Все больше участников привлекает спартакиада. На старты ее выходят и новички и те, кто в недалеком будущем сможет претендовать на высокие спортивные звания. Одним из наиболее интересных мотоциклетных соревнований является мотокросс. Но распространение этих важных для совершенствования мотоциклистов состязаний часто сдерживается отсутствием хороших трасс. Выбор трассы требует определенных знаний и опыта. С целью помочь тренерам и организаторам соревнований мы публикуем статью мастера спорта Ю. Трофимца — тренера-новатора, подготовившего немало мастеров высокого класса. Его рассказ о выборе кроссовых трасс (для соревнований республиканского значения и выше) представит интерес и для спортсменов. Показательно, что трассы, на которых разыгрываются первенства мира, дают возможность на отдельных участках развивать очень высокую скорость, совершать большое число прыжков и поворотов в воздухе. Так, трасса в Пршерове (Чехословакия) представляет собой круг длиной 1900 метров, на котором надо совершить 12 прыжков, причем длина прыжков «в спуск» доходит до 10 метров, а прямых — до 16 метров. Именно такие трассы нужно выбирать у нас, и не только для соревнований, но и для учебно-тренировочной работы. Правильно подбирая разнообразные упражнения, в процессе занятий на сложной трассе можно добиться быстрого роста мастерства гонщиков. Подыскивая трассу, мы ставим целью включить в нее такие препятствия ив таком количестве, чтобы гонщик имел возможность использовать все современные приемы езды. Какие же это приемы? Прежде всего прыжки : «в спуск», с приземлением на прямой участок или боковой склон; «выстрелом» (прямыеВ ЫБОР КРОССОВЫХ ТРАССполнять «гаревым» способом (скоростные на ровном покрытии), на заднем колесе (с волнами и ямами), стоя на подножках и сидя в седле (крутые вок руг флажка). Исходя из этих разновидностей прыжков и поворотов, надо подбирать и элементы трасс. Удобным местом для проведения тренировок и соревнований являются земляные карьеры у кирпичных заводов, места, где производилась выемка грунта, возвышенности у берегов рек, овраги. В своей практике мы проверяем на тренировках каждую деталь трассы и только после этого утверждаем лучший вариант. Но и этот лучший — еще не окончательный. Постепенно он дополняется новыми элементами, которые мы вводим сами, с тем чтобы гонщик мог полнее раскрыть свои возможности. После выбора основной трассы мы на каждую тренировку берем с собой лопаты и работаем 20—30 минут. Такое дооборудование трассы доступно кажР и с. 2. Поворот с ямами или волнамиВдлительном процессе подготовки мастеров мотоциклетного кросса самое большое место занимают тренировки на трассах. От характера этих трасс, их сложности, схемы расположения препятствий в значительной мере зависит успех тренерской работы. Наши гонщики, выступающие в международных соревнованиях, порой не очень уверенно чувствуют себя на незнакомых зарубежных кроссовых трассах. Объясняется это отчасти тем, что наши трассы (за редким исключением) все еще не отвечают нынешним требованиям: они значительно проще по технике преодоления, но труднее для продвижения машин (песок, грязь). Трассы не включают многих препятствий, стимулирующих широкое применение современных приемов езды, без которых невозможно рассчитывать на успех в международных встречах. Если эти препятствия все же встречаются, то разметка трассы не обеспечивает возможность прохождения их с высокой скоростью, так как перед препятствиями, как правило, отсутствует разгон.Р ис . 1. Кроссовые волны. или с поворотом в воздухе); с обычного трамплина при разности плоскостей до 2,5 метра и прыжки по земляным волнам и террасам. Существует также несколько способов прохождения поворотов. Их можно выдому автомотоклубу и самой команде. Кстати, это неплохая разминка. Остановимся теперь на отдельных элементах, которыми мы оснастили естественную трассу. На одном из участков с небольшими холмами соорудили 15 земляных волн длиной 5 метров и высотой 0,7 метра (рис. 1). На некрутом повороте было вырыто несколько волн (рис. 2), чтобы гонщики преодолевали его на одном колесе. Широкое распространение за рубежом получили участки, проходящие вдоль склона. Мы также включили их в трассу. Для прыжков «в спуск» выровняли нижнюю часть склона, как показано на рис. 3, чтобы избежать сильных ударов при приземлении. На одном из участ-ОТОВСЮДУ • ОТОВСЮДУ • ОТОВСЮДУ УФА . Мотокросс на личное первенство по плану первого этапа спартакиады провел Советский райком ДОСААФ Города. К участию в соревнованиях были вне конкурса приглашены известные в Башкирии мастера и лучшие спортсмены других районов. Это сделало состязания интересными, способствовало росту мастерства молодежи, привлекло тысячи зрителей. Растущее мастерство продемонстрировали молодые мотогонщики. В классе 125 смз победу в споре с мастером спорта И. Горьковым завоевал перворазрядник Валерий Ведяшев. Третье место присуждено спортсмену третьего разряда Амару Сакаеву. На мотоциклах класса 175 смз победителями вышли Анатолий Круглов, Аскар Мифтахов и Валерий Бекенов. Отлично провели гонку на машинах класса 350 смз мастера спорта Лев• ОТОВСЮДУ• ОТОВСЮДУ• ОТОВСЮДУ• ОТОВСЮДУ• ОТОВСЮДУКраев и Юрий Дудорин. Они завоевали первое и второе места. Третьим был Евгений Иванов. Инициатива оргкомитета спартакиады Советского района Уфы в проведении подобных массовых соревнований подхвачена другими районами Башкирии. ВЛАДИВОСТОК. На стадионе «Авангард» открылся гаревый мототрек. Оргкомитет спартакиады проводит здесь много различных соревновании. Известный в городе гонщик Василий Жатько в розыгрыше приза «Большого Владивостока» установил рекорд трека. В зачет областной спартакиады в пригороде Владивостока состоялся личнокомандный мотоциклетный кросс. Участвовали гонщики Дальзавода, краевого автомотоклуба, Уссурийского сельскохозяйственного института. Многие новички в этот день стали спортсменами третьего разряда. К ОКЧЕТАв . Здесь Прошли соревнования лучших спортсменов первичных организаций ДОСААФ по фигурному вождению. Без единого штрафного очка выполнил все сложные упражнения на автомобиле ЗИЛ-164 А. Баранов. Второе место занял А. Худорожко, третье — М. Баранов, брат победителя. Хорошее мастерство показали также спортсмены на машинах ГАЗ-51. Здесь победителями стали А. Агальцоа, Б. Слюсарев, В. Пирогов. Соревнования помогли первичным организациям в формировании команд для выступления во втором этапе районных и городских спартакиад.6