30
31
На нонгрвссе ФИАйвЧй!ФОРУМ АВТОМОБИЛИСТОВОчередной конгресс Международной автомобильной федерации (ФИА) состоялся в Варшаве. В отличие от осенних конгрессов, проходящих в Париже, весенние созываются поочередно в разных странах — ч ленах ФИА. Главным вопросом, обсуждавшимся на конгрессе, было изменение пунктов устава ФИА, к асающихсяправ членов федерации при голосовании. Дело в том, что, кроме национальныхфедерацийи клубов, р асполагающих одним голосом, в ФИА' имеются такназываемые ассоц иированные члены («сочлены») — разл ичныефирмы , заводы, а кционерные общества, производящие автомобили, запчасти, оборудование и т. п. Они вносят взносыи присутствуют на заседан иях секций без права голоса. Руководство ФИА поставило вопрос о допуске ассоциированных членов к голосованию идажео предоставлении им права быть выбранными . в руководящие органы федерации. Большинство поддержало делегатов СССР ивысказалось против такого неоправданного предложения. В целях дальнейшей демократизации автоспорта, вовлечения в него молодежи, р асширениякруга участников соревнов аний делегаты ФАС СССР внесли два предложения, которые были приняты . Первое — о введении в классификац ию автомобилей «карт» с мотоциклетными двигателями 125 смЗ и 175 смЗ. Многие страны, производящие мотоцикл етные моторы этих кубатур, до последнего времени были лишены возможности участвовать в международных соревнов аниях из-за того, что к ним допускались только карты со специально построенными моторами вклассах 100 и 200 смЗ. Теперь классификация расширена. Б ольше того, п ринятои второе предло- 4 жение — об организации одноэтапногс) розыгрыша «Кубка наций» в классе 125 смЗ — для национальных команд. Из проблем технического порядка был рассмотрен вопрос оразмещениииконструкции баков для топлива. В последнее время по разным мотивам стали делать баки из мягких материалов иразмещать их вразных местах шасси . Это очень повысило опасность загорания автомобилей. В целях безопасности разрешено изготовлять баки только из прочного материала, а месторасположение их на шасси поручено определять национальным федерациям . Лицензии на участие в международных соревнованиях ранее выдавались ФИА, и только одни эти права считались действительными. Р ешением комиссии установлено, что лицензии, в ыдаваемые национальными федерациями , действительны для всех международных соревнований, к ак внутри данной страны , так и при выезде за границу. Делегаты конгресса согласились, что для унификациинациональных правил по картингу необходимо создать единые правила для всех стран. ФАС СССР должна выслать в ФИА свои правила, которые будут использованы при разработке единых правил. Спортивная комиссия начала свою работу с оассмотоения проекта календаря на 1965 год. Делегация СССР предл ожилавключитьв следующем году врозыгрыш «Трофея наций» ралли «Монте-Карло», «Польша» и «1000 озер». Окончательно утверждение календаря перенесено на осенний конгресс. Представители Федерации автоспорта СССР не раз ставили вопрос о введении института международных судей, и на этом конгрессе предложение нашло всеобщую поддержку. Было установлено, что судьи особенно нужны на ралли и шоссейно-кольцевых гонках — по два человека как минимум.Требования к международным судья... весьма высокие . Они должны иметь тех ническое образование, опыт судейства международных соревнований. Претенденты на это званиеобязаны будут сдавать технический минимум. Делегации СССР поручено разработать регламент о судьях международной категории и внести его на утверждение конгресса. Оживленную дискуссию вызвало предложение делегата Монако — д опускать на авторалли только серийные автомобили массового производства без существенн ых переделок. Появилось это предложение не случайно. На ралли «Монте-Карло» 1964 года американцывыставили так называемые «серийные» автомобили «Форд-Фальконе», которые