 40 передач имеют косые зубья, остальные — прямые. Для обеспечения надежной работы коробки шейкам ведомого вала 33 и втулке шестерни четвертой передачи специально придана форма в виде чередующихся выступов и впадин; поверхность этих деталей фосфатирована и покрыта специальным составом, предотвращающим заедание деталей в период их приработки. (Подшипники валов регулировок не требуют. Два синхронизатора (34 и 37) инерционного типа обеспечивают безударное включение всех передач, кроме первой и заднего хода. Карданная передачаего со скользящей вилкой 56 промежуточного вала ис фланцем-вилкой 60 ведущей шестерни главной передачи. Передний конец промежуточного вала также заканчивается приваренной к нему вилкой 50, а задний — шлицевой втулкой, на которой установлен подшипник 52 промежуточной опоры. Благодаря тому, что скользящее шлицевое соединение располагается теперь на промежуточном валу, значительно уменьшилась вибрация главного вала. Соединение герметизировано. Смазка удерживается в нем заглушкой, а также резиновым и войлочным 54 сальниками, которые вместе с защитной муфтой 55, закрепленной пружинным кольцом и хомутом, защищают его от грязи. See три карданных шарнира устроены одинаково. Особенность их — применение игольчатых подшипников и двухкромчатых резиновых сальников, повышающих надежность работы шарниров. Предохранительный клапан каждого шарнира срабатывает под давлением 2 3,5 кг/см , возникающем при нагнетании смазки или ее нагревании. Промежуточная опора состоит из подшипника 52, на который напрессованы стальные штампованные крышки с сальниками 54. Подшипник вместе с крышками установлен в резиновой подушке 53. Скобы крышек подшипника входят в пазы подушки и предотвращают его проворачивание. Промежуточная опора крепится на поперечине рамы автомобиля. Механизмы ведущего мостаОна состоит из главного 57 и промежуточного 51 карданных валов, промежуточной опоры и трех шарниров. Карданные валы изготовлены из стальных тонкостенных труб. К концам главного карданного вала приварены вилк и 58, которые через крестовины с игольчатыми 'подшипниками связываютВедущий мост автомобиля включает следующие механизмы силовой передачи: главную передачу, дифференциал и полуоси. Главная передача состоит из пары ко ­ нических и пары цилиндрических шестерен. Конические имеют 13 и 25 спи59 ВО 61Кральных зубьев, а цилиндрические — 14 и 47 косых. Двойная главная передача дает возможность передать большой крутящий момент лри сохранении значительного дорожного просвета. Передаточное число главной передачи—6,45. Опорой ведущей конической шестерни 65 служат два роликовых конических подшипника, установленных в стакане 80. Между подшипниками находятся распорная втулка 63 и регулировочные шайбы. Ведомая коническая шестерня 66 приклепана к валу, который вращается в конических роликовых подшипниках 64 и 81. Регулировка этих подшипников осуществляется изменением количества стальных прокладок. Для регулировки зацепления пары ко ­ нических шестерен служат стальные прокладки. Если их оказывается недостаточно, перемещают ведомую коническую шестерню, перекладывая регулировочные прокладки с одной стороны на другую (при этом общее количество их должно оставаться постоянным). Ведущая цилиндрическая шестерня 67 -изготовлена как одно целое с валом, а ведомая (венец) 69 привернута к чашкам 71 коробки дифференциала. Сам дифференциал состоит из двух конических полуосевых шестерен 73, крестовины 72 и четырех сателлитов 70. Коробка дифференциала установлена на роликовых конических подшипниках 74, закрепленных в опорах картера 79 главной передачи крышками. Подшипники регулируются гайками 75, к о ­ торые фиксируются стопорами. Полуоси — полностью разгруженные; крепление их к ступицам колес и соединение с шестернями дифференциала показано на рисунке. Вынуть полуось можно, воспользовавшись двумя болтами крышки картера заднего моста. Их ввертывают а специальные отверстия ее фланца, и они, упираясь в торец ступицы, 'выдвигают полуось. Картер заднего моста — с варной , штампованный из стали (на автомобилях первых выпусков временно ставился литой). При разработке конструкции ведущего моста ЗИЛ-130 стремились сохранить максимально возможную взаимозаменяемость его с задним мостом ЗИЛ-164 и устранить недостатки последнего: было усилено крепление крышек подшипников малой цилиндрической шестерни, крепление ведомой цилиндрической шестерни к коробке дифференциала и фланцев полуосей — к ступицам колес. Улучшена также защита ступицы от про ­ никновения в нее масла из картера заднего моста. ОСОБЕННОСТИ СИЛОВОЙ ПЕРЕДАЧИ АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-53Ф Сцепление автомобиля — однодисковое, сухое (того же типа, что у ГАЭ-51А). Запас прочности и износостойкости его в связи с повышением крутящего момента двигателя {22 кгм лри 1600 об/мин) увеличен благодаря большему диаметру ведомого и нажимного дисков. На ведомом диске установлены демпферные пружины и гаситель крутильных колебаний.(Окончание см. на стр. 25.)