НЖЕНЕРЫ ОТВЕЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯМГЛУШИТЕЛИЯ задался целью переделать глушители своего мотоцикла НЖ-56. Они разборные, с трубами большего диаметра, чем делают сейчас (мотоцикл выпущен в 1958 году). Элементы их изготовлены по типу глушения звука трением, что, естественно, не является наилучшим методом. Я хочу изготовить новые элементы типа «акустический фильтр». Как это сделать? Прошу также указать наивыгоднейший для двигателя ИЖ56 объем глушителя шума впуска в воздухоочистителе.для старыхмотоциклов ИЖмасляным воздухоочистителем. Но объем его именно для целей глушения все же недостаточен. У глушителя шума выпуска другой дефект — он неразборный. Кроме этого, желательно увеличение его диаметра до 80 мм . Что же делать мотолюбителям, ж е ­ лающим снизить шум старого мотоцикла ИЖ-56, если они не могут купить глушитель в магазине или просто хотят сделать его своими силами? На рис. 1 изображен глушитель типа «акустический фильтр». Он в основном повторяет схему глушителя, устанавливаемого сейчас на «ИЖ-Юпитере» и «ИЖ-Планете», отличаясь лишь тем, что разборный и имеет другие размеры. Корпус 1 глушителя (рис. 2) изготовляется из листовой стали толщиной 1+1.2 мм . / Все остальные детали можно делать из листа толщиной 0,8 мм : при меньшей толщине глушитель из-за вибрации корпуса при его недостаточной жесткости может начать «звенеть» на малых оборотах. Внутри корпуса жестко (сваркой или пайкой медью) крепится конус 2с 24 отверстиями диаметром 6мм , а к вершине его — шпилька 3 из стального прутка диаметром 6 или 8ммс резьбой, на конце. На шпильке имеется упор 4. Изнутри к корпусу глушителя приварены (или припаяны) три кольца 5. Они облегчают разборку глушителя, когда на его стенках отложится нагар, и, кроме того, увеличивают жесткость корпуса, а тем самым и его стойкость против вибрации. Три первые перегородки с трубками, образующие так называемые резонаторы, жестко связаны между собой, создавая блок перегородок 6. Перегородки выполняются в виде чашек с длиной цилиндрической части 4—5 мм . При чистке блок перегородок извлекают из глушителя. В это время следует прочи- * щать (проволокой с загнутым концом) и отверстия в конусе. Срок чистки глушителя в основном определяется загрязненностью этих отверстий. Как правило, он нуждается в чистке через 6—8 тысяч километров пробега. Внутренний диаметр трубок первой и третьей перегородок 20 мм , центральной соединяющей трубки — 25 мм ; на обоих ее концах сверлят по четыре отверстия диаметром 20 мм . Блок перегородок в глушителе с одной стороны упирается в упор 4, с другой — поджимается наконечником Т, в котором также есть перегородка с трубкой диаметром 20 мм . В задней части наконечника имеется упор (сечение А—А на рис. 1), образуемый двумя пластинками. Крепится наконечник гайкой и контргайкой, наворачиваемыми на шпильку 3 (см. рис. 2). Цилиндрическую часть наконечника, входящую в корпус глушителя, заваль-Е. СПИРИДОНОВ.мотоциклов, У величение количества перед констестественно, выдвигает рукторами задачу снижения их шумности. Нетерпимо, что рядом с современными машинами «тарахтят» старые мо ­ дели. Очевидно, скоро наступит время, когда автоинспекция не будет допускать их к эксплуатации. Поэтому мотозаводы уже сейчас должны подумать о том, чтобы наряду с запчастями выпустить достаточное количество систем глушения шума (глушителей выпуска и впуска) для своих более ранних моделей. А пока мотолюбители пытаются ставить на свои ИЖи глушители шума выпуска мотоцикла «Ява» и, кроме снижения мощности (порядка 1,5 л. с ) , ничего не получают. Правда, наблюдалось некоторое улучшение «тональности», но уровень шума по-прежнему был высок. У мотоцикла в основном три источника шума: шум выпуска; шум впуска; шум, вызываемый плохим уплотнением в местах крепления выхлопной трубы к двигателю, а также к глушителю. Чтобы машина вела себя тихо, необходимо уделить внимание всем этим источникам шума. В настоящее время на Ижевском заводе — изготовляют глушители шума выпуска, которые превосходят устанавливавшиеся на моделях 1958 года. Ш ум впуска ИЖей сейчас частично глушится >/с*™««сг-ъ--^лч»'«Гл».»»л:«.1.'.«'.&-«эглч-.гг«.^^ Новое Положение о присвоении квалификации водителя страучебными организациями различных министерств и ведомств. Вы можете поступать в любую — всюду это обучение основано на единых планах и программах. Однако единообразие программ — только одна сторона подготовки грамотных, квалифицированных специалистов. Не менее важно и то, чтобы в любом городе, любом районе к каждому желающему получить права водителя предъявлялись совершенно одинаковые требования. А в этой части, к сожалению. до последнего времени было немало различных отступлений от общих правил, и особенно когда дело касалось водителя автомобиля и мотоциклиста. Сейчас этому положен конец. Утверждено и введено в действие единое для всей территории страны «Положение о порядке присвоения квалификации водителя автомототранспорта и городского электротранспорта». Оно определяет все условия, при которых гражданин нашей страны может получить водительские права. Что же это за условия? В СССР устанавливается шесть категорий водителей транспортных средств: водитель автомобиля, мотоцикла, мопеда, мотоколяски, трамвая и троллейбуса. нашей Подготовка водителей в широко не ведется достаточнокияЕСЛИВЫРЕШИЛИдолжны пройти в автохозяйстве 10-дневную стажировку. Любителям разрешено управлять легковыми и грузовыми автомобилями, но без права работать по найму в качестве водителя. Водитель мопеда может управлять только мопедами, а водитель мотоколяск и — мотоколясками. А вот мотоциклист может водить не только мотоцикл, но и мотороллер, а также мопед любой марки. Наконец, как профессионалы, так и любители могут управлять мотоколясками. Экзамен на водителя автомобиля вы можете держать, лишь достигнув 18летнего возраста, имея образование не ниже семи классов (как правило) и свидетельство о том, что прошли обучение по установленным программам. Для любителей, водителей мотоциклов или мопедов эти требования несколько ниже. Здесь к экзаменам допускаются не только те, кто прошел обучение в автошколе или на курсах, но и подготовившиеся самостоятельно (мотоциклисты и водители мопедов — с 16 лет). Положением определено также, что все водители автомобилей, получая водительские права мотоциклиста (водителя мопеда), сдают экзамены- только по вождению машины.Водитель автомобиля при этом может быть профессионалом или любителем. Любители формально навсегда остаются, если можно так сказать, в одном «разряде». У профессионалов он может меняться. В зависимости от теоретических знаний, практических навыков и стажа работы водители автомобиля, трамвая и троллейбуса могут иметь квалификацию третьего, второго или первого класса. Квалификация водителя присваивается только государственными автомобильными инспекциями министерств охраны общественного порядка союзных республик. Второй, а затем и первый классруководителями автохозяйств, предприятий и учреждений. Положение предусматривает, что водитель третьего класса имеет право управлять автомобилями всех типов и марок (в том числе самодвижущимися механизмами, установленными на шасси автомобилей), кроме автобусов, автомобилей скорой медицинской помощи, пожарных и других машин, снабженных специальными звуковыми сигналами («сирена» и др.). Водители второго и первого класса могут управлять любыми автомобилями без всяких исключений. Однако, впервые приступая к работе на автобусах, они24