принявших участие в ралли, установило, что советские мотоциклисты набрали 163 020 очков и заняли общеепервое место. Вышедшая на второе место команда Италии получила только 85 881 очко ( к ак видим, разрыв болеечем внушительный). С реди национальных клубов первое место завоевал клуб городаИжевска , получивший 59 724 очка. Н авторомме ­ сте — клуб Белграда, у которого19150 очков. В межклубномзачете первые четыре места заняли мотоциклисты Ижевска , Еревана, Таллина, Коврова; на пятом месте — клуб Белграда. П ред ­ ставители этих же клубов завоевали со ­ ответственно первые пять призов за наибольшее пройденное ими расстояние (у Белградского клуба оно равнялось 1478 километрам ) . Специальными призамигородаЖе ­ невы награждены все шесть советских мотоциклисток из г. Таллина за наиб ольшее ( с редиженщин ) расстояние — 4492 километра. Таким образом , советская команда во второй раз завоевала главный перехо ­ д ящий приз Международноймотоцик ­ летной федерации . Большой серебряный кубок снова отправился вМоскву . Вместе сним из Женевы было увезено более десятка других призов, которых удостоились члены нашей команды. Это была достойная изаслуженная награда за умениеи выносливость советских мо ­ тоциклистов, за превосходные качества отечественной мотоциклетной техники. Ряд призов получили идругие национальные команды. У чрежденныймото ­ циклетной федерациейШвейцариипе ­ реходящий приз Марселя Хэкера за наибольшее число участников междун ародного ралли остался у команды Италии. О наже вторично выиграла уч ­ режденный клубом Монако переходящ ий приз за наибольшее число моторол ­ леров (в итальянской команде их было 46). П ереходящийпризФранции , п ри ­ суждаемый команде, и меющей большее количество мотоциклов с двигателем рабочимобъемом не выше 125 см3 , п о ­ лучили голландские мотоциклисты. Н есколько призов специально для мо ­ торалли ФИМ этого года привезла вЖеневу советская делегация . П риз , у ч ­ р ежденный нами для команды, в составе которой имеется самый молодой мотоциклист, получил клуб города Вены, пославший на соревнования 18-летнего водителя. Д ругой приз — клубу, представленному наибольшим числом мотоциклистов, — был вручен милан ­ с кому клубу «Ламбретта» (31 человек). Редакция журнала «За рулем » у чре ­ дила приз для награждения клуба — с тарейшего участника моторалли ФИМ . К сожалению , ж юри не располагало документальными данными, которые позволили бы правильно определить так ой клуб. Решение этого вопроса было отложено до очередного конгресса Международной мотоциклетной федерации, на котороми будет вручена награда. М отораллиФИМ 1964 года, собравш ее 592 участника из одиннадцати европейских государств, явилось серьез ­ ной и ответственной проверкоймастер ­ ства советских мотоциклистов, н адежно ­ сти наших мотоциклов. Эта проверка убедительно показала, что советский мотоциклетный спорт находится на кру ­ т ом подъеме, что ему по плечу больш ие свершения..О твоей жапаптяаавтасвк профессии, шоферСхватка с огнембывалых, опытных людях говорят обычно: п рошел огонь и воду. А что скажешьо человеке, к которому эти слова относятся не впереносном , а всамомпрямом смысле, кто приэтомсамуцелели других спас? Бесстрашие, находчивость, мужество? И то, и другое , и третье. И По праву — человек подвига. Л юди подвига — это не только космонавты или покорители полюса, летчики-испытатели или ученые - а томщики . Подвиг совершает всякий, кто втруд ­ ную, часто опасную для жизни минуту не испугался, выстоял, выполняя поручен ­ н оеему задание. Ш офер Василий Михайлович Ковалев «воду прошел » в грозные годы войны, к огда тонул на Балтике. С тех пор , к ак говорят, и много воды утекло. А вот согнем он повстречался на мирных крымских дорогах, по которым за пятнадцать лет работы немало всяких машин водил, н емало километров наездил. Н ои тут не спасовал человек. А случилось вот что. Стоял жаркий июньский полдень. С мена подходила