СОВЕТСКОЙ ТЕХНИКИГидрообъе орелороги асфальтовые, глинистые, булыжные, крутые, пологие... В кузове стекло, кирпичи, металлРазнообразны условия эксплуатации, и в каждом случае есть какая-то наивыгоднейшая скорость, минимальный расход топлива. Но коробка передач имеет всего пять ступеней. И следовательно, наивыгоднейший режим работы не обеспечивается почти никогда. Устранить этот недостаток может бесступенчатая трансмиссия. Сначала шестеренчатую коробку передач заменил гидротрансформатор. Но этого оказалось недостаточно. Дальнейшим развитием бесступенчатых конструкций является гидрообъемная, или, Как ее иногда называют, гидростатическая передача. Она состоит из гидравлического насоса переменной производительности и гидродвигателя. Как эти агрегаты работают? Обычный автомобильный мотор приводит в действие гидронасос, а тот, в свою очередь, — гидродвигатель. От гидродвигателя крутящий момент передается непосредственно на колеса. Насос может изменять минутную подачу рабочей жидкости и направление ее потока, то есть менять местами линии всасывания и нагнетания. А число оборотов вала гидродвигателя прямо пропорционально производительности насоса. Больше подано жидкости — выше скорость вращения, и наоборот. Установка насоса на нулевую производительность приводит к полному торможению. Таким образом, гидрообъемная трансмиссия целиком исключает сцепление, коробку передач, главную передачу, карданный вал, дифференциал и тормоза. Функции всех этих механизмов выполняются сочетанием работы насоса переменной производительности и гидродвигателя. Принцип действия гидрообъемных передач был разработан очень давно. Однако трудности, связанные с высокой точностью изготовления основных узлов, значительным весом и габаритами передачи, малой долговечностью при работе на высоких оборотах, надолго закрыли путь гидрообъемным трансмиссиям. Лишь в самое последнее время благодаря общему развитию техники конструкция гидроагрегатов достигла такого уровня, который позволяет применять их на транспортных машинах. Гидрообъемные трансмиссии обладают неоспоримыми достоинствами: В верху : малогабаритный тягач Д-456 с гидрообъемной трансмиссией.чиДполное использование мощности двигателя на всех эксплуатационных режимах и предохранение его от перегрузок; хорошая пусковая характеристика и наличие так называемой «ползучей» скорости при большой силе тяги; бесступенчатое, плавное регулирование скорости на всем диапазоне от нуля до максимума и обратно; высокая маневренность, простота управления и обслуживания, самосмазываемость; легкость автоматизации, малая инерционность и сравнительно высокий к. п. д., равный 0,8 — 0,85 (у лучших образцов доходит до 0,9); отсутствие жестких кинематических связей между элементами трансмиссии; независимость расположения двигателя с насосом и гидродвигателей нашасси, то есть благоприятные условия для выбора наиболее рациональной компоновки машины. в настоящее время в СССР и за рубежом разработано большое количество схем гидрообъемных трансмиссий разной степени сложности. Появились и первые серийные образцы. На Московском машиностроительном заводе имени Калинина спроектирован, подготовлен и испытан малогабаритный тягач Д-456 с гидрообъемной ходовой трансмиссией. Серийное его производство будет поручено другому заводу. Это первая и пока единственная в нашей стране серийная машина такого типа. Конструкция ее гидроагрегатов является наиболее распространенной ив какой-то мере типовой среди современных гидрообъемных передач. Тягач Д-456 с комплексом навесного оборудования предназначенР ис . 1. Схема 1-идрообъемной передачи тягача Д-456.EPL'tJ'^rPEl