оказались легче стандартныхсерийныхмашин на 400 кг. Конгресс дал американским делегатам сжатый срок для доказательства. что эти автомобили действительно серийные. В противном случае их результат ыв Монте-Карло будут аннулированы . Однако в целом предложение делегата Монако не было принято. Против него выступили представители Англии, ФРГ и Италии. Они ссылались на то, что к такому изменению не готовы фирмы . Было решеновернутьсяк этому вопросу в октябре. Наше предложение о проведении чемпионата для III формулы (бывшая «юниор») т акжевызваложивой обмен мнениями. Для этого чемпионата вместо многоэтапной очковой системы, существующей сейчас вI формуле, мы предложили олимпийскую систему, по которой вначале соревнуются страны-соседи, затем идут зональные , п олуфинальные соревнования и, наконец, ф иналы . Если внынешнихчемпионатахучаствуют максимум 40—50 одних итехже гонщиков, то предлагаемая система охватит 600800 спортсменов из многих стран. В принципе это предложение также получило одобрение. Делегации СССР поручено подготовить Положение о чемпионате. З а установление рекордов международного порядка спортсмены до сих пор не награждались медалями. ФАС СССР внесл а предложение награждать международн ых рекордсменов медалями за пять рекордов, у становленныхвразных стартах. Это предложение спортивной комиссией одобрено. Делегация СССР должна разработать регламент и порядок награж . дения рекордсменов иконструкторов —• создателей машин . Не вызвало поддержки предложение делегатов США не регистрировать рекорды на автомобилях среактивным двигателем, т аккакдвижениеуних передается не механическим путем, ч ерез колеса, а реактивным . Большинство делегатов высказалосьза то, чтобы регистрацию рекордов этих машин, д аже если они трехколесные, оставить за ФИА ификси ­ ровать ихв отдельной группе как наив ысшую скорость, достигнутую на поверхности земли ( н аивысшаяназемная скорость). Принято решение об обязательной установке на гоночных машинах маслоулавливателей, к оторые исключат оставление на гоночных трассахмасляных пятен, о пасныхдля спортсменов. На очереди — з ащита от подтекания масланасерийных автомобилях, у частвующихв ралли. На заседании секций технической, туристской и безопасности движения главным был вопрос оразвитииавтотуриз ­ ма. Многие выступавшиежаловались , что туризмом начало заниматься много организаций, не имеющих никакого отношен ияк нему, к акнапримернефтяные или страховые компании. Началась конкур ентная борьба между клубами и другими организациями . Делегаты требовали, чтобы ФИА навелапорядоквэтом вопросе. Советская делегация рассказалао принятом правительством СССР решении всячески развиватьиностранный туризм, в том числе автомобильный. Делегаты чрезвычайнозаинтересовались этим сообщением. Представители СССР заявили, что унасвцелях создания единой системы и порядка туризмом занимаетсяспециальнаяорганизация «Интурист», а федерацияи клубы пользуются ее услугами и сами ей содействуют. В заключение Польскому моторному союзу был вручен «Кубок за безопасность движения» к ак победителю конкурса того же имени. В. МАРЖЕЦКИй, делегат конгресса ФИА.СПАРТАКИАДА ДРУЖЕСТВЕННЫХ АРМИЙУже второй раз проводится спартакиада дружественных армий социалистических стран. В ее программу были включены соревнования по мотокроссу, которые проводились в Будапеште. В классе до 250 смз победил И. Григорьев (СССР), в торым был В. Арбеков (СССР). Оба они выступали на мотоцикл ах «Чезет». Третье место занял спортсмен ГДР Ф. Вилламовски на машине МЦ. В командойзачете впереди спортсмены СССР, за ними — Венгрии и Польши. В классе 500 смз уверенно выиграл советский гонщик Н. Соколов на ЭСО. Вторым на «Чезет-360» был Э. Крайчович (Чехословакия) и третьим — его соотечественник А. Айхлер на ЭСО. В командном зачете первое место — з а мотоциклистами Чехословакии, в торое — Венгрии, т ретье — Р умынии .