SSaголчьыхтрассахЧтобы на первой стадии проектирования правильно ориентироваться в выборе типа обводов, вместимости, скорости потребной мощности двигателя, м ожно пользоваться приведенными здесь граф иком — для глиссирующих судов и таблицей — для тихоходных судов. Выбрав вместимость судна по графику, находят, к акуюпримерно скорость оносможет развить, если установить двигатель той или иной мощности. Так, катер с четырьмя пассажирами при моторе мощностью 60 л. с. с может развить око ­ ло 42 км/час, а при 100 л. с. — около 52 км/час. Если вас интересует тихоходное судно с круглоскулыми обводами, то, установив для него подходящую длину, с ле -Кто из начинающих водномоторников не стремится умело выбрать подходящий для себя тип лодки или катера? Кто не хочет научиться самостоятельно делать чертежи и расчеты мелких судов для любительской постройки? Молодым судостроителям поможет книга Л . Кривоносова «Расчеты и чертежи в любительском судостроении», которую готовит к печати издательство ДОСААФ. Книга доступна самым широким кругам водномоторников, о том числе и тем, кому трудно пользоваться математическими формулами, логарифмической линейкой. Каждая форм>па в книге сопровождается номограммой, дающей готовое решение. Ниже приводится отрывок из книги. р еждечем приступить к расчетам ичертежам судна, необходимо определить его назначение: будет ли оно служить для кратковременных прогулок, для спорта или дальних походов. Н е следует при этом увлекаться универсальностью, так как это усложнит работу и повлечет увеличение веса судна. О дновременно надо твердо установить грузоподъемность — на сколько человек и на какой груз рассчитано судно. После этого определяют архитектурный тип лодки или катера (открытый, закрытый, полузакрытый и т. п.), а такж е тип обводов подводной части кор ­ пуса — круглоскулый или остроскулый. Первый применяют для сравнительно тихоходных, более тяжелых судов, второй — главным образом для судов быстроходных. Остроскулые плоскокилеватые обводы по сравнению с круглоскулыми упрощают и облегчают постройку судна из дерева и фанеры, поэтому иногда их применяют и для тихоходных судов, в ущерб скорости.20 40 60 80 100 120 ПО 160 160 200Мощность двигателя, л. с.График для выбора параметров сирующих судов. глисПг рузке от 20до70кг на одну лошади ­ ную силу можно пользоваться номог раммой 2. Если надо определить возм ожную скорость V судна водоизмеще ­ нием D = 2 Iс двигателем мощностью N = 45 л. с. ( 2 000 : 4 5 = 4 4 , 5 кг/л. с ) , то, приложив линейку кделению 45 шка -ЕСЛИ ХОТИТЕ ПОСТРОИТЬ ЛОДКУдует обратиться к таблице для выбора лы 1и делению 2 шкалы 2, получим на наиболее рациональной скорости и, слеш кале3 ответ: 28,5 км/час. довательно, мощности. Допустим, вы До того как приступить к уточненнорасположили пассажиров, двигатель и му расчету гребного винта, часто бывает все оборудование в корпусе длиной 6мнужно оценить (хотя бы приблизительи рассчитываете на водоизмещениепо ­ но) величину его к.п.