середине марта в Ставрополе собралась конференция, посвященная спартакиаде. В ее работе участвовало около 40 делегатов, представлявших города и сельские районы края. — Конференция,— рассказывает председатель краевого комитета ДОСААФ А. Балашков, — была полезной. Участникам раздали брошюры, листовки, посвященные двоеборью на грузовых автомобилях, состязаниям владельцев мотоциклов. А когда конференция закончилась, под наблюдением начальника Ставропольского автомотоклуба на одной из городских. площадок был расставлен «городок» для «фигурки»: тренерам и руководителям первичных организаций наглядно продемонстрировали, как провести «фигурку», как разметить трассу для соревнований на экономию горючего. Телефонный звонок прерывает нашу беседу. Это из краевой базы кинопроката. Нужно «утрясти» некоторые детали, в принципе же договоренность с ней достигнута: в кинотеатрах города, на экранах сельских клубов будут показываться фильмы по автомобильному и мотоциклетному спорту. Оргкомитету спартакиады, продолжает А. Балашков, удалось также договориться с крайпотребсоюзом. Покрышки для мотоциклов по рекомендациям райкомов ДОСААФ будут предоставляться в первую очередь тем, кто на своих машинах активно участвует в соревнованиях. Затем мы вместе склоняемся над папкой, на титульном листе которой выведено: «Материалы по III Всесоюзной...» В ней подшита деловая документация, рассказывающая о разном. Например, о том, что Пятигорский и Ставропольский автомотоклубы подготовили каждый по 180—200 судей, а также общественных инструкторов по автомотоспорту. В автохозяйствах края соревнуются в двоеборье шоферы, в городах и селах стартуют мотоциклисты. Но вот знакомимся с протоколом одного из заседаний краевого оргкомитета. Скупые строки его констатируют не только успехи, нови ухабы на пути спартакиады. В Курском и Шпаковском районах не были даже созданы оргкомитеты, в Благодарненском и Изобильненском районах оргкомитеты есть, но к практической организационной работе не приступали. Положение о районных спартакиадах не утверждено. Теперь нам предстояло побывать на местах, в низовых коллективах промышленных предприятий, колхозов, учебных заведений, чтобы «расшифровать» на основе собственных наблюдений те сведения, которые получили мы в крайкоме ДОСААФ. има в Ставрополе отступала нехотя, задержалась. Но в 3-й — одной из крупнейших автобаз города — выбеленные снегом площадки не стали помехой для автоспортсменов. На поле бывшего аэродрома воскресным утром собрались шоферы автохозяйства. Одновременно с ними пришли сюда и водители 15-й автобазы. Автомобильной секцией 3-го автохозяйства руководит спортсмен первого разряда, начальник гаража А. Широченно. Сейчас в хозяйстве 4 перворазрядника, 6 шоферов имеют второй разряд, больше 30 — третий. А вот несколько лет назад, вспоминает Широченко, когда в Ставрополе впервые проводились автомобильные соревнования, он не мог найти себе партнера, чтобы составить экипаж. Теперь уговаривать водителей заниматься спортом не приходится. В 1960—1961 годах, когда двоеборье не практиковалось, автохозяйство не могло избавиться от перерасхода топлива, нарушений правил движения. Сейчас же у шоферов твердо выработан навык к расчетливому вождению, а автохозяйство получило экономию. И дорожные происшествия теперь редкость. На Доске почета среди ударников коммунистического труда мы увидели и автоспортсменов А. Хижнякова, А. Левченко, Н. Подколзина и других. Спартакиада — это не только старты и стремительные финиши. Это также и обмен опытом между спортивными командами, создание новых самодеятельных спортивно-технических клубов,Зподготовка общественных инструкторов и судей. Раньше, чтобы организовать соревнования внутри автохозяйства, приходилось обращаться в автомотоклуб: не откажите, дайте нам судей... Сейчас здесь работают семинары, где получат квалификацию арбитров по автоспорту 15 водителей. В соревнованиях в 3-й автобазе проверили свое мастерство более тридцати шоферов. Двадцати двум из них удалось выполнить разрядные нормы. Успехом увенчались также старания шоферов 15-й автобазы. Спортсмены продолжали обсуждать перипетии состязаний, а мы уже спешили в крупнейший в Ставропольском крае институт — сельскохозяйственный. Были для этого свои основания. выше двух тысяч будущих агрономов, зоотехников, механизаторов готовятся к работе на селе. Они должны быть сами заинтересованы в том, чтобы овладеть ездой на мотоцикле: угодья нынешних колхозов и совхозов обширны, а поспевать надо везде. В институте есть своя секция, которая готовит мотоциклистов. Свыше трехсот студентов (так намечено по плану) получат в нынешнем году удостоверения на право вождения. Еще в прошлом году здесь была своя спортивная команда, немало было разрядников. А сейчас? — Все ушли, окончили, — разводит руками заместитель председателя комитета ДОСААФ института заведующий лабораторией кафедры ремонта машин А. Кривошапов. — Ходил сегодня в райком ДОСААФ, чтобы ознакомиться с Положением о спартакиаде. Прождал часа два и ушел: председателя так и не дождался. С начала спартакиады прошло достаточно времени, а председатель Ленинского райкома ДОСААФ Ставрополя И. Сотников не удосужился разослать первичным организациям Положение о спартакиаде. И вот в одном из крупнейших институтов составляется программа внутривузовских соревнований. Под рубрикой «Виды соревнований» можно найти и гранатометание, и перетягива-контрастыwm.