20
21
22
\СЛУ£Сегодняшнее заседание нашего клуба посвящено некоторым вопросам, возникающим при эксплуатации автомобиля «Волга». О чем пойдет речь! О новых шинах (это выступление подготовлено по данным конструкторско-экспериментального отдела Горьковского автозавода).^ЯГОЛЮбИТЕ^{ягаямшвдюяааяююп^^JZTJETBJU ТЯХГА JP1ЗАСЕДАНИЕКАК ОТ&ЕГЗГЛ£ЖХ>0&А.ТХ» ЖРЖВОД выжижжо-ЧЕяяж СЩЕХиЖЕВЯЯ „ВОЛГВ**„ВОЛГЕ"Более надежные, износостойкие, с лучшими эксплуатационными качествами — так можно сказать об устанавливаемых со второго полугодия 1963 года на автомобиле «Волга» шинах модели Я-260 типа Р, если сравнивать их с предшественникамишинами модели Я-127. Новые шины отличаются не только по конструкции (у них радиальный корд), но ипо размерам и параметрам упругости. Что надо учитывать при их эксплуатации? Поскольку динамический радиус их качения на 6 процентов меньше радиуса качения шин Я-127, для определения фактической скорости и пройденного автомобилем пути показания спидометра следует умножать на коэффициент 0,94 (это не касается таксометров на автомобилях-такси, выпущенных Горьковским автозаводом с шинами Я-260). В последующем, когда будет освоено изготовление измененных шестерен спидометра (с числом зубьев 5и 18), надобность в этой поправке отпадет. На неровных дорогах, а также при пе ­ реезде через рельсы надо быть особенно осторожными, так как шины P уменьшают дорожный просвет. Особенности упругой характеристики новых шин — причина того, что они в большей степени передают на кузов вибрации от неровностей дорог. Отсюда и несколько повышенная шумность в кузове, особенно при езде по булыжным дорогам. Кроме того, как показывает опыт, возможно самоотвинчивание крепежных деталей, которые рекомендуется поэтому подтягивать особенно тщательно. При нормальном внутреннем давлении в новых шинах, равном 1,9 кг/см 3 , они кажутся полуспущенными из-за большого бокового вздутия в зоне контакта с дорогой. Чтобы привести шины в привычное состояние, некоторые водители повышают давление против нормы. Поступать так нельзя, п о ­ скольку это может повлечь за собой усиленную вибрацию и быстрое разрушение кузова, а также неравномерный износ протектора. Увеличенное боковое вздутие следует иметь в виду и при регулировке развала колес. Если пользоваться для этой цели 'отвесом, нужно давать по ­ правку / к рекомендуемым величинам ( 0 ° ± 3 0 ) в пределах 9мм (рис. 1). Д ру ­Регулировка гидравлического привода (рис. 2) существенно отличается от регулировки механического. Помимо свободного хода педали, который вме ­ ханическом приводе зависит от зазора между выжимными рычагами и подшипником выключения сцепления, а также от люфтов в соединениях, в гидравлическом приводе имеется дополнительный свободный ход педали, затрачиваемый на выбор зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра и на ход поршня от крайнего положения домо ­ мента перекрытия перепускного отверстия кромкой манжеты. Следует иметь в виду, что у разных автомобилей «Волга» свободный ход неодинаков. Он оп ­ ределяется как тщательностью прокачки системы, ее герметичностью, так и различием размера деталей в пределах допуска. Перед регулировкой проверьте уро ­ вень жидкости в главном цилиндре. Если есть подозрение, что в системе имеется воздух (подтекание в соединениях, увеличенный свободный ход педали) — прокачайте привод. Прежде чем отрегулировать свободный ход наружного конца вилки, отсоедините оттяжную пружину, приложите Рис . 1. Замер развала колес при полинейку вдоль толкателя (рис. 3) и, помощи отвеса (слева) и регулировка разкачивая рукой вилку, замерьте свободвала на стенде (справа). ный ход. Если он не укладывается в пределы 3—4 мм , то ослабьте контрПри определении угла продольного гайку и, вращая толкатель, измените наклона шкворня важно, чтобы центры его длину. При этом задерживайте напередних колес строго совпадали с конечник толкателя от провертывания центрами поворотных головок стенда. Отклонение допускается не более 5мм . вторым ключом. Затяните контргайку и снова проверьте величину свободного При регулировке углов установки ко ­ хода наружного конца вилки. Наденьте лес на оптическом стенде никаких по ­ оттяжную пружину вилки. Для замера правок делать не требуется. свободного хода очень