ШЕСТЬДЕСЯТ ЛЕТ ФИММеждународный мотоциклетной федерации (ФИМ) 8 июня исполнилось 60 лет. ФИМ осуществляет руководство международными мотоциклетными соревнованиями, р азрабатываетправила их проведения, к алендарь соревнований, технические требованияк мотоциклам, и х класс ификацию . ведет регистрацию международных рекордов по мотоспорту. Кроме спорта, ф едерация занимается также вопросами международного мотоциклетного туризма. С самого начала своего существования ФИМ принимала активное участие в организации и проведении крупнейших международных соревнований, т акихкак кольцевые гонки ТТ в Англии (проводятся с 19.11 года) и шестидневные соревнования (с 1919 года). По инициативе фИМ с 1950 года разыгрывается первенство мира по кольцевым мотогонкам, с 1957 года — ч емпионат мира по мотокроссу в классе 500 смз, а с 1962 года — и в классе 250 смз.ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО АВТОГОНКАМВосемьдесят кругов по трассе, вьющейся среди дюн, предстояло пройти 17 участникам гонки на «Большой приз Голландии». На кольцев Зандвоорте проводился второй этап чемпионата мипа по автогонкам. С первого же поворота гонку возглавил Д. Кларк на «Лотое-25Б». За ним бросились в погоню показавший лучшее время на тренировке Л. Герней на «БрэОхэме». победитель гонок в Монако Г. Хнлл на БРМ и Д. Сер:исс на 215-сильном «Феррари». До 20-го круга вторым шел Г. Хилл, потом его менил Сертисс. Но вскоре в топливной истеме БРМ образовались паровые пробки, и Г. Хилл сошел. З атемрослый «л^^1»гйЧ»'-даЛГЛ>:-.^*Й^.«'г , '-Л«ВОЛГА» — САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ АВТОМОБИЛЬ Автомобильный клуб Финляндии энергично пропагандирует применение поясов безопасности. Во время рекламных испытаний (называемых «смертельной ездой») с применением поясов было замечено, что наибольшую безопасность обеспечивает советский автомобиль «Волга», пользующийся большой популярностью у финнов. Во время одного из серии рекламных трюков на бетон Герней сломал рулевое колесо своей маш иныи тоже сошел (кстати, з а прошлые два года он не раз ломал рычаг переключения передач). Кларк легко выиграл, пройдя 335 км со средней скоростью 157,8 км/час. Сертисс, отстав на минуту, был вторым. Третье место на «Лотосе-25Б» занял П. Арунделл. В Бельгии на скоростном кольце Спа — ФранкорШамп проводился третий этап. И опятьлучшеевремя на тренировке показал Герней. С первого круга он возглавил гонку. За второе место шла отчаянная борьба между Г. Хиллом (БРМ, 212 л. с ) , Кларком («Лотос», 204 л. с.) и Б. Мак-Лареном («Купер», 204 л. с ) , а Герней тем временем отрывался все больше. На 27-м круге он пок азалнаивысшую среднюю скорость — 221,465 км/час. Автомобиль «Брэбхэм», на котором выступает Герней, превосходит своих соперников по устойчивости на поворотах, у него узкий кузов с малой лобовой площадью, что при двигателе 204 л. с. позволяет на такой скоростной трассе, к акв Спа, идти впереди более мощных- машин. Но первым финишировал все же Кларк, который в третий раз подряд выи грывает гонку на этой трассе. Он прошел 451 км со средней скоростью 213,71 км/час. Б. Мак-Ларен — второй, Д. Брэбхэм — третий. После трех этапов впереди с 21 очком Идет Кларк: у Г. Хилла — 14, Гинтера — 9, Арунделла — 8.вый «Форд». 4200 смЗ. 420 л. с ) , независимая подвеска всех колес, у зкий несу_,__ -;. щий кузов типа «монокок». На этой ма- ЯЙйЙЙбНДеёЙЙЖ шине достигнут результат 251 км/час. Только 12 автомобилей из 33 стартов авших полностью прошли дистанцию.