Репортаж специальных корреспондентов «За рулем» Р. Данеляна и В. Бровко. ние каната. Только о спартакиаде ни слова. Где же заблудилась она, что не нашла порога Ставропольского сельскохозяйственного института? ккуратно выбеленные дома, окна с резными наличниками. На улице — автомобили, мотоциклы. Мы в селе Октябрьском, в колхозе имени Ипатова. Здесь был создан первый в крае самодеятельный спортивно-технический клуб. ЦК ДОСААФ премировал его за хорошую работу наглядными пособиями, стендами по правилам движения, плакатами. Но больше всего радости доставил членам клуба спортивный мотоцикл, также переданный безвозмездно сельским спортсменам. Это было в 1961 году, и с этого времени, собственно говоря, началось развитие мотоспорта в селе. Сейчас клуб располагает тремя спортивными машинами и двумя дорожными. А всего в колхозе больше четырехсот владельцев мотоциклов. Это тоже резерв спартакиады. — Раньше, — говорит председатель комитета ДОСААФ колхоза А. Харочкин, — ребята как-то не замечали, что ездят по-разному. А когда поняли, то появился интерес к соревнованиям. В прошлом году трижды проводились соревнования по «фигурке». В нынешнем их будет гораздо больше, и в них выступит свыше двухсот человек. В селе намерены оборудовать три специальных городка для мотоциклистов. Для автомобилей такой, городок уже есть. И уже состоялись в счет спартакиады соревнования колхозных шоферов. Председатель колхоза 27-летний Е. Калюгин всячески поощряет участие водителей в спортивном двоеборье. — Это дело полезное, — говорит он. — А то есть еще шоферы, которые и бензин пережигают, и в гараже углы посбивали. Недавно спортивно-технический клуб подал заявку на приобретение еще трех спортивных мотоциклов — колхоз выделил средства. Вероятно, спортсменам села повезло ив том смысле, что секретарь комитета комсомола колхоза И. Трегубое тоже предан мотоспорту, имеет третий разряд. В прошлом году команда мотоспортсменов участвовала в кроссе — соревновалась с командами первичных организаций колхозов и совхозов края и выиграла кубок. В планах колхозной первичной организации — воспитать за первый год спартакиады не меньше 80 разрядников по авто- и мотоспорту. — Я не согласен с теми, — говорит А. Харочкин, — кто трудности развития спорта на селе считает объективными. Все от нас же зависит. Конечно, и без трудностей не бывает, но разве они непреодолимы? Взять такой пример. Неужели не может Петровский автомотоклуб организовать курсы по подготовке тренеров? Ведь в сельской местности почти всюду нуждаются в тренерах по автомотоспорту. За конAсультациями обращаешься — тоже помощи нет. Подготовим шоферов, придут к нам представители автомотоклуба, примут экзамены — и до свидания! Прав председатель комитета. Помощь автомотоклубов сельским коллективам должна быть более действенной и разносторонней. ордость Невинномысска — гигантский химкомбинат, производящий минеральные удобрения. Нас, естественно, интересовал автои мотоспорт. На комбинате есть возможности для того, чтобы развернуть работу. Есть и материальная база для начала — пять спортивных мотоциклов, два дорожных. В гараже предприятия мотоспортсменам специально выделили помещение, годное не только для хранения машин, но и для слесарных работ. Однако по вине руководителей первичной организации ДОСААФ спортивная жизнь не имеет здесь своего четко направленного русла, хотя на комбинате немало подлинных энтузиастов, вокруг которых можно было бы объединить актив. Это перворазрядник Г. Хренов, который часто выступает в соревнованиях за команду шерстомойной фабрики (укор дбсаафовской организации химкомбината!), это по-настоящему увлеченные мотоспортом А. Кистанов, Г. Ассаулов, П. Кочубей и другие. Всех их мы застали в мастерской мотоциклетной секции шерстомойной фабрики. Здесь было шумно и тесно. И в этом рабочем деловом гомоне дыхание .спартакиады ощущалось не меньше, чем на трассах соревнований. Спортсмены были заняты доводкой двигателей мотоциклов — они готовились к лично-Гкомандному первенству Северного Кавказа. Это — ответственное состязание, которое собирает сильнейших гонщиков Ростова, Кропоткина, Новочеркасска и других городов. Команду Невинномысска представляют мотоспортсмены шерстомойной фабрики и химкомбината. А как же в масштабе города? — С начала года, — рассказал председатель Невинномысского городского комитета ДОСААФ А. Бородулин, — у нас состоялось несколько соревнований — зимний мотокросс, двоеборье на грузовиках. Перед организацией стоят большие задачи: подготовить спортсменов-разрядников (за первый год спартакиады) — 60 человек по мотоспорту и 120 по автоспорту. Городской оргкомитет спартакиады не добился еще проведения массовых соревнований в некоторых низовых коллективах. Будем стараться, чтобы на крупнейших предприятиях — химкомбинате, шерстомойной фабрике, Ставропольхимстрое — спартакиада получила достойный размах. з таких бесед и наблюдений постепенно сложилась картина, полная контрастов. Фронт спартакиады в Ставропольском крае имеет слабые звенья. Но еще не поздно укрепить их. Краевому комитету ДОСААФ, городским комитетам, автомотоклубам предстоит усилить помощь первичным организациям, направить их энергию, инициативу, чтобы спартакиада прочно вошла в жизнь каждого коллектива.ИСтаврополь — с. Октябрьское Петровского района — Невинномысск.Шоферы двоеборья.3-го Ставропольского автохозяйства вышлина трассуспортивного2. «За рулем» № б.