д. Д ля этого во рядка 1250 кг. Тогда надо подбирать многих случаях можно воспользоваться двигатель для скоростей 17 — 2 2 км/час номограммой 3. Если, например, м ощ - „ или до 10 км/час. Остальные скорости ность мотора N = 40 л. с , число оборо ­ потребуют излишней мощности. тов винта п = 4000, а ожидаемаяско ­ рость хода судна V = 45 км/час, то, п ри ­ При выборе обводов решающим все ложив линейку к делению 40 шкалы 1жедолжен явиться режим движения ик делению 45 км/час шкалы 2, о тме ­ судна: плавания, переходный режим, тим точку, в которой линейка пересечет глиссирования. Д лярежима плавания ось ( 3 ) ; затем, приложив линейку к отнаиболее подходят круглоскулые обвомеченной на оси точке иде ды; для переходного вего первой поло^ лению 4000 шкалы 4, получим вине — т акже круглоскулые, а во второй — остроскулые, килеватые; для ответ на шкале 5: к.п.д. h = глиссирования — остроскулые малоки- п, OilHUH юколо 0,71. Шва леватые. •9000 Чтобы определить режим , м ожно восг 6000 пользоваться номограммой 1. К ак это 7 в" 7000 м/сек мм/час делается, видно на следующем приме-8 6000 Г 30 ре. П редположим , надо определить ре ­ 100--Z6 Wio жим судна водоизмещениемD = 1,2 т, - -5000 90-Z SO--22 если оно разовьет скорость У = 4 0км / ч ас . то -15 70-120 ЧПриложим линейку к делению 1,2 шка ­ 35TSQ-- + W -г 472 лы 1ик делению 40 км/час шкалы 2; 0,74 60"-17 3000 -"-"золинейка пересечет шкалу 3в обла±2500 -\0,75 -_rS0 — -~--±сти чистого глиссирования выше де ­ г 70 ления 3 ; следовательно, мы должны ^гооо --0,74 Ш-90 № \г делать малокилеватые обводы. Если бы -'-1500 "<ч -.-100 -\=w линейка пересекла шкалу 3ниже деле--0,70 ih 150 -9 ния 1, т о надо было бы выбрать кругло30Щггоо скулые обводы для режима плавания, 1000 300 и т. д. 900 --0,60 ---wo Очень часто требуется приближенно --S00 20700 определить скорость будущего судне. 600' В этих случаях пользуются приближен'-'-0,50 16 ными эмпирическими формулами, кото--500 3=0,44 74--¥10 рые составляют по результатам испыта12-Vний построенных судов. 300 Номограмма 3Для определения скорости полуглисдля определения к . ц д . с ирующего судна с остроскулыми обвогребного вщ | т а . "• -2,2 дами иводоизмещениемдо5т при на ­ I-L-Z00 •г,3eg-3- оL Номограмма 1 для определения режима V движения судна. м/сек км/час 1 75 -60 /4 уЗ ""-чИ --50 Br 10зочг/6 W /2 3-~ W 2 - -7 -6+5-4-в=M<>(2 •£«.1,2 1,0 --0.B: '-0,6 --0,5 --0A 0,3to-Цлс3,0-П2. Номограмма 2 для определения скорости полуглиссирующих судов. 2 13 \/им/час 5,0DT№,5Таблица для выбора скорости тихоходных судов. о яSfl-г6,0+5,06,0+ 8,0-\ 10 + 11741616202430 40^гЧ УЩ3,0+ъ°6,010 + 12 +п1620зр-\У*40JL 50 + 6070-ш<*№12-1,0+ 0,81 0J61 0,5+.. я Я§ а4 589 10ПримерноеsНаиболее выгодная скорость , км/часМенее выгодная скорость, км/часводоизмещение, тСамая невыгодная скорость, км/часСкорость, после которой следует переходить на остроскул ые обводы, км/час 18 20.2 22,0 23.8 25.5 27,0 28,5в 7-'-У0,3—0,5 0,5—0,75 1,0—1.25 1,6—1,8 2,4—2,6 3,4—3,7 5и болееДо 8или от 14 до 18 » 9 » 15,7 » 20,2 » 10 » 17,0 » 22,0 » 10,6 » 18,5 » 23,8 » 11,5» 20,0 » 25,5 » 12,0» 21,0 » 27.0 » 13,0 » 22,0 » 28,58—10 9—11,4 10—12 10,6—13,3 11.5—14,0 12,0—15.0 13,0—16.010—14 11,4—15,7 12—17 13.3—18,5 14.0—20,0 15,0—21,0 16,0—22,0OAJEоэ-