удобно пользоТеперь — о гидравлическом приваться линейкой с жестяным ползунводе выключения сцепления. Он ком. удобен: педаль работает мягко ис незначительным усилием. На нее соПеред регулировкой зазора между вершенно не передается вибрация толкателем и поршнем в главном ци ­ двигателя. Сцепление включается линдре привода определите его велиплавно. Но и это хорошее устройстчину. Для этого слегка нажмите на плово иногда «капризничает». Об атом щадку педали сцепления (предварипишут нам из Московского клуба тельно сняв ее оттяжную пружину) автомототуристов, прося подробнее вниз — вперед до упора толкателя в рассказать о «характере» привода, поршень и отпустите. Если зазор ощуего основных неисправностях и рещается, определите его величину лигулировках. нейкой по перемещению центра площадки педали, которое должно быть Отвечает на ати вопросы инженер Г. АДЕСТОВ. равно 3—6 мм при замере по центругими словами, при вертикально стоящем колесе (развал равен 0 градусов) размер а от нити отвеса до боковины шины вверху должен быть больше размера б на 9мм . При развале плюс 0°30' необходимо, чтобы а было больше б на 4мм , а при развале минус О ^ О ' — на 14 мм . Если вы регулируете развал на специальном стенде, то нижняя лапка должна быть со срезом площадки, равным 9мм . Когда срез стандартный (в пределах 4—5 мм), к показаниям шкалы надо прибавлять 0°30Л20 S5s«xsxs>«О том, как отрегулировать гидравлический привод сцепления. О неисправностях в системе охлаждения и способах их устранения. О дополнительном оборудовании для смазки. О разных мелочах, которые тоже могут оказаться полезными.ЧшиВоягдшшашт штштпедаль до упора в коврик и приложите к нему торец линейки рядом с серединой площадки педали. Заметьте показания на линейке на уровне площадки. Не трогая торца линейки, отпустите педаль. Верхний конец линейки приложите к тому же месту на середине площадки и снова зафиксируйте показания. Разность их будет равна полному ходу педали. Удобно применять для замеров линейку с ползунком, показанную на рис. 3. Если ход мал, можно подрезать резиновый буфер, как указывалось выше, до получения требуемой величины — 150 мм . Уменьшение высоты буфера на 1мм увеличивает ход педали на 3,5 мм . Вместо подрезания можно поднять руками педаль сцепления так, чтобы немного прогнулась вниз площадка, на которой закреплен буфер. После этого необходимо вновь отрегулировать зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра. Когда полный ход педали не менее 150 мм, а полный ход наружного конца вилки все же меньше 19 мм, то вполне вероятно, что система плохо прокачана — в ней есть воздух. Осмотрите внимательно шланг, места его соединения, штуцеры, места выхода штоков цилиндров. Обнаружив течь, устраните ее. Если течи нет, снова тщательно прокачайте систему, пока ход не станет равным 19 мм. Перекрытие набухшей манжетой или засорение отверстия в главном цилиндре может также уменьшить ход вилки. Но бывает, что и после прокачивания не получилась требуемая величина хода. Тогда при закрытом перепускном клапане рабочего цилиндра надо сделать несколько качков шинным насосом, чтобы создать давление в главном цилиндре, и снова замерить ход вилки. Несколько слов о заполнении системы рабочей жидкостью. В приводе сцепления применяют тормозную жидкость БСК или ее заменитель — смесь из 50 процентов касторового масла и 50 процентов бутилового или этилового (винного) спирта. Нельзя использовать нефтяную гидротормозную жидкость ГТН, так как она рассчитана только на маслостойкую резину.«jeressNvcПЯТОЕ:СЛУЖИЛА^ • И СПРАВНО!Wrt•••• wiswis$Ш.площадки, что соответствует зазору 0,5—1,0 мм между толкателем и поршнем в главном цилиндре. Если величина зазора не укладывается в эти пределы или он не ощущается, проверьте движение педали и сделайте так, чтобы она легко вращалась на оси. При заедании эксцентрика в отверстии штока зачистите кромки пластмассовых втулок и добейтесь свободного вращения штока после затяжки эксцентрикового пальца. Но может быть и так: педаль вращается легко, а перемещение площадки меньше 3мм или больше 6мм . Тогда ослабьте гайку эксцентрикового пальца и, вращая его, добейтесь установления нормального зазора. Сторона головки эксцентрика с меткой «О» соответствует его низкой стороне. При