За нашу СоветскуюРодину!ООДЕЙСШС ТЕХНИКОЙ ДРУЖИТЬ!Г. ШАТУНОВ, член президиума ЦК ДОСААФ оветская страна уверенно идет по пути развернутого строительства коммунизма. Под руководством Коммунистической партии трудом и разумом нашего народа решаются важнейшие проблемы экономического развития, технического и культурного прогресса. Принятие четвертой сессией Верховного Совета СССР законов о пенсиях и пособиях членам колхозов ио повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения и других отраслей народного хозяйства еще раз убедительно показывает, что у нашей партии, у нашего правительства нет иных забот, кроме заботы о благе народа. Советские люди понимают, что повышение благосостояния народа неразрывно связано с развитием экономики, с ростом производительности труда. Коммунизм предполагает такое развитие производительных сил на основе новейших достижений науки и техники, при котором все источники об ­ щественного богатства, как говорил Маркс, польются полным потоком. Быстрое развитие науки и техники требует непрестанного обогащения техническими знаниями, которые необходимы для образованного и культурного человека нашего времени. Революция в военном деле предъявляет к каждому советскому человеку, как потенциальному защитнику Родины от агрессивных посягательств ее врагов, высокие требования в смысле технического кругозора и технической подготовленности. Все это, вместе взятое, породило примечательное и закономерное явление — небывалое стремление широких народных масс, нашего молодого поколения к овладению основами технических знаний. За последние годы все более широкий размах получают общественные формы распространения технических знаний среди трудящихся. Свидетельством тому является деятельность нашего оборонного Общества по подготовке кадров массовых технических профессий, необходимых народному хозяйству. Как отмечалось на прошедшем недавно IV пленуме ЦК ДОСААФ , в многочисленных клубах, кружках и на курсах оборонного Общества, сеть которых непрерывно растет, ежегодно готовится свыше миллиона специалистов. Львиную долю среди них составляют массовые технические профессии, так или иначе связанные с мотором. Это вполне объяснимо: двигатель внутреннего сгорания в его различных модификациях все шире внедряется в народное хозяйство страны. Мотор становится одним из важнейших военно-технических факторов, позволяющих войскам вести высокоманевренные, активные боевые действия в условиях ракетно-ядерной войны. Постоянная забота о повышении технической культуры народа, о подготовке достойного пополнения для Советских Вооруженных Сил по-новому ставит вопрос о целеустремленности, конкретности и массовости технической пропаганды, проводимой в первичных организациях и клубах ДОСААФ . Исходя из этого, IV пленум- ЦК ДОСААФв своем решений о мерах улучшения работы в первичных организациях Общества потребовал от всех комитетов, клубов, нашего многочисленного актива широко развернуть среди трудящихся, молодежи военно-техническую пропаганду. Надо отметить, что эта работа приобретает с каждым днем все больший размах, складывается в определенную си ­ стему, становится ближе к задачам, которые решаются в народном хозяйстве страны. Сейчас все более широкое распространение получают такие формы технической пропаганды, как самодеятельные автомотоклубы и мотоциклетные кружки , технические кон ­ ференции, «дни автомототехники», лекции и беседы специалистов. Во многих автошколах, на курсах, в самодеятельных спортивно-технических клубах хорошо оборудованы учебные классы по устройству автомобиля, техническому обслуживанию, слесарным работам, правилам уличного движения. В учебных организациях Общества улучшилась политико-воспитательная работа. Ее ведут преподаватели, комсомольские активисты, ветераны войны. Они читают лекции, проводят беседы на военно-технические темы; перед обучающимися юношами регулярно выступают Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда, передовые шоферы из местных автохозяйств, воины Советской Армии, лучшие спортсмены. Питомцам клубов прививают не только твердые технические знания и навыки, но и высокие моральные качества, необходимые водителю: дисциплинированность, подтянутость и аккуратность, любовь к технике, стремление к повышению технического кругозора. Наши штатные и самодеятельные клубы являются организаторами спортивных состязаний. Положительной оценки заслуживают многие коллективы штатных и самодеятельных клубов в городах и сельских районах Армении. Так, Октемберянский самодеятельный клуб имеет 4 грузовых автомобиля, 