нРЕНТАБЕЛЬНОСТЬэто НЕУСТАННЫЙ ПОИСКЛ. РОМАН, начальник самодеятельного автомотоклуба при Ленинском РК ДОСААФ г. Харькованые графики практического вождения. И конечно, огромное значение для постоянного притока новых слушателей имеет авторитет клуба, который мож ­ но завоевать прежде всего высоким качеством обучения, хорошо поставленной воспитательной работой. У нас вклубе . — опытный коллектив преподавателей, имеющих полную учебт ную нагрузку, хорошо знающих свое дело, умело сочетающих обучение с воспитанием молодежи. Не случайно во многих группах все курсанты успешно сдают экзамены с первого раза. А это — у же марка организации, которая вербует нам новые и новые силы. Разумеется, большой объем работы, обеспечивающий приток значительных денежных средств, — лишь предпосылНаш скромный опыт учит, что самока к успешной деятельности клуба. деятельные клубы — важный рычаг в Важнейшее условие ее — в разумном, развитии технической учебы и пропаганправильном расходовании этих средств, ды. Думается, любой сельский и городв твердой финансовой дисциплине. ской райком ДОСААФ может иметь Вот как организовано финансовое десамодеятельный клуб. Разумеется, прило у нас. Прежде всего мы открыли ступая к его организации, следует прасвой лицевой счет в банке, поставив тавильно определить задачи и даже геоким образом весь приход и расход деграфическое расположение. Надо стараться разместить его так, чтобы он нанежных средств под строгий контроль; деньги мы расходуем в точном соответходился невдалеке от тех путей, котоствии со сметой, а это обстоятельство в рые связывают местожительство будусвою очередь заставляет подходить к щих курсантов с предприятиями, где составлению ее с большей ответственони работают, учебными заведениями ностью, планировать работу с перспеки т. п. М ы , например, в немалой степетивой, с заботой о будущем. ни свои успехи в комплектации групп До 40 процентов средств расходуетотносим на счет удачного расположения ся, как правило, на укрепление и расклуба в привокзальном районе города. ширение материально-технической баМногие из тех, кто трудится на предзы. В распоряжении клуба сейчас шесть приятиях города и занимается в его грузовых и один легковой автомобиль, учебных заведениях, живут в предтринадцать дорожных и спортивных мо ­ местьях Харькова. Для них посещение тоциклов. наших занятий не связано с лишними Еще раз хочется подчеркнуть, что затратами времени, а это имеет немалобез настоящего размаха технической важное значение. пропаганды и высокого качества обучеК реальным возможностям будущих ния невозможно добиться самоокупаечленов клуба надо приблизить и оргамости и работать рентабельно. В то же низацию учебной работы. Нередко привремя и масштабы и уровень учебы начиной пропуска занятий или прекращеходятся в прямой зависимости от сония учебы для людей, овладевающих стояния материально-технической базы профессией водителя без отрыва от клуба. И здесь инициатива находит до ­ производства, является их сменная раполнительные возможности. Вот пример. бота на предприятии. Целый ряд трудШесть учебных автомобилей, которыми ностей при этом возникает иу преподарасполагает клуб, определяют наш вателей. М ы решили построить учебу «потолок» — восемь учебных групп в таким образом, чтобы не ставить занягод (три автомобиля на каждые две тия курсанта в зависимость от того, в группы). Однако мы ежегодно выпук акую смену он работает на предприяскаем на четыре-пять групп больше. тии в тот или иной день, неделю. И Каким образом? Ведем подготовку спеделаем это так: каждый новый набор циалистов по договорам с другими ор ­ курсантов ведем в две группы — дневганизациями на их материальной базе. ную и вечернюю. Они начинают занятия Теоретические занятия остаются за наодновременно и проходят программу шими преподавателями, а инструкторов подготовки одним темпом, ведут заняи машины для практической езды вытия в них одни и те же преподаватели деляет организация, с которой заклюи инструкторы. Смысл такой организачен договор. ции заключается втом , что курсанты Кроме непосредственной подготовки имеют возможность посещать занятия специалистов, мы практикуем различлюбой из групп в зависимости от своей ные техминимумы по автомобилю имо ­ занятости на предприятии. Применитоциклу. Такие техминимумы клуб протельно к этому составляются и недельводил со студентами Харьковского уни1*ачнем с цифр, которые позволят читателям сразу представить объем работы нашего самодеятельного спортивно-технического клуба. В минувшем го ­ ду здесь подготовлено более 300 шоферов и около 500 мотоциклистов. В нынешнем мы подошли к этим показателям ужев середине года. По размерам учебной работы с нами может соперничать, пожалуй, не всякая автошкола или даже штатный автомотоклуб. Понятно, чем больше людей мы обучаем, тем больше получаем средств, тем легче решать вопросы материального обеспечения учебного процесса. Вот еще одна цифра: в этом году денежные поступления клуба составят около 50 тысяч рублей.верситета, учащимися 73-й средней школы, технического училища строителей. В общем, надо расширять сферу нашей работы, постоянно искать и совершенствовать формы ее. И конечно, разумно, по-хозяйски использовать имеющуюся у нас технику. Выполнение в процессе учебы перевозок народнохозяйственных грузов, промышленных и продовольственных товаров при умелой организации и строгом контроле может создать хорошие возможности для развития не только технической подготовки, но и спортивной работы. Нужны строгий технический контроль и учет. М ы , например, на каждый автомобиль ведем карточку и график его технического обслуживания. Часть средств отчисляем на создание оборотного ремонтного фонда. Сейчас клуб имеет в запасе три двигателя, коробку передач, другие агрегаты и приборы. Уверены, что большинство самодеятельных организаций ДОСААФ успешно решает вопросы самоокупаемости и рентабельности нашей работы. К сожалению, не всегда накопленный ими опыт становится достоянием многих. Поэтому хотелось бы, чтобы наше небольшое выступление рассматривалось как предложение широко обсудить на страницах журнала, как обогатить содержание, повысить качество подготовки технических специалистов.СЛЕТ мототуристовто может быть лучше путешествия на мотоцикле или автомобиле во время отпуска! Тысячи километров за месяц, неповторимые пейзажи, новые места, новые люди! Со стороны может показаться, что туризм на мотоцикле или автомобиле — это необычайно легкое и приятное дело. Приятное? Да! Легкое? Нет! Скажем, водить мотоцикл по горным дорогам значительно труднее, чем на равнине. Крутые подъемы и спуски, резкие повороты требуют от водителя опыта, техники, предельной собранности и внимания. Недавно в Москве в ЦПКиО имени А. М. Горького проводился общегородской слет туристов, в котором приняли участие мотоциклисты и автомобилисты (фото внизу). Сильный дождь не испортил праздника, не нарушил стройных рядов автомобилей и мотоциклов, двигавшихся по Большому массовому полю, и даже не прогнал зрителей, укрывшихся под деревьями. Внимание их привлекли соревнования по медленной езде, требующие от участников большого умения и выдержки. Победы здесь добился 26-летний радиомонтажник из г. Жуковского Московской области Юрий Николаев (фото вверху).Ч3