иниш ралли Международной мотоциклетной федерации в этом году состоялся в Женеве. Стартов же было много. Достаточно сказать, что только советские мотоциклисты стартовали в четырех городах — Ижевске, Ереване, Коврове, Таллине. 24 июня в Женеве они встретились с участниками ралли, прибывшими из десяти других стран: Австрии, Англии, Бельгии, Голландии, Италии, Люксембурга, Монако, Франции, ФРГ, Югославии. Звездный старт охватил весь европейский конти-Фвое место в межклубном зачете заняли тогда мотоциклисты Коврова, получившие 47 064 очка. В целом же советская команда набрала 109119 очков и уверенно вышла на первое место, завоевав переходящий приз Международной мотоциклетной федерации. Впервые за всю историю моторалли ФИМ Большой серебряный кубок был увезен в Москву. В этом году он снова совершил путь в несколько тысяч километров — из Москвы в Женеву. Кому он достанетсяПОБЕДНЫЙ ФИНИШВ ЖЕНЕВЕнент и наглядно свидетельствовал о популярности этих ставших уже традиционными международных соревнований. Как известно, первое ралли — съезд ФИМ состоялось в 1936 году. С тех пор, за исключением 1940—1949 годов, такие съезды проводятся ежегодно. В 1937 и 1956 годах местом встречи мотоциклистов была Франция, в 1951 и 1960 годах — Италия, в 1957 году — Польша, в 1958-м — Бельгия, в 1959-м — Англия, в 1962-м — Австрия, в 1963 году — Югославия. По условиям, разработанным ФИМ , при распределении зачетных мест учитываются все национальные мотоциклетные федерации, участвующие в таком слете, за исключением федерации страны-организатора. Количество очков, которое может быть начислено какой-нибудь национальной федерации, представляет собой сумму очков, присужденных каждому из ее клубов. Количество же очков, которое получает клуб, определяется умножением расстояния (в километрах) между городом, где находится клуб, и местом, где проводится слет, на количество мотоциклов этого клуба, прибывших в установленный срок ив соответствии с правилами. Советские мотоциклисты впервые приняли участие в ралли ФИМв прошлом году. В югославский город Опатию точно в назначенный срок прибыли команды четырех наших клубов — Ирбита, Коврова, Подольска и Тулы. Пер-iiVСоветские мотоциклисты завоевали большинствопризов мотораллиФИМна этот раз? Ведь если за нашими мотоциклистами имелось преимущество в величине пройденного ими расстояния, то за другими национальными командами было превосходство в числе участников. Так, против 35 наших мотоциклистов команда Италии выставила... 202 человека. Длинен, разнохарактерен, а порой и очень сложен был маршрут, по которому двигались советские мотоциклисты. Широкие прямые ленты шоссе и автострад сменялись головокружительными горными серпантинами. Большая часть пути пролегала через Карпаты и Альпы. Но в разнообразнейших дорожных условиях отечественные мотоциклы «Иж-Юпитер», «Иж-Планета» и «Ковровец-175» показали себя с самой лучшей стороны. Это было серьезное испытание надежности, выносливости, безотказности советской мотоциклетной техники. И, надо прямо сказать, оно было выдержано с честью. Свыше двух недель по дорогам Советского Союза, Чехословакии, Австрии и Швейцарии, через тысячи сел, десятки и сотни больших и малых городов шла наша колонна. Организация движения колонны, состоящей из 35 мотоциклов, трех автомобилей и одного автобуса, — не такая простая вещь. Участники пробега не раз имели возможность убедиться в том, какое большое значение имеют высокая дисциплина марша, четкое дублирование сигналов, проверка выполнения команд, даже такая, каjgS эалось бы, второстепен- ная деталь, как одновреi~>> менность трогания с ме'J.-J ста. Различные режимы работы двигателей, сложность прохождения крупных населенных пунктов,< V 1 » D * Clf+.~Kti*y»*Ч JВсе шесть советских мотоциклисток из Эстонии удостоены специальных призов города Женевы.разные климатические и погодные условия, множество неожиданностей, подстерегающих в пути, — все это надо было учитывать, чтобы постоянно выдерживать строгий график движения и привести колонну к финишу в точно установленный день и час. Этого удалось достичь лишь благодаря тому, что все члены команды отчетливо сознавали меру возложенной на них ответственности, стремились выполнить свои обязанности как можно лучше. Тов. А. Казарян, возглавлявший делегацию мотоциклистов Еревана, руководители клубных команд Таллина (Р. Лаур), Коврова (В. Соловьев), Ижевска (В. Тихонов) сделали все для того, чтобы сплотить свои коллективы, объединить их усилия, успешно решить важную и трудную задачу. Некоторые члены нашей команды принимали участие в прошлогоднем ралли ФИМ . Они поделились с товарищами накопленным опытом, что помогло избежать встречавшихся ранее недостатков. Следует отметить, что мотопробег этого года был проведен на более высоком организационном уровне, гораздо четче и интереснее. Он был значительно лучше организован, и в этом немалая заслуга его руководителей, в действиях которых необходимая твердость и требовательность сочетались с заботой о каждом участнике, с постоянным стремлением создать сердечную, товарищескую обстановку. Общими усилиями всей команды такая обстановка была создана. Собравшиеся из разных городов, из разных клубов люди горели одним желаниемоправдать доверие Родины, высоко пронести знамя советского мотоциклетного спорта. В дороге, тем более такой длинной, случается всякое. И всегда наши мотоциклисты были на высоте. Можно было бы привести десятки примеров замечательной взаимной выручки, подлинного товарищества. Когда возле австрийского города Амштеттена с одним из и'жевцее случилось дорожное происшествие, вся команда пришла на помощь товарищу и выручила его из беды. Мотоциклисты из Коврова, впрочем, как и члены других клубов, осуществляли постоянное шефство над таллинцами и всячески помогали им в пути. Заведующий гаражом «Скорой помощи» из Еревана Р. Казарян в Орджоникидзе спас тонувшую в озере девушку, а в Женеве оказал первую помощь потерявшему сознание итальянцу. Высокие моральные качества наших мотоциклистов чувствовались во всем и проявлялись на каждом шагу — вот почему советские люди вызывали к себе уважение всюду, где бы они ни появлялись. С гордо развевающимися знаменами Советского Союза, Российской Федерации, Армянской и Эстонской союзных республик стройной колонной въехали наши мотоциклисты в Женеву и точно в установленный срок прибыли к месту финиша. Позади остался большой путь. Команда Ковровского клуба преодолела расстояние в 4033 километра. Таллинского клуба — 4492 километра. Ереванского — 4667, Ижевского — 4977 километров. Несмотря на величину и сложность дистанции, все люди и машины достигли финиша. Теперь наступила пора подведения итогов. Жюри, состоявшее из представителей всех одиннадцати национальных команд,