Ш8&&&ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО КОЛЬЦЕВЫМ МОТОГОНКАМГонки «Турист Трофи» (ТТ) на острове Мэн в Англии считаются старейшими в международном календаре. В этом году ТТ. идущие в зачет чемпионата мира какчетвертый этап, проводились в 46-й рал. В классе до 50 смЗ прошлогодний чемпион X. Андерсон одержал на «Сузуки» третью победу и уверенно лидирует в чемпионате с 30 очками. На мотоциклах 125 смз гонщики японского завода «Хонда» Д. Редман, Л. Таверн, Д. Брайане, выступавшие на последних четырехцилиндровых машинах (28 л. с. при 18 000 об/мин), з анялипервых три места. Удачно выступил С. Малина, который шел на новом двухцилиндровом «Чезет-125-2В» (24 л. с. при 16 000 об/мин). Чехословацкий гонщик занял четвертое место. В классе 250 смз Малина также был четвертым, уступив только Д. Редману («Хонда»), А Шеферду (МШ и А. Пагани («Патон»). Четырехцилиндровый двигатель машины Редмана развивал 48 л. с. при 14 500 об/мин. Одним из фаворитов в классе 350 смз был чехословацкий гонщик Ф. Счастный на 52-сильной «Яве». Половину гонки он держался на втором месте, но в конце сошел из-за задира поршня. В этом классе победил чемпион мира Д. Редман на 55-сильной «Хонде», опередив Ф. Рийда и М. Даффа, в ыступавших на машин ах АЖС. На «пятисотках» снова выиграл М. Хэйльвуд («МВ-Агуста»), а в заезде мотоциклов с колясками первое место занял экипажтрехкратных чемпионов мира М. Дейбель и Ф. Хэрнер (БМВ).ОПЯТЬ НЕУДАЧАВ сказочной пьесе Метерлинка синяя птица приносит счастье. «Синяя птица КН-7» пока приносит сыну известного рекордсмена Дональду Кэмпбеллу одни разочарования. Несколько лет назад он потерпел аварию, п ытаясь побить на этом газотурбинном автомобиле абсолютный рекорд скорости. В прошлом году в Австралии погода заставила его отказаться от своих попыток. Наконец в этом году в Южной Австралии установилась хорошая погода. При неофициальной попытке на 1 км с хода была достигнута скорость 611 км/час. Ко времени официальной попытки поверхность дна высохшего солончакового озер а Эри сильно отсырела и стала неровной. В заезде на милю с хода Кэмпбелл достиг лишь 587.7 км/час. «Я не знаю. что теперь делать», —• з аявил он после заезда. Кэмпбелл. однако, намерен продолжать попытки установить новый рекорд скорости.V-«ИНДИ» ТРЕБУЕТ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИИКаждый год 30 маяв США отмечается день «поминовения усопших». Вот уже в 48-й раз, н ачинаяс 1911 года, в этот день в Индианаполисе проводятся крупнейшие в Америке трековые автогонки. Ч етырехкилометровыйтрек «Инди» снискал себе дурную славу — не один спортсмен сложил голову на его отлогих. неудачно спрофилированных виражах. И в этом году гонки в день «поминовения усопших» были омрачены катастрофой. На третьем круге, выходя из виража . 26-летний дебютант трека Дейв Мак-Дональд на скорости 220 км/час удар илсявзащитную бетонную стену. В обломки его машиныврезался автомобиль 37-летнего ветерана этих гонок Эдди Сакса. Вспыхнули пятьсот литров бензина, находившиеся в баках машин. На глазаху многотысячной толпы зрителей впылающие обломки врезались еще четыре машины. Соревнования были приостановлены на полтора часа. Сакс и Мак-Дональд погибли, четверо гонщиков получили тяжелыеранения . Восьмисоткилометровую гонку выиграл Д. Фойт на машине «Кайзер Алюминиум Спешел» со средней скоростью 237 км/час. Его машина — типичная американская трековая конструкция с зависимой подвеской всех колес, передним расположением двигателя (четырехц илиндровый «Оффенгаузер», 4200 смЗ, 400 л. с.) и весом около 800 кг. Вторым пришел Р. Уорд (победитель 1959 и 1962 гг.), третьим — Л. Руби. Однако результат лучшего круга был показан Р. Маршмэном на машине «Лотос-Форд», п редставляющей собой автомобиль «европейской школы». У него заднее расп оложение двигателя (восьмицилиндроР. ТИББЛИН — ЛИДЕР ЧЕМПИОНАТАТретий и четвертый этапыпервенства мира по мотокроссу в классе до 500 смЗ проходили в Дании и Швеции. Как ив двух предыдущих турах, п ервые три места распределились в таком порядке: швед Р. Тибблин. чемпион мира 1962 и 1963 гг., з а ним англичанин Д. Смит и третьим —- швед С. Лундин, чемпион мира 1959 и 1961 гг. Чехословацкие гонщ икив этих двух этапах не участвовали. На пятом этапе, в