9 СЕНТЯБРЯ-20 ЛЕТ СО ДНЯ СВЕРЖЕНИЯ ФАШИСТСКОЙ ДИКТАТУРЫ В БОЛГАРИИ. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК БОЛГАРСКОГО НАРОДА-ДЕНЬ СВОБОДЫ.ороги, дороги... Сколько по ним было изъезжено в грозовые годы войны! Сколько городов и поселков лежало на пути, сколько людей повстречалось! Я перелистываю свой фронтовой дневник, и в памяти всплывают сентябрьские дни 1944 года, когда войска 3-го Украинского фронта вступили на болгарскую землю. Нелегок был путь к Балканам.ЛВСТРАНЕМножество огненных верст надо было преодолеть. Но уже в первые часы нахождения на земле Болгарии наши воины убедились, что мы пришли в страну друзей. Народ Болгарии встречал советских солдат, как своих освободителей — с цветами и улыбками. «Добре дош!» — этот приветственный лозунг развевался повсюду — на дорогах, на улицах городов и селений, выражая чувства искренней дружбы к нашей стране, к нашему народу. Одним из первых а Софию был направлен 939-й стрелковый полк. Для его переброски командование выделило 4-й батальон 15-го автомобильного полка. Личный состав стрелковой части погрузился в машины, и автоколонна выступила. Машины двинулись через Рашкинский перевал Балканских гор . Хотя у шоферов автобатальона уже был за плечами немалый опыт вождения машин по фронтовым дорогам, в том числе и по горным, этот марш дался им нелегко. Путь через Балканы изобиловал крутыми подъемами и не менее кру ­ тыми спусками, ширина дороги была нео динакова — то она увеличивалась, то неожиданно уменьшалась так, что едва можно было проехать. Я уже не говорю о том, что дорога все время петляла, а радиус поворотов был невелик. За двое суток почти без отдыха автоколонна преодолела более 500 километров горных дорог. На марше делались небольшие остановки для проверки машин, для разминки и питания. В указанный район — западнее Софии — полк прибыл в точно назначенное время. Население болгарской столицы тепло встретило советских воинов. А через некоторое время на площади у памятника русским освободителям Болгарии от турецкого ига уже стояла белокурая девушка в военной гимнастерке и четко регулировала флажками уличное движение. Это была младший сержант 30-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона 37-й армии Тоня Московкина. Ей было всего лишь 17 лет, когда она в мае 1943 года добилась в военкомате, чтобы ее взяли в армию и послали на фронт. Со своим батальоном Московкина прошла путь от Краснодара черезюг Украины, Румынию и вот теперь регулирует движение в освобожденной болгарской столице. А на тротуарах стоят улыбающиеся люди, показывают на Тоню игромко произносят: «Мамиче войник» — «девушка-солдат». А эта самая «мамиче войник» работала с таким задором и четкостью, что ей мог позавидовать любой бывалый боец. Как и тысячи других советских девушек-военнослужащих, Тоня прошла фронтовыми дорогами до полной победы. Теперь Антонина Вострикова успешно заканчивает учебу в Академии общественных наук при ЦК КПСС. Но вернемся на дороги Болгарии. Сложность их потребовала от руководителей автослужбы очень тщательной подготовки к маршам. Особенно хорошо дело было налажено в частях и подразделениях 37-й армии. Автомобили здесь были оборудованы горными тормозами, снабжены тросами, жесткими буксирами и т. д. Нелегко было готовить водителей к горным маршам. У одних сдавали нервы на крутых, опасных поворотах, у других на высоких перевалах от недостатка кислорода появлялась «горная бо ­ лезнь», у третьих при виде крутых спусков и обрывов начинала кружиться го ­ лова. Стали думать, как быть. И решили — наиболее крутые перевалы проходить на первых порах только в темное время, когда не видны были зияющие сбоку пропасти и крутые обрывы. Это была вынужденная мера. К ней прибегли для того, чтобы водители постепенно привыкли к обстановке. Вскоре они освоились с горными кручами. ...Красивой была та памятная осень. Болгария утопала в зелени, в цветах. Особенно красочно выглядели деревни. Наши воины быстро находили общий язык с болгарами. Там, где недоставало слов, на помощь приходили жесты. Трудящиеся Болгарии свергли антинародное, реакционное правительство, власть перешла в руки народа. Был создан Отечественный фронт, объединивший во главе с коммунистической партией все антифашистские силы. В стране стала формироваться новая армия, которая вступила в вооруженную борьбу с фашизмом. Для оснащения боевых болгарских частей понадобилось значительное количество автотранспорта. По решению Военного Совета фронта все автомобили, захваченные у гитлеровцев, а также часть автомобилей из наших фронтовых резервов были переданы молодой Народной армии Болгарии. В боях, завершавших разгром фашистской Германии, болгарские воины сражались плечом к плечу с Советской Армией. Борьба против общего врага прочно скрепила дружбу наших братских народов. Этой дружбе жить в веках, Г. БЕЛКОВ, полковник в отставке, бывший командир 15-го автомобильного полка.