вращении головки по часовой стрелке зазор уменьшается. Если удается вращением эксцентрика не увеличить ход педали, можноподрезать упорный буфер или отогнуть его кронштейн. После описанных выше обеих регулировок проверьте свободный ход педали сцепления. Он должен быть равен 32—40 мм. Если величина его меньше, то либо неверно были выполнены регулировки, либо в главном цилиндре перекрыто отверстие. В последнем легко убедиться, опуская медную проволоку (диаметром 0,6 мм) с затупленным концом через наливное отверстие резервуара главного цилиндра. Перекрытие может произойти из-за набухания манжеты вследствие применения жидкости низкого качества. Отверстие может быть также загрязнено. Устранив эти причины, добейтесь правильной регулировки. Прежде чем регулировать полный ход вилки, замерьте его линейкой во время выключения сцепления. Он должен быть не менее 19 мм. Если величина его меньше, проверьте полный ход площадки педали. Делают это так. Нажмите наРис. 2. Привод выключения сцепления: 1 — манжета: 2 — о ттяжная пружина педали; 3 — резиновый буфер; 4 — поршень главного цилиндра- 5 — толкатель поршня главного цилиндра; 6 — эксцентриковый болт; 7 — педаль- 8 — контргайка9 — толкатель поршня рабочего цилиндра; 10 — вилка; I I — оттяжная пружина вилл индоаГгГ ^ п ^ п ^ к нойкла ^ а 2 . а К0НеЧНИКтолкателя = 1 4 ~ поршень рабочего ци--Н \*-3-4миПосле заполнения резервуара главного цилиндра следует завернуть пробку наливного отверстия и создать небольшое давление посредством шинного насоса, присоединенного к штуцеру на пробке. Под действием давления Р ис . 3. Так надо пользоваться линейкой с ползунком для замера свободного хода педали. жидкость из резервуара главного цилиндра заполняет систему. Воздух из нее выпускается через перепускной клапан на рабочем цилиндре. Для этого снимите резиновый колпачок на головке клапана и наденьте шланг, применяемый для прокачки тормозов. Конец шланга опустите в стеклянный сосуд с небольшим количеством тромозной жидкости и отверните клапан на '/г оборота. После того как прекратится выход воздуха из системы и жидкость пойдет ровной струей без пузырьков, плотно заверните клапан и долейте жидкость. Уровень ее должен быть на 15—20 мм ниже верхней кромки отверстия в крышке. При прокачке не допускайте обнажения дна в главном цилиндре. Поэтому, если из системы вытекло около стакана жидкости (150 см 3 ), дополните резервуар и затем продолжайте прокачку. В завершение выжмите педаль сцепления и замерьте величину перемещения толкателя. Она должна быть не менее 19 мм . При меньшей величине, если система исправна, продолжайте прокачку, как было указано выше, до полного удаления воздуха и требуемого перемещения толкателя. Уход за гидравлическим приводом сцепления несложен. Через каждые 1000 км пробега нужно проверять уровень жидкости в главном цилиндре и при необходимости доливать ее, проверять также регулировку сцепления и, если требуется, проводить ее, как указано выше. Слесарь 2-го таксомоторного парка г. Москвы В. КАЗИНОВ, много лет обслуживающий автомобили «Волга», дополняет выступление Г. Адестова. В эксплуатации бывают случаи, когда подтекание жидкости из рабочего цилиндра не прекращается даже после замены резиновой манжеты. Это происходит при износе поршня, вследствие перекоса вилки выключения сцепления. В таких случаях нужно заменить и поршень рабочего цилиндра. Необходимо проверить и убедиться, что ось толкателя при его перемещениях совпадает с продольной осью цилиндра. Если обнаружено отклонение (чаще всего вверх) — необходимо устранить причину, иначе и новый поршень недолго прослужит. Перекрытие перепускного отверстия главного цилиндра манжетой можно установить и таким способом: отвернуть перепускной клапан рабочего цилиндра и подставить сосуд. Если отверстие перекрыто — вытечет немного жидкости. Непрерывное вытекание жидкости покажет, что отверстие не перекрыто и не засорено. Этим способом можно также заполнить систему после разборки рабочегоцилиндра (при промывке или замене его деталей). Установив поршень в крайнее переднее положение, заливаем жидкость в главный цилиндр и отпускаем перепускной клапан, как при прокачке. Жидкость самотеком будет заполнять систему, вытесняя воздух. Когда пузырьки прекратятся