26
27
Л к | отоцинлист остановился, опустил ногу ис усмешной IкWi | покачал головой: сапог пристал к расплавленному солнI Ш~М I цем асфальту. Рядом стояло уже несколько машин , а их иавывШЛ хозяева в очередь ПИЛИ воду, припасенную на КВ. Рига встретила спортсменов такой устойчивой жаркойи сухой погодой, к акойуже давно не знали и старожилы. Два природных фактора вмешиваются в результаты многод невки — трасса и погода. На этот раз путь гонщинов пролегал в основном по дорогам 3-й технической категории , к ак об этом свидетельствовали акты . Не было крутых подъемов и спусков, рискованных поворотов, в окрестностях Риги не наш ­ лось даже участка для испытаний на мастерство вождения (трайэла). Много неприятностей доставил участникам вязкий и пылящий песок — не только на кроссовых трассах, но и на всей дистанции дорожных соревнований. Особенно трудным был кросс в Шмерли. Многим оказались не под силу пять кругов с тяжелыми песчаными подъемами испусками , включаемыми обычно в трассу проводимых здесь международных кроссов. 149 участников вышли на старт, среди них один заслужен ­ ный мастер спорта и 83 мастера (не считая колясочников). В их числе были члены сборной страны, видавшие виды многоборцы. Закончили соревнования только 89 (60 процентов), а без штрафных очков — 40 (27 процентов). У же после первого дня в закрытый парк не вернулось 17 машин — они безмолвно стояли в специально отведенном рядом «загоне».менее значительные выводят ее на обочину. Поэтому была предложена дополнительная шкала пенализации за дефекты, в которой они должны быть разбиты на группы — в зависимости от их влияния на возможность продолжать движение. Второй вопрос: к акие детали и агрегаты можно заменять и ремонтировать? Он возник после того, к ак минчане заварили бензобак, а киевляне сменили ось у коляски. По форме все было правильно: злополучная ось была официально включена в список запчастей, представленный заводом технической комиссии. Но так , п ожалуй , м ожно привезти целый второй мотоцикл. Видимо, в будущем надо разрешить замену только запчастей, предусмотренных в заводском комплекте. Прямо скажем , порочной оказалась система расчета положительных очков за скоростные соревнования (60 — участнику, п оказавшемулучшее время, соответственно меньше — по формуле — остальным). То, что хорошо для группы спортивных машин , где борьба идет вкаждом классе, оказалось непригодным для первенства марки , где каждая команда — единственная в классе. Поиски оптимальной формулы пока не дали результатов, хотя принцип ее ясен: максимум очков долж ен определяться скоростью, составляющей какой-то процент от возможностей машины .Лично-командное первенство СССР и первенство заводской марки по мотоциклетному многоборьюI IiЙЙС каждым днем пополнялась группа неудачников, которым не суждено было дойти до финиша марафона, — главным образом по техническимпричинам . К акив прошлые годы, параллельно с личным зачетом разыгрывалось первенство среди команд союзных республик, м ежду командами ДСО и отдельно, в наиболее многочисленной группе, среди клубных команд. Традиционными были Дополнительные соревнования (если не считать ипподромных гонок) — четыре кросса, два скоростных подъема, разгон — торможение, кольцевые гонки . А дальше начинаются многочисленные «впервые». В этом году первенство заводской марки проводилось по специально разработанному Положению одновременно с личнокомандным первенством СССР. Наконец испытания серийных мотоциклов вжесткомрежиме спортивного многоборья вышли на «большую трибуну». Значение этого события было подчеркнуто учреждением специального приза Государственного комитета автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения при Госплане СССР (с денежной премией) заводу — победителю первенства марки , а для решениятехнических вопросов было создано