Голландии, Р. Тибблин, в ыступавший на шведском мотоцикле «Лито», в нервом заезде дважды падал ив итоге вышел на второе место. Победил фирменный гонщик БСА «вечно второй» Д. Смит. Швед В. Лунделл на «Гускварне» з анял третье место, а С. Нильссон (чемпион мира 1960 г.), шедший на чешском ЭСО, — четвертое. Чехословацкие спортсмены Э. Крайчович и И. Хржебечек из-за повреждений мотоциклов гонку не закончили. Р ольф Тибблин в шестом, «французском» этапе взял реванш у Смита, выиграв первое место (англичанин был только третьим). Но на седьмом этапе, в Италии, швед, хотя и выиграл один заезд, в другом упал и дистанцию не закончил. Победил Д. Смит. Вторым был швед О. Перссон на «Гускварне», третьим — С. Нильссон на ЭСО. Оба чехословацких гонщика попали в «завал», повредили машиныи соревнования не закончили. После семи этапов (это половина чемпионата) впереди по сумме очков Тибблин (46), з а ним Смит (44) и Лундин (23).КРОССОВЫЙ мотоцикл «ЧЕЗЕТ-360»Чехословацкий завод «Чезет» за последние два года добился больших успехов в международных кроссовых соревнованиях. Наиболее удачной была его модель «968» класса 250 смЗ. Ее двигатель развивал мощность 26 л. с. при 6500 об/мин, а весь мотоцикл весил не более 96 кг. В этом году завод выпустил партию кроссовых мотоциклов класса 500 смЗ, представляющих собой дальнейшее развитие модели «968». От своего предшественника они отличаются увеличенным алюминиевым цилиндром (80Х Х72 мм против 70x64 мм умашины класса 250 смз). Рабочий объем двигателя — 362 смЗ. Степень сжатия — 10,5. Поршень — алюминиевый кованый. Мощность — 30 л. с. Коробка передач — четырехступенчатая. Тормоза — диаметром 180 мм. Передняя вилка — телескопичес каяс ходом 170 мм. з адняя — маятниковая (ход 90 мм). Передние шины — 3,00—21, задние —- 4,00—18. Б аза 1380 мм. Высота седла от земли 820 мм (без нагрузки). Сухой вес 105 кг.^Н5И^Й8ЯЙЯЖКЩ1ЁЙИМ^^ном поле аэродрома автомобиль, ведомый шоферомиспытателем А. Вуори со скоростью 80 км/час, дважды перевернулся, а затем, не уменьшая скорости, врезался в бетонную стену. Собравшимся репортерам А. Вуори сказал после этой рискованной пробы, что избрал для нее советскую «Волгу», т ак нак она является самым безопасным автомобилем а мире. ИЗОБРЕТЕНИЕ ПОНЕВОЛЕ Шина была изобретена дважды. Впервые ее предлож ил вместо ободьев из металла или каната англичанин Роберт Томпсон. Но над ним лишь посмеялись. Это было в середине прошлого века. И только значительно позднее, в 1888 году, ветеринар Данлоп получил патент на изобретение шины или воздушного баллона. Додумался Данлоп до резиновых шин , к ак утверждают, следующим образом. По немощеным улицам ирландского городка, где ветеринар жил с семьей, любил ка ­ таться на велосипедике его сын. Но вскоре колдобины и камни отбили у мальчика всякую охоту к езде. Тогда отец решил помочь сыну. Он взял садовый резиновый шланг, отрезал от него несколько кусков и прикрепил к колесам. Может, это осталось бы достоянием только семьи Данлопов, если бы ехавшего на велосипеде мальчика не встретил известный английский гонщик , который сумел по достоинству оценить изобретение. АВТОМОБИЛЬНЫЙ МУЗЕЙ Уже четвертый год в Турине действует автомобильный музей. В нем размещено около 400 экспонатов: автомобилей, мотоциклов, моторов. Здесь можно найти «Бенц-Викторию» 1893 года и гоночный «Мазерати», на котором X. Фанхио в пятый раз стал чемпионом мира. Вызывает интерес у посетителей экспонат № 032 — автомобиль «Итала»; на нем в 1908 году совершен пробег Пекин — Пар иж . Рядом с машиной леж ит колесо, сделанное руками русского каретника, когда «Итала» в Сибири попала в аварию. Полнее всего в музее представлены автомобили марки «Фиат» — 30 машин. Это неудивительно: завод оказывал финансовую помощь при постройке музея. Помимо выставочных залов, в музее есть аудитория на 350 человек и библиотека, содержащая около 5000 книг по автоделу.31