автомобилей, обновляя по меньшей мере раз в год их конструкцию. Этим должна заняться организация, подобная ЦКЭБ мотоциклостроения, которая стала бы выпускать на хозрасчетных началах гоночные машины. Мы считаем, что базой для такого производства мог бы стать Таллинский авторемонтный завод. Здесь работает группа специалистов, которая, опираясь на конструкторское бюро и экспериментальный участок завода, начиная с 1957 года, конструирует и строит гоночные автомобили. В свое время была изготовлена серия гоночных автомобилей «Эстония-3» (бывшая III формула), за что завод награжден дипломом Выставки достижений народного хозяйства. Потом группа энтузиастов построила два автомобиля «Эстония-5», на которых гонщики Э. Гриффель и У. Аава завоевали золотую и серебряную медали в первенстве СССР 1963 года и обеспечили заводской команде второе место в международных соревнованиях (после команды " ГДР). Удобно и то, что предприятие находится в Таллине, вблизи от кольцевых трасс Прибалтики. О постройке каких автомобилей могла бы идти речь? Очевидно, нужно ориентироваться на использование агрегатов и деталей (двигатель, коробка передач, тормозная система и колеса) отечественных легковых автомобилей «Волга», «Москвич», «Запорожец», сохранив внешний вид и общую компоновку «Эстонии-5» (см. фото). Предварительные подсчеты показыояимижаиийиюш*^^ дистанции по километровым столбам возможен только там, где ошибка не превышает одного процента. Во всех же остальных случаях измерение должно вестись по точным автомобильным одометрам. Я полностью поддерживаю предложение А. Дмитриевского \ («За рулем», 1964, № 1) об увеличении льготы в сторону опережения графика, так как нередко суммарная ошибка в расстоянии, часах судьи н участника составляет величину, большую, чем трехминутная льгота, в результате чего спортсмену начисляют штрафные очки не по его вине. И еще об одном. Сколько мне ни приходилось участвовать в ралли, всегда видел одну и ту же нерадостную картину. Я имею в виду недостойные для представителей и участников попытки повлиять на судей. Нельзя допускать никакого вмешательства в работу судей. Судейская коллегия должна обладать непререкаемым авторитетом. В заключение хочется еще раз напомнить, что только сложные и интересные трассы, высокие скорости и большое количество различных дополнительных состязаний (прежде всего скоростных) могут стать основой роста мастерства наших спортсменов, залогом успешных выступлений их на международной арене. В. МАРТЮК, мастер спорта, призер первенства СССР. 3*вают, что стоимость этих автомобилей будет на 20—25 процентов меньше, чем «Мелькус-Вартбург» (ГДР). Естественно, что при конструировании гоночных автомобилей нужны контакты с ведущими автомобильными институтами страны, автомобильными заводами, НИИ шинной промышленности, а также с предприятиями, выпускающими армированные пластики, легкие сплавы. Это принесло бы пользу не только автомобильному спорту. Кольцевые гонки дают возможность всесторонне ив сжатые сроки испытать качество продукции многих промышленных предприятий. Таким образом, спорт смог бы оказывать плодотворное влияние на развитие автомобильной техники. Не лишне вспомнить, что за рубежом (в ГДР, Англии, Италии) строительство гоночных автомобилей сосредоточено на небольших заводах ив мастерских, использующих серийные узлы и агрегаты. Мы убеждены, что такая постановка дела позволит при меньших затратах средств развить техническую базу автомобильного спорта, достигнуть несравненно более высоких результатов и вступить в завершающий год спартакиады со своим серийным производством гоночных автомобилей. Р. ВЕРТЕЛОВ, конструктор «Эстонии-5»; В. ПААЗИК, главный конструктор авторемонтного завода № 1, мастер спорта; А. САЙЛЕР, мастер завода, мастер спорта. г. Таллин.«ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ»СПАРТАКИАДЕВ учебных заведениях профессио•• нально-технического образования тысячи юношей и девушек занимаются техническими видами спорта. Каким будет их участие в III Всесоюзной спартакиаде по техническим видам спорта? Еще в декабре прошлого года коллегия Государственного комитета по профессионально-техническому образованию при Госплане СССР и президиум Центрального совета ВДСО «Трудовые резервы» приняли постановление о широком участии физкультурных коллективов школ и училищ профтехобразования в стартах III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта, привлечении новых масс учащихся к регулярным занятиям техническими видами спорта. В этих целях предполагается в течение 1964—1965 гг. создать в учебных заведениях профтехобразования разветвленную сеть самодеятельных спортивно-технических клубов, кружков, секций, команд по техническим видам спорта; организовать кружки по изучению автомобильного, мотоциклетного и автомодельного дела. Из сообщений, поступающих с мест, известно, что сейчас в ряде республик, краев и областей спортивное общество «Трудовые резервы» в содружестве с комитетами ДОСААФ комплектует из лучших спортсменов команды по отдельным видам спорта, которые принимают активное участие в мотоциклетных и других соревнованиях. В ряде мест проводятся учебные семинары и сборы по подготовке инструкторов-общественников. Широкое участие юношей и девушек — учащихся «трудовых резервов» — в стартах III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта будет способствовать повышению мастерства спортсменов, установлению новых рекордов, воспитанию учащихся в духе советского патриотизма, готовности к защите социалистического Отечества.ИЗ ФОТО, ПРИСЛАННЫХ НА КОНКУРС «ЗА РУЛЕМ»Крутой подъем. В. ПОГУМЕЕВ (г. Бердянск Запорожской области).РАСТУТ РЯДЫ МАСТЕРОВЗвания мастера спорта СССР удостоены следующие спортсмены: АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ В. Аксионайтис, Я. Висгордийский («Жальгирис». Вильнюс); А. Иорудас, А. Смайджюнас («Жальгирис». Каунас); М. Лайв, И. Рятсепп («Калев», Таллин); Э. Когер, 3. Лоовяли («Калев». Пярну); В. Недопекин, С. Чурилов (Автомотоклуб. Московская область); В. Поиграенок (Автомотоклуб, Минск). МОТОЦИКЛЕТНЫЙ СПОРТ Ю. Авдеев (Автомотоклуб, Ленинград); В. Данилов (Автомотоклуб, Ки§овоград); 3. Гринберг («Даугава». ентспилс); Б. Каврацкий, В. Чернов («Труд», Уфа); Т. Чипан-Кипаи («Даугава», Рига)./ ^4.'; и