специальное жюри , в которое вошли представители Госкомитета, ЦКЭБ мотоциклостроения и заводов. Несмотря на отдельные просчеты в самом Положении о первенстве марки , и довольно серьезные, выявившиеся в ходе многодневки, нововведение, с уверенностью можно утверждать, оправдало себя. Оно сказалось уже на составе участников — 8 команд, по три машиныв каждой приняли старт. Впервые в мотоциклетный марафон включились мопеды («Рига-1»). Проверка надежности и качества дорожных машин — т ак определялась Положением главная цель первенства марки — была суровой. Они были поставлены в одинаковые дорожные условия со спортивными; разница была в заданных средних скоростях. Если для спортивных мотоциклов общая дистанция дорожных соревнований составляла около 1650 км , то дорожные мотоциклы и мотороллеры прошли 1270 км , а мопеды — около 900. У жев ходе первенства произошло еще одно сокращение: по совместному решениюжюрии главной судейской коллегии вполне резонно из программы соревнований дорожых машин был исключен тяжелый кросс на трассе Шмерли. (юри проводило свои заседания «по горячим следам» после финиша каждого дня. Много было споров. Опыт проведения первенства по-новому, естественно, давал пищу для этого. Первый и главный вопрос: дает ли принятая система определения спортивных результатов возможность объективно оценивать качество и надежность машин? Неполностью — т ако ­ во было общее мнение. Ведь штрафные очки , начисляемые за нарушение графика движения, только отчасти связаны с теми или иными техническими недостатками машин , выявлявшиися на трассе в виде разного рода поломок и неисправностей. ногое же зависит от того, кто за рулем. Случается, что маш инас серьезными дефектами заканчивает соревнования, аР АСЧЕТЫ , ОПРАВДАВШИЕСЯ АПОЛОВИНУКое-что, конечно, м ожно было предусмотреть в Положении с самого начала, некоторые сюрпризы не должны были быть сюрпризами. Но практически многое для его серьезного улучш ения мог дать только опыт, и он дал это. К ак говорят, знать, где упадешь, — подстелил бы соломки. И никак нельзя согласиться со скептиками , считавшими, что «первый блин вышел комом» и надо чуть ли не аннулировать результаты первенства марки . Заводские команды в общем заняли полагающиеся им места. Во всяком случае, победа завода, выпускающего мотоциклы с колясками М-62 (его ив прогнозах называли среди главных претендентов), выглядела достаточно убедительно. Н ынешнее первенство Союза было ознаменовано еще одним новшеством: помимо обычных, включаемых в трассу, скоростных соревнований и заключительной кольцевой гонки , были проведены отдельно ипподромная гонкаи пятикруговой кросс на 7,5 км. Это —. правомерно, если иметь в виду популяризацию мотоспорта, являющуюся одной из главных задач первенства, и самоокупаемость соревнований. С этой точки зрения Рига — удачный плацдарм. Но идея не нашла положительного решения , а главное — состязания не дали ответа на вопрос: ж изненна она или нет? Причиной тому ряд привходящих обстоятельств, прежде всего организационного порядка. Ипподромная гонка проводилась в один день и часы с предолимп ийскими стартами кандидатов в легкоатлетическую сборную, кросс — в воскресенье, в часы, которые горожане проводят за городом, у моря. Специальных афиш не было, а в местных газетах, подробно рассказывающихрижанам , к акможно провести субботу и воскресенье, о мотоциклетных соревнованиях не было ни строки . Т аки остались непроданными целые пачки программ — расчеты устроителей не оправдались. Но допустим, на ипподром, на кросс собралось много народу. Еще вопрос — п ришли бы эти люди в следующий раз. Дело здесь в специфике многодневки с ее невидимыми внешне тактическими ходами. Вполне понятно, что в дополнительных соревнованиях нет той зрительной остроты борьбы, что в специально проводимой гонке. Демонстрационная