SSaголчьыхтрассахЧтобы на первой стадии проектирования правильно ориентироваться в выборе типа обводов, вместимости, скорости потребной мощности двигателя, м ожно пользоваться приведенными здесь граф иком — для глиссирующих судов и таблицей — для тихоходных судов. Выбрав вместимость судна по графику, находят, к акуюпримерно скорость оносможет развить, если установить двигатель той или иной мощности. Так, катер с четырьмя пассажирами при моторе мощностью 60 л. с. с может развить око ло 42 км/час, а при 100 л. с. — около 52 км/час. Если вас интересует тихоходное судно с круглоскулыми обводами, то, установив для него подходящую длину, с ле -Кто из начинающих водномоторников не стремится умело выбрать подходящий для себя тип лодки или катера? Кто не хочет научиться самостоятельно делать чертежи и расчеты мелких судов для любительской постройки? Молодым судостроителям поможет книга Л . Кривоносова «Расчеты и чертежи в любительском судостроении», которую готовит к печати издательство ДОСААФ. Книга доступна самым широким кругам водномоторников, о том числе и тем, кому трудно пользоваться математическими формулами, логарифмической линейкой. Каждая форм>па в книге сопровождается номограммой, дающей готовое решение. Ниже приводится отрывок из книги. р еждечем приступить к расчетам ичертежам судна, необходимо определить его назначение: будет ли оно служить для кратковременных прогулок, для спорта или дальних походов. Н е следует при этом увлекаться универсальностью, так как это усложнит работу и повлечет увеличение веса судна. О дновременно надо твердо установить грузоподъемность — на сколько человек и на какой груз рассчитано судно. После этого определяют архитектурный тип лодки или катера (открытый, закрытый, полузакрытый и т. п.), а такж е тип обводов подводной части кор пуса — круглоскулый или остроскулый. Первый применяют для сравнительно тихоходных, более тяжелых судов, второй — главным образом для судов быстроходных. Остроскулые плоскокилеватые обводы по сравнению с круглоскулыми упрощают и облегчают постройку судна из дерева и фанеры, поэтому иногда их применяют и для тихоходных судов, в ущерб скорости.20 40 60 80 100 120 ПО 160 160 200Мощность двигателя, л. с.График для выбора параметров сирующих судов. глисПг рузке от 20до70кг на одну лошади ную силу можно пользоваться номог раммой 2. Если надо определить возм ожную скорость V судна водоизмеще нием D = 2 Iс двигателем мощностью N = 45 л. с. ( 2 000 : 4 5 = 4 4 , 5 кг/л. с ) , то, приложив линейку кделению 45 шка -ЕСЛИ ХОТИТЕ ПОСТРОИТЬ ЛОДКУдует обратиться к таблице для выбора лы 1и делению 2 шкалы 2, получим на наиболее рациональной скорости и, слеш кале3 ответ: 28,5 км/час. довательно, мощности. Допустим, вы До того как приступить к уточненнорасположили пассажиров, двигатель и му расчету гребного винта, часто бывает все оборудование в корпусе длиной 6мнужно оценить (хотя бы приблизительи рассчитываете на водоизмещениепо но) величину его к.п.д. Д ля этого во рядка 1250 кг. Тогда надо подбирать многих случаях можно воспользоваться двигатель для скоростей 17 — 2 2 км/час номограммой 3. Если, например, м ощ - „ или до 10 км/час. Остальные скорости ность мотора N = 40 л. с , число оборо потребуют излишней мощности. тов винта п = 4000, а ожидаемаяско рость хода судна V = 45 км/час, то, п ри При выборе обводов решающим все ложив линейку к делению 40 шкалы 1жедолжен явиться режим движения ик делению 45 км/час шкалы 2, о тме судна: плавания, переходный режим, тим точку, в которой линейка пересечет глиссирования. Д лярежима плавания ось ( 3 ) ; затем, приложив линейку к отнаиболее подходят круглоскулые обвомеченной на оси точке иде ды; для переходного вего первой поло^ лению 4000 шкалы 4, получим вине — т акже круглоскулые, а во второй — остроскулые, килеватые; для ответ на шкале 5: к.п.д. h = глиссирования — остроскулые малоки- п, OilHUH юколо 0,71. Шва леватые. •9000 Чтобы определить режим , м ожно восг 6000 пользоваться номограммой 1. К ак это 7 в" 7000 м/сек мм/час делается, видно на следующем приме-8 6000 Г 30 ре. П редположим , надо определить ре 100--Z6 Wio жим судна водоизмещениемD = 1,2 т, - -5000 90-Z SO--22 если оно разовьет скорость У = 4 0км / ч ас . то -15 70-120 ЧПриложим линейку к делению 1,2 шка 35TSQ-- + W -г 472 лы 1ик делению 40 км/час шкалы 2; 0,74 60"-17 3000 -"-"золинейка пересечет шкалу 3в обла±2500 -\0,75 -_rS0 — -~--±сти чистого глиссирования выше де г 70 ления 3 ; следовательно, мы должны ^гооо --0,74 Ш-90 № \г делать малокилеватые обводы. Если бы -'-1500 "<ч -.-100 -\=w линейка пересекла шкалу 3ниже деле--0,70 ih 150 -9 ния 1, т о надо было бы выбрать кругло30Щггоо скулые обводы для режима плавания, 1000 300 и т. д. 900 --0,60 ---wo Очень часто требуется приближенно --S00 20700 определить скорость будущего судне. 600' В этих случаях пользуются приближен'-'-0,50 16 ными эмпирическими формулами, кото--500 3=0,44 74--¥10 рые составляют по результатам испыта12-Vний построенных судов. 300 Номограмма 3Для определения скорости полуглисдля определения к . ц д . с ирующего судна с остроскулыми обвогребного вщ | т а . "• -2,2 дами иводоизмещениемдо5т при на I-L-Z00 •г,3eg-3- оL Номограмма 1 для определения режима V движения судна. м/сек км/час 1 75 -60 /4 уЗ ""-чИ --50 Br 10зочг/6 W /2 3-~ W 2 - -7 -6+5-4-в=M<>(2 •£«.1,2 1,0 --0.B: '-0,6 --0,5 --0A 0,3to-Цлс3,0-П2. Номограмма 2 для определения скорости полуглиссирующих судов. 2 13 \/им/час 5,0DT№,5Таблица для выбора скорости тихоходных судов. о яSfl-г6,0+5,06,0+ 8,0-\ 10 + 11741616202430 40^гЧ УЩ3,0+ъ°6,010 + 12 +п1620зр-\У*40JL 50 + 6070-ш<*№12-1,0+ 0,81 0J61 0,5+.. я Я§ а4 589 10ПримерноеsНаиболее выгодная скорость , км/часМенее выгодная скорость, км/часводоизмещение, тСамая невыгодная скорость, км/часСкорость, после которой следует переходить на остроскул ые обводы, км/час 18 20.2 22,0 23.8 25.5 27,0 28,5в 7-'-У0,3—0,5 0,5—0,75 1,0—1.25 1,6—1,8 2,4—2,6 3,4—3,7 5и болееДо 8или от 14 до 18 » 9 » 15,7 » 20,2 » 10 » 17,0 » 22,0 » 10,6 » 18,5 » 23,8 » 11,5» 20,0 » 25,5 » 12,0» 21,0 » 27.0 » 13,0 » 22,0 » 28,58—10 9—11,4 10—12 10,6—13,3 11.5—14,0 12,0—15.0 13,0—16.010—14 11,4—15,7 12—17 13.3—18,5 14.0—20,0 15,0—21,0 16,0—22,0OAJEоэ-