12 мотоциклов. Членами клуба состоят 350 человек. Они изучают автомобильное и мотоциклетное дело, занимаются автомотоспортом. Подобных примеров целеустремленной и одновременно многогранной технической пропаганды становится все больше и больше. Отрадно, что с помощью актива, группирующегося в клубах, распространение технических знаний все шире внедряется ив первичные организации Общества. Вот первичная организация ДОСААФ Минского камвольного комбината, которую возглавляет С. Кичко. Здесь на общественных началах создан и успешно работает автомотоклуб, где ежегодно обучаются шоферы и мотоциклисты, готовятся спортсмены-разрядники. Д ружно трудятся комсомольская и досаафовская организации колхоза «Родина» Костромской области. Пропаганду технических знаний среди колхозников, сельской молодежи председатель комитета ДОСААФ В. Красавин и секретарь комитета ВЛКСМ Р. Шайтанов считают своей первоочередной задачей, В артели уже несколько лет работают кружки мо ­ тоциклистов, трактористов, судоводителей, практикуются мо ­ тоциклетные гонки, соревнования по фигурному вождению и на экономию топлива. Немало делается по пропаганде технических знаний ив ряде организаций ДОСААФ Омской области. В передовом досаафовском коллективе — ТЭЦ-2 многие члены Общества занимаются в автомобильных и мотоциклетных кружках, изучают трактор, подвесные лодочные моторы. Хороший опыт1 имеется в Исилькульском сельском районе этой области. Здесь впрошлом году более 300 колхозников и рабочих совхозов, преимущественно молодежь , приобрели профессию шофера. Ж ивой интерес вызывает изучение моторау школьников. Сесть за руль автомобиля, мотоцикла — мечта многих имно ­ гих юношей . Эти желания стремятся удовлетворить педаго ­ гические коллективы и первичные организации ДОСААФце ­ лого ряда школ. С ошлемся на пример 9-й средней школы г. Могилева. Д иректор П. Куявский, председатель первичной организации ДОСААФ С. Тарасов приложили немало усилий, ч1обы создать необходимую материально-техническую базу для изучения мотоцикла и автомобиля. Ш кола систематически помогает в сельскохозяйственных работах колхозу имени Константина Заслонова. Правление артели премировало школьников мотоциклами «Минск» и «Ковровец». К ружок автомобилистов, в котором занимаются многие ученики 10-х классов, располагает двумя учебными автомобилями. Все члены кружка старательно изучают устройство автомобиля, настойчиво готовятся к сдаче экзаменов на шо ­ фера-любителя. Не забыты здесь имладшие школьники — к их услугам автомодельный кружок . В нем ученики с увлечением строят действующие модели гоночных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, автомодели с резиновыми двигателями, радиоуправляемые идругиемодели . Н е так давно автомоделисты школы стали участниками Выставки достижений народного хозяйства СССР. О ни представили модели гоночного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания МК - 1 6 , радиоуправляемую модель автомобиля «Чайка» и действующ иемодели трактора «Беларусь». Ю ные конструкторы Ана ­ толий Усов и Николай Клепча награжденымедалямиицен ­ ными подарками . Интересно, что школьников привлекают к техническому творчеству инекоторые самодеятельные спортивно-технические клубы. Так, в клубе Орджоникидзевского районного комитета ДОСААФ г. Еревана занимаются ученики старших классов пяти средних школ района. После окончания школы и трехлетнего производственного обучения в мастерских и классах спортивно-технического клуба ДОСААФ выпускники получат удостоверения шофера-профессионала, они смогут также выполнить разрядные нормы по техническим видам спорта. Этот опыт заслуживает всяческого распространения. Н адо думать, что комитеты ДОСААФ установят более прочные контакты сорганаминародного образования, п омогутимв пропаганде технических знаний среди учащихся. К сожалению , н екоторые комитеты ДОСААФи автомотоклубы самоустранились от руководства технической пропагандой, не вовлекают население в техническую подготовку, плохо развивают технические виды спорта. Ч ем , как не без ­ деятельностью инедооценкой технической пропаганды, м ож ­ но объяснить тот факт, что в Карельской республиканской организации ДОСААФ , насчитывающей более 1200 первичных организаций, в прошлом году было подготовлено очень мало шоферов-любителей. И это в то время, когда вКарелии тысячи трудящихся горячо желают изучить мотор , овладеть искусством вождения автомобиля, к огдамногие предприятия республики, особенно в лесной промышленно ­ сти, нуждаются в технических специалистах! Е щехуже обстоит дело вПензенской