к концу. Автобус Сим ­ ферополь — К урортное , к оторым управлял Василий Михайлович, отправился в последний рейс. Все шло как обычно. З а Новоселовкой петляющая лента шоссе начала уходить в гору. Л иАЗ , напрягаясь, м едленно брал подъем. С трелкаука ­ зателя температуры воды такжемедленно ползла котметке «100 градусов». Н о это не волновало опытного водителя: п ойдем вниз — остынем. И вдруг мо ­ т орумолк . Автобус тут же остановился, а вследующеемгновенье начал сползать назад. Водитель затянул ручной тормози включил один - д ругойраз стартер. Безрезультатно: двигатель не заводился. Ковалев приотпустил тормози отъехал метров на 25 ниже , уведя на всякий случай автобус от обрыва на другую сторону дорогикземляному склону го ­ ры. Д верирешилне открывать: не уследишь, к ак выскочит кто-нибудь на проез ­ ж ую часть, — беды не оберешься . П одложив под колеса камни , он вернулся в кабину и открыл капот. Где искать причину? П осмотримзажигание . Снял провод, крышку, распределителя — все впорядке , искра есть. Значит — система питания. Хотя Василий Михайлович и работал на автобусе недавно, но слышал, что при высоких температурах воздуха или перегреве двигателя в системе питания могут возникать паровые пробки , н арушающие подачу бензина. Руки привычно отвинтили штуцерукарбюратора — так и есть: б ензин не шел . Прокачать воздух в системе оказалось делом не простым. Н аконец по легко ­ м у сопротивлению рычага бензонасоса стало ясно, что бензин пошел. Василий Михайлович сел за руль и включил стартер. Н о тут случилось непредвиденное : скопившиеся вколлекторе пары бензина вызвали сильный взрыв. О гненная струя выплеснулась из карбюратора , и преждечемшофер успел отпрянуть, на нем вспыхнула одежда . Рванув ворот рубашки , Ковалев метнулся из кабины... Когда-то, е щеслужа на флоте, Василий Михайлович освоил и сварное дело. З нание повадок огня теперь его спасло. О нзаметилвкюветенепросохшую луж ицугрязи и, скатившись в нее, перевернулся несколько раз, загасив пламя. В следующее мгновение шофер был уже на ногах. Ведь в автобусе оставались люди , а огонь уже полыхал в кабине. П ревозмогаястрашную боль от ожо ­ гов, он вскарабкался в кабину и рванул ручку открытия дверей — пассажиры на ­ чали покидать машину . Теперь надо было спасать автобус. О бгоревшимирука ­ м и он вытащил из-за сиденья огнетушитель и ринулся в схватку согнем . О дин на один. И победил ! П ока подоспели помощники , огонь уже отступил. С момен ­ та взрыва прошло не более пяти минут. Н о эти 300 секунд потребовали от сим ­ феропольского шофера , водителя первого класса Василия Михайловича Кова ­ лева большогомужества , находчивости, с амопожертвования . О н проявил все эти качества советского человека в полной мере . Л юдиимашина были спасены. П очерневшего от копоти иожоговгероя , п оддерживаяс двух сторон, п оти ­ хоньку повели вмедпункт села. Нести было нельзя: к обожженному телу не ­ в озможно было притронуться. Неизвестный человек, п роезжавшиймимо на мо ­ тоцикле, вызвался разыскать телефони сообщить в « С коруюпомощь » . О днако , пока пришла машина , Василий Михайлович, к ак говорят, успел заглянуть в лицо смерти — наступило шоковое состояние. Врачи спасли этого отважного человека. Анатолий Алексеевич Соколов, М а ­ рия Михайловна Гусева иАлександра Николаевна Катишина не отходили от по ­ стели больного. Руководил лечениемпрофессор Евгений Илларионович Захаров. И эта борьба за жизнь была тоже подвигом. Его совершили работники областной клинической больницы имениСемашковСимферополе . Сотни автобусов доставляют людей во все уголки Крыма — нашей всесою зной здравницы. И штурвалы машинв надежных руках людей сбесстрашнымсердцем . Таких, к ак Василий Михайлович Ковалев, достойный представитель шо ­ ф ерской профессии. Г. ЗИНГЕР,Ог. Симферополь. На снимке : шофер I класса Василии Михайлович Ковалев.*Jt*OTfir'»3».»*<W.5Ibi»^^t»;^,RC«w|rt*^^/«^наш спец. корр.