доска на 1ахматном турнире ничего нескажет тому, к то не знает хоов, не умеет предугадывать их. Точно также , отдельно взятый один из этапов, разыгрываемых в многодневке, мало что скажет зрителю. А чтобы сделать зрителя соучастником соревнования, надо посвятить его в смысл и ход борьбы. Взгляните на трибуны во время конькобежного многоборья: масса людей записывает стынущими от холода пальцами результаты, выводит очки и осмысливает события на ледяной дорожке . Нечто подобное нужнои для многодневки, если мы хотим сделать ее «зрительной». Спору нет, п рактически это очень трудно. Но если невозможно успеть стакого рода программой, то, навер-Й На их лицахулыбка хорошо потрудившихся людей. П ятью днями раньше они принялистарт мотоциклетного марафона , а сейчас держ атвруках награды, з авоеванныев упорной спортивной борьбе. Все три кубка увезли из Ригистоличные мотоциклисты: сборная РСФСР (Москва) в ыиграла первенство среди союзныхреспублик : команда «Труд-П». составленная из москвичей, победила в группе добровольных спортивных обществ и ведомств: спортсмены Московского автомотоклуба были первымив клубном зачете. На снимке (слева направо): мастера спорта Б. Иванов (сборная Москвы). А. Егоров (автомотоклуб). В. Бойко. В. Семин (сборная Москвы и автомотоклуб) и В. Татаринов (сборная Москвы и «Тру,д-П»). На фото внизу: с оревнования многоборья — д орожные , скоростной подъем, иппод ромная гонка, кросс, р азгон — т орможениешоссейно - к ольцевая гонка.Фото Ю. Прелова и А. Кузнецова.ное, все-таки осуществим подробно и интересно раскрывающий ход состязаний комментарий. Правда, это большая работа и для самого комментатора и для секретариата. Новшество создало ряд трудностей и для судейской коллегии. В день ипподромных гонок практически было два закрыт ыхпарка («стационарный» в Шмерли и «разовый» на иппо^ д роме ) и появились лазейки для внепланового общения гонщ иковсмашинами . Встал танже вопрос, по каким правилам проводить соревнования, не входящие в трассу многодневки,— заключительной шоссейно-кольцевой гонки или трековых гонок и кросса? А ведь эти детали можно было предусмотреть заранее и не решать вопросы в спешке. В целом работа судейской коллегии (главный судья Г. Черкасский) заслуживает доброго слова. Это мнение и участников, с которыми мне пришлось беседовать, хотя унихи были серьезные упреки . Во второй день на трассе вдруг появился лишнийКП , а в третий день гонщики не досчитались двух пунктов. В четвертый день стали вдруг загадочно исчезать указатели, и без того не слишком часто развешенные. Полож ение усугублялось тем, что вмаршрутныхкартах — основном документе для участников — ориентиры были довольно редкими и не всегда четко сформулированными. Но в этих грехах повинны скорее не судьи, а организаторы соревнований (председатель оргкомитета В. Валевич). В распор яжении судейской коллегии не было достаточного количества транспорта, а судьи на дистанции не были загодя собраны и не получили нужногоинструктажа . В труднейших условиях работал секретариат. Счастье, что не пошел дождь. Он мог бы сорвать первенство: организаторы не подготовили сушилку. В трудное положение поставил рижанЦАМК — за 10 дней до начала соревнований они еще не знали, сколько машин будет стартовать в каждом классе, а в последний момент вместо 10 табельных часов оказалось только 4. Справедливые претензии высказывали и участники. Шестидневная дистанция была на этот раз уложена в пять дней. «В состоянии соревнований» спортсмены находились по 9 часов и более, и, конечно, здесь требовалась особая забота о них. В палаточном же городке явно недоставало удобств. Но неудобства быта не охладили спортивного пыла. Борьба была острой, особенно в классе 350 см'', гле собралось больше всего — 47 — участников. Прошлогоднему чемпиону Б. Иванову и второму вероятному претенденту