9 СЕНТЯБРЯ-20 ЛЕТ СО ДНЯ СВЕРЖЕНИЯ ФАШИСТСКОЙ ДИКТАТУРЫ В БОЛГАРИИ. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК БОЛГАРСКОГО НАРОДА-ДЕНЬ СВОБОДЫ.ороги, дороги... Сколько по ним было изъезжено в грозовые годы войны! Сколько городов и поселков лежало на пути, сколько людей повстречалось! Я перелистываю свой фронтовой дневник, и в памяти всплывают сентябрьские дни 1944 года, когда войска 3-го Украинского фронта вступили на болгарскую землю. Нелегок был путь к Балканам.ЛВСТРАНЕМножество огненных верст надо было преодолеть. Но уже в первые часы нахождения на земле Болгарии наши воины убедились, что мы пришли в страну друзей. Народ Болгарии встречал советских солдат, как своих освободителей — с цветами и улыбками. «Добре дош!» — этот приветственный лозунг развевался повсюду — на дорогах, на улицах городов и селений, выражая чувства искренней дружбы к нашей стране, к нашему народу. Одним из первых а Софию был направлен 939-й стрелковый полк. Для его переброски командование выделило 4-й батальон 15-го автомобильного полка. Личный состав стрелковой части погрузился в машины, и автоколонна выступила. Машины двинулись через Рашкинский перевал Балканских гор . Хотя у шоферов автобатальона уже был за плечами немалый опыт вождения машин по фронтовым дорогам, в том числе и по горным, этот марш дался им нелегко. Путь через Балканы изобиловал крутыми подъемами и не менее кру ­ тыми спусками, ширина дороги была нео динакова — то она увеличивалась, то неожиданно уменьшалась так, что едва можно было проехать. Я уже не говорю о том, что дорога все время петляла, а радиус поворотов был невелик. За двое суток почти без отдыха автоколонна преодолела более 500 километров горных дорог. На марше делались небольшие остановки для проверки машин, для разминки и питания. В указанный район — западнее Софии — полк прибыл в точно назначенное время. Население болгарской столицы тепло встретило советских воинов. А через некоторое время на площади у памятника русским освободителям Болгарии от турецкого ига уже стояла белокурая девушка в военной гимнастерке и четко регулировала флажками уличное движение. Это была младший сержант 30-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона 37-й армии Тоня Московкина. Ей было всего лишь 17 лет, когда она в мае 1943 года добилась в военкомате, чтобы ее взяли в армию и послали на фронт. Со своим батальоном Московкина прошла путь от Краснодара черезюг Украины, Румынию и вот теперь регулирует движение в освобожденной болгарской столице. А на тротуарах стоят улыбающиеся люди, показывают на Тоню игромко произносят: «Мамиче войник» — «девушка-солдат». А эта самая «мамиче войник» работала с таким задором и четкостью, что ей мог позавидовать любой бывалый боец. Как и тысячи других советских девушек-военнослужащих, Тоня прошла фронтовыми дорогами до полной победы. Теперь Антонина Вострикова успешно заканчивает учебу в Академии общественных наук при ЦК КПСС. Но вернемся на дороги Болгарии. Сложность их потребовала от руководителей автослужбы очень тщательной подготовки к маршам. Особенно хорошо дело было налажено в частях и подразделениях 37-й армии. Автомобили здесь были оборудованы горными тормозами, снабжены тросами, жесткими буксирами и т. д. Нелегко было готовить водителей к горным маршам. У одних сдавали нервы на крутых, опасных поворотах, у других на высоких перевалах от недостатка кислорода появлялась «горная бо ­ лезнь», у третьих при виде крутых спусков и обрывов начинала кружиться го ­ лова. Стали думать, как быть. И решили — наиболее крутые перевалы проходить на первых порах только в темное время, когда не видны были зияющие сбоку пропасти и крутые обрывы. Это была вынужденная мера. К ней прибегли для того, чтобы водители постепенно привыкли к обстановке. Вскоре они освоились с горными кручами. ...Красивой была та памятная осень. Болгария утопала в зелени, в цветах. Особенно красочно выглядели деревни. Наши воины быстро находили общий язык с болгарами. Там, где недоставало слов, на помощь приходили жесты. Трудящиеся Болгарии свергли антинародное, реакционное правительство, власть перешла в руки народа. Был создан Отечественный фронт, объединивший во главе с коммунистической партией все антифашистские силы. В стране стала формироваться новая армия, которая вступила в вооруженную борьбу с фашизмом. Для оснащения боевых болгарских частей понадобилось значительное количество автотранспорта. По решению Военного Совета фронта все автомобили, захваченные у гитлеровцев, а также часть автомобилей из наших фронтовых резервов были переданы молодой Народной армии Болгарии. В боях, завершавших разгром фашистской Германии, болгарские воины сражались плечом к плечу с Советской Армией. Борьба против общего врага прочно скрепила дружбу наших братских народов. Этой дружбе жить в веках, Г. БЕЛКОВ, полковник в отставке, бывший командир 15-го автомобильного полка.ероятно, многие советские воиI ны — те кто в составе 3-го Украинского фронта освобождал Болгарию, не забыли и пыльные узкие до ­ роги, и волов, запряженных в скрипучие повозки, — пожалуй, самый примечательный дорожный пейзаж тех лет. Да, вол и телега были чуть ли не единственным средством передвижения и перевозки грузов, оставшимся после фашистского хозяйничания в нашей стра-ВСДЕЛАНОЛ е так давно мало кто верил, что шЩ Болгария сможет выпускать свои тт мотоциклы. Но в 1956 году из ворот завода в городе Ловеч вышел первый болгарский мотоцикл «Балкан». Двигатель к нему выпускал софийский завод. А уже в 1959 году появилась новая модель, выполненная на хорошем техническом уровне, красивая и — главное — дешевая. «Балкан» стал массовым транспортным средством и для работы и для прогулок. Мотоцикл непрерывно совершенствуется. Вот его сегодняшние показатели. Двигатель — одноцилиндровый, двухтактный, иороткоходный (диаметр цилиндра — 70 мм, ход поршня — 64 мм), рабочим объемом 247,3 смз. Степень сжатия 6,5 позволяет применять низкооктановый бензин и делает двигатель неприхотливым к смазочным материалам. Мощность достигает 12 л. с. при 4800 об/мин. Зажигание — динамо-батарейное. Крутящий момент от двигателя к сцеплению передается цепью. Переключение четырехступенчатой коробки передач осуществляется ножным рычагом. Сцепление — многодисковое, рабоиСерийный мотоцикл «Валкан-2508