области, где учеб ­ ные организации ДОСААФ за целый год выпустили втрое меньше шоферов, ч ем одна первичная организация Косогор ского металлургического завода Тульской области. Участники IV пленума ЦКДОСААФ подвергли справедливой критике Карельскую, П ензенскуюидругиеорганизацииОбщества за плохое распространение технических знаний среди трудящихся и указали, что подготовка массовых технических кадров — важная составная часть военно-патриотической работы, кровное дело комитетов, всех клубов ипер ­ вичных организаций ДОСААФ . Задача состоит в том, чтобы вближайшеевремя значительно расширить сеть автотехнических и мотоциклетных кружков , курсов, клубов, р аботающих на общественных началах. О собое внимание должно быть уделеносозданию районных и городских самодеятельных спортивно-технических клубов, которые охватывали бы рабочих ислужащих всех предприятий иучреждений , совхозов и колхозов. Н еобходимо добиваться, чтобы ужев этом ибудущем годах такие клубы были созданы буквально во всех городах и районах страны. Это — ответственная задача. О на требует внимательного изучения запросов и интересов трудящихся, учета материальных возможностей , подготовки большого отряда преподавательских, инструкторских кадров, приобретения необходимой учебной техники, наглядных пособий. К омитетамДОСААФ * надо внимательно ипродуманно организовать эту работу, иметь четкий и конкретный план создания автомотоклубов и курсов. Важно, чтобы к этому был привлечен широкийкруг активистов-общественников, о бладающих знаниями и опытом; н ужнаболее тесная связь с местными партийными, советским и , хозяйственными организациями , инициатива, умелая ор ­ ганизаторская работа всех комитетов Общества . Н еобходимо расширить рамки технической пропаганды, создавать в клубах и первичных организациях лектории, проводить лекции, доклады, беседы, о свещающиеважнейшие проблемы современного развития автомобилестроения, п ри ­ м енения автотехники внародном хозяйстве и Вооруженных Силах, технического перевооружения автотранспорта, з нако ­ мить слушателей с новыми автомобилями, м отоциклами , м о ­ торами. Большую роль в этом может сыграть укрепление связей ДОСААФ с организациями научно-технических обществ, Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, советами новаторов, р аботающимив автомобильной промыш ­ ленности и на автотранспорте, с Центральным бюро технической информации , соответствующими отделами и управлениями совнархозов иорганами Союзсельхозтехники. Правильно поступают те комитеты и первичные организа ­ ции, которые заблаговременно приобретают и распространяют массовую литературу, плакаты по автомобильной имото ­ циклетной технике, устраивают просмотры учебно-технических кинофильмов непосредственно на предприятиях, в кол ­ хозах, совхозах и школах. Н адо повышать идейный уровень технической пропаганды, настойчиво добиваться, чтобы каждое занятие вкружке , к аж ­ дая лекция, техническая конференция или «день техники» способствовали формированиюу слушателей коммунистиче ­ ского мировоззрения , высоких патриотических качеств. Как известно, I V пленум ЦКДОСААФ решил ввести обо ­ ронно-технический минимуми для сдавших его — нагрудный значок. С ердцевиной этого минимума является приобретениесдающим одной из массовых технических профессий — ш о ­ фера, тракториста, мотоциклиста, моториста, привитие ему некоторых военно-прикладных навыков (стрельба, гранатометание, м арш - б росоки т. п.). Разумеется, технический норматив оборонно-технического минимума — наиболее сложный. Это выдвигает перед автом отоклубамиДОСААФи общественностью ответственную задачу — ш ироко популяризировать оборонно-технический минимум , обеспечить высококачественную подготовку сдающих, п режде всего из числа обучающихся в автомотоклубах. Вся работа организаций ДОСААФ по пропаганде военнотехнических знаний должна быть направлена к единой це ­ ли — подготовке трудящихся, и прежде всего молодежи , к защите социалистической Родины, воспитанию самоотвержен ­ ных патриотов, способных дать решительный отпор любому врагу, если он попытается нарушить мирный труд советского народа.Сотни тысяч технических специалистов отдают свои силы и знания сельскохозяйственному производству. Сейчас они пожинают плоды своего труда. Посмотрите на этот снимок, сделанный фотокорреспондентом ТАСС Н. Кобиашвили в колхозе «Новый быт» Грозненского производственного управления. Кузов автомобиля, который водит Василий Куприянов, заполняется зерном нового урожая . Первое зерно — незабываемая минута для колхозного шофера!