заслуженному мастеру спорта Р. Р ешетниксу пришлось уступить высшую ступеньк у на пьедестале почета минчанину Л . Вороновичу, «выкладывавшемуся» до конца в каждом состязании. Уверенно и осмотрительно проведший многоборье Б. Иванов стал вторым призером. Р ешетникса постигла неудача. Вначале он допустил необъяснимую ошибку, на минуту раньше подъехав к KB, а во время шоссейно-кольцевой гонки у него разбортовалась шина. В классе 250 смз, кстати малочисленном, неожиданностей не произошло. Победил опытный рижанин Э. Кирсис, хотя после четвертого дня положение его было шатким . Л ишь неудачи выступавшего на хорошо подготовленной машине Д. Андриади на старте дорожных состязаний и кольцевой гонки в последний день да горячность при разгоне — торможении (он проскочил три линии) отбросили этого способного гонщика из Узбекистана на третье место. Характерно, что именно это сравнительно простое состязание, входящее в программы массовых стартов, явилось камнем преткновения для многих мастеров. Около двадцати очков потерял здесь второй призер в классе 250 смЗ — Р. Токаев. Не везде, видимо, при подготовке к многодневке учитывают специфику многоборья. Иначе не объяснишь и «гаревый» старт украинского перворазрядника А. Мийченко на дорожных соревнованиях, когда машина встала на дыбы и сбросила седока. Спортсмен, конечно, может погорячиться, но ведь у него есть наставники. У победителей результаты высокие. Достаточно сказать, что во всех классах они набрали более 500 положительных очков из 540. Памятные жетоны первой степени завоевали 22 человека, второй — 36. В командном зачете бесспорную победу одержали москвичи — они одни прошли трудную дистанцию без штрафных очков и набрали больше всех положительных. Столь же бесспорно было преимущество команды «Труд-И» в группе ДСО и ведомств и Московского автомотоклуба среди клубных команд. Соревнования послужили школой мастерства и трудолюбия для многих молодых гонщиков. Для членов сборной это был важный этап в подготовке к серьезному экзамену — X XXIX многодневке ФИМ . Будем надеяться, что они поднимутся в этом году на более высокую ступень. Б. М АНДРУС , спец. корр. «За рулем».г. Рига.фКОМАНДНОЕПЕРВЕНСТВОСБОРНЫЕ КОМАНДЫ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК. 1. РСФСР (Москва) — Б. Иванов, В. Татаринов, В. Семин, В. Бойко. 2. Латв ийская ССР. 3. РСФСР (сборная краеви областей). 4. Таджикс кая ССР. 5. Б елорусская ССР. 6. Гр.у-зи«ская ССР. 7. Украинс кая ССР. 8. К иргизская ССР. 9". А зербайджанская ССР. 10. Узбекская ССР. 11. А рмянская ССР. 12. Молдавская ССР. 13. Эстонская ССР. 14. К азахская ССР. 15. Т уркменская ССР. 16. РСФСР (Ленинград). СБОРНЫЕ КОМАНДЫ ДСО И ВЕДОМСТВ. 1. ДСО «Труд-И» (1-я команда) — В. Татаринов, Г. З авьялов , В. Матвеев. А. Хлебников. 2. ДСО «Даугава». 3. ЦСКА. КОМАНДЫ КЛУБОВ. 1. Московский автомотоклуб — А. Егоров, В. Семин, В. Бойко. 2. Спортивный клуб Московского Рес инженерно-физического института (1-я команда). 3. п убликанский автомотоклуб Белорусской ССР. ПЕРВЕНСТВО МАРКИ. 1. Завод, в ыпускающий мотоциклы сколясками М-62. — А. Б ыкови Б. Шатунов; Л. Лешков и Е. Королев; В. Ягодин и Ю. Бажин. 2. Завод, в ыпускающиймотоциклы ИЖ. 3. Минский завод. ЛИЧНОЕ ПЕРВЕНСТВО Класс 350 смз. 1. Мастер спорта Л. Воронович: 2. Мастер спорта Б. Иванов: 3. Мастер спорта Л. Б ратковский . Класс 250 смЗ. 1. Мастер спорта Э. Кирсис: 2. Мастер спорта Р. Ток аев : 3. Мастер спорта Д. Андриади. Класс 175 смз. 1. Мастер спорта А. Руденко: 2. Мастер спорта К. Ошинь: 3. Мастер спорта Т. Сепп. Класс 125 смЗ. 1. Мастер спорта В. Шиляев; 2. Мастер спорта В. Матвеев: 3. Мастер спорта В. Бойко. Класс мотоциклов сколясками . 1. Мастер спорта Ю. Соколов и спортсмен Iразряда В. Дрожжнн; 2. Мастер спорта В. Янюк и спорте иен Iразряда Р. Кац; 3. Мастера спорта А. Колпаков и Б. Моисеев.