и потечет ровная струйка — м ожно затягивать клапан. Устройство, позволяющее присоединять шланг шинного насоса к штуцеру на общей пробке главных цилиндров, можно использовать также для прокачки тормозов. Это дает возможность произвести прокачку самому, без чьейлибо помощи. Создав давление насосом, не отсоединяя его, прокачиваем любое колесо (обратный клапан насоса не допускает выхода воздуха). Особенно большую экономию времени дает такой способ при заполнении тормозной системы после разборки одного или нескольких колесных цилиндров или после промывки ее. Нарушение теплового режима, перегрев или переохлаждение двигателя — к атому приводят обычно неисправности системы охлаждения. В чем они заключаются, как устранить их на двигателе автомобиля «Волга»! Об атом рассказывают инженеры Горьковского автозавода П. СЫРКИН и М. КОРТОВ.нию жидкости из контрольного отверстия в нижней части корпуса насоса. При такой неисправности продолжать эксплуатацию автомобиля нельзя — надо определить причину (вода размывает смазку подшипников, вызывает коррозию пружины сальника). Обычно это неполадки с деталями уплотнения: поломка или провертывание держателя 19 сальника (рис. 4), износ уплотняющей шайбы 8, повреждение или затвердевание резиновой манжеты 15, поломка или коррозия пружины. 17. Насос надо разобрать и заменить неисправные детали. Риски и задиры на торце крыльчатки 10 устраняются шлифовкой или полировкой. Если старая уплотняющая шайба не очень изношена с одной стороны, то ее можно перевернуть и вновь поставить на место. А вот как следует поступить, когда она пришла в негодность? Новую шайбу следует вырезать из листа про графиченного текстолита толщиной 4 — 4,5 мм . М ожно также использовать уплотняющую шайбу водяного насоса двигателя ГАЗ-51 (М-20), конечно, после закругления выступов (рис. 5). Желательно покрыть ее трущуюся сторону тонким слоем графитной коллоидной смазки (ГОСТ 5262—50).ФПР*!СИСТЕМА ОХДАЖДЕШЖЯ ДОЛЖМА ГАВОТАТВ ИАДЕЖШОНаиболее часто встречающаяся неисправность — вытекание охлаждающей жидкости. Если это происходит в местах уплотнений деталей и шлангов, то следует подтянуть соединения, заменить прокладки или неисправные детали. Течь радиатора устраняется пайкой. В пути можно временно выйти из положения, воспользовавшись для заделки хлебным мякишем. Другое дело — течь через сальник водяного насоса. Ее легко обнаружить при работающем двигателе по вытекаФзг-о.5 3.5-0. 25 Ри с. Текстолитовая шайба.Р и с. 4. Водяной насос двигателя «Волга»: 1 — ступица: 2 — вентилятор; 3 — шкив; 4 — стопорное кольцо; 5 -корпус; в — контрольное отверстие для выхода смазки; 7 — пресс-масленка; 8 — уплотняющая шайба; 9 — кронштейн насоса: 10 — крыльчатка; 11 — резиновая шайба; 12 — шайба; 13 — болт; 14валик водяного насоса: 15 — манжета сальника; 16 — обойма пружины; 17 — пружина; 18 — прокладка: 19 — держатель сальника; 20 — контрольное отверстие выхода воды; 21 — подшипник; 22 — распорная втулка.Перед установкой нового или отремонтированного сальника торцы манжеты проверяют «на краску». Отпечатки их должны иметь не менее двух замкнутых окружностей при сжатии сальника до высоты 13 мм . Часть валика (рис. 4) з зоне сальника смазывают мылом для уменьшения трения манжеты во время работы. Обязательно нужно установить резиновую шайбу 11. Иначе может создаться ложное впечатление о неисправности сальника, тогда как жидкость будет вытекать через зазор между крыльчаткой 10 и валиком 14. Причинами перегрева двигателя, помимо течи охлаждающей жидкости, могут быть: ее выкипание, поломка крыльчатки, обрыв или ослабление ремня вентилятора, заклинивание заслонки термостата в закрытом положении, неисправность пробки радиатора, закупорка его трубок. Испарение охлаждающей жидкости и некоторое уменьшение ее количества в системе охлаждения — естественный процесс. Происходит он из-за срабатывания выпускного клапана пробки радиатора. Но при чрезмерном расходе воды убедитесь, нет ли течи, проверьте исправность впускного и выпускного клапанов пробки. Если заедает впускной клапан, давление в системе охлаждения снижается. Это приводит к усилению парообразования, что в свою очередь влечет за собой ухудшение условий работы водяного насоса и перегрев. Состояние трубок радиатора можно22