ероятно, многие советские воиI ны — те кто в составе 3-го Украинского фронта освобождал Болгарию, не забыли и пыльные узкие до ­ роги, и волов, запряженных в скрипучие повозки, — пожалуй, самый примечательный дорожный пейзаж тех лет. Да, вол и телега были чуть ли не единственным средством передвижения и перевозки грузов, оставшимся после фашистского хозяйничания в нашей стра-ВСДЕЛАНОЛ е так давно мало кто верил, что шЩ Болгария сможет выпускать свои тт мотоциклы. Но в 1956 году из ворот завода в городе Ловеч вышел первый болгарский мотоцикл «Балкан». Двигатель к нему выпускал софийский завод. А уже в 1959 году появилась новая модель, выполненная на хорошем техническом уровне, красивая и — главное — дешевая. «Балкан» стал массовым транспортным средством и для работы и для прогулок. Мотоцикл непрерывно совершенствуется. Вот его сегодняшние показатели. Двигатель — одноцилиндровый, двухтактный, иороткоходный (диаметр цилиндра — 70 мм, ход поршня — 64 мм), рабочим объемом 247,3 смз. Степень сжатия 6,5 позволяет применять низкооктановый бензин и делает двигатель неприхотливым к смазочным материалам. Мощность достигает 12 л. с. при 4800 об/мин. Зажигание — динамо-батарейное. Крутящий момент от двигателя к сцеплению передается цепью. Переключение четырехступенчатой коробки передач осуществляется ножным рычагом. Сцепление — многодисковое, рабоиСерийный мотоцикл «Валкан-2508 не. В тяжеломположении находилось и все народное хозяйство Болгарии. У нас не было своей промышленности. Буквально все — от гвоздей до ткацких станков—приходилось ввозить из-за гра ­ ницы. Историческая победа9 сентября 1944 года, завоеванная спомощью Советскойгоду промышленная продукция возросла по сравнению с 1939 годомв 17 раз . С егоднямыпроизводими вывозим во многие страны современные машиныидругие промышленные товары. В последнее десятилетие реальный доход трудящихся повысился вдвое. Расцвет на ­ ступил для просвещения и культуры.УНАС В ГОСТЯХчают автомототехнику, овладевают техническими специальностями, з анимают ­ ся техническими видами спорта. Основными центрами , г деширокоразверну ­ та техническая пропаганда, являются автомотоклубы — д етищенародной власти. О ни начали основываться 15 лет на ­ зад и быстро завоевали популярность у населения. И не удивительно. Страна испытывала большуюнуждувшоферахи других специалистах. М олодежьпо ­ тянулась в автомотоклубы ДОСО . Число их стало быстро расти. Если в 1954 году было 13 клубов, то сейчас более 320. Партия и правительство Болгарии высоко оценили роль автомотоклубов в обучении специалистов. К лубам сейчас полностью доверена подготовка шофе ­ ров для народного хозяйства. В них теперь у нас готовятся, к роме шоферов" и мотоциклистов, механизаторы длясе ­ ла, мотористы идругие специалисты.. Н арядус учебной работой в автомотоклубах ДОСО организуются соревнования, авто- и мотопоходы, собрания иве ­ чера шоферови мотоциклистов. Клубы находятся на хозяйственном расчете. Н емалоу нас и самодеятельных спор ­ тивно-технических клубов во многих се ­ лах и на предприятиях. И меннов автомотоклубах куются кад ­ ры наших мотоспортсменов, число има ­ стерство которых год от года растет. Улучшается и спортивная база. Благода-НА КРЫЛЬЯХ СВОБОДЫ И БРАТСКОЙ ДРУЖБЫСтоян ПЕТРОВ, главный редактор журнала«Авто-мото». . О дновременнос индустриализацией, гигантским строительством имеханиза ­ цией сельского хозяйства быстро раз ­ вивается и общественный автотранспорт. П о вновь проложенным , р еконструиро ­ ванным и асфальтированным дорогам движутся сотни тысяч автомобилей и мотоциклов. Сейчас вы не встретите в стране ни одного населенного пункта, ч ерез который не проходил бы автобусный маршрут . С повышением материального благосостояния трудящихся автомобили имо ­ тоциклы стали массовым средством личн ого транспорта. Сотни тысяч болгарских граждан используют их для поез ­ д ок , отдыха и туризма. Т рудящиеся Болгарии, особенно мо ­ л одежь , с большой настойчивостью изу -• На мотозаводе V3 - Балканv г. Ловеч. А рмии , сняла оковы фашистской тирании и империалистического рабства и открыла трудящимся Болгарии путь к социализму, П одруководством Болгарской комму ­ нистической партии запрошедшиедва десятилетия наша родина изменила свой облик. Н етивпомине бедности и отсталости, к акие испытывал нашнародв капиталистической Болгарии. Страна стала на рельсы индустриализации. К 1963pиагсгсгадеиэгггздщ^до'деюаа»'^В БОЛГАРИИ*т тающеев масле. Двигатель, коробка передач, сцепление и первичная передача изготовлены в одном блоке. Мотоцикл имеет однотрубную раму. Передняя вилка — телескопическая, с большим ходом — 130 мм, а задняя подвеска выполнена в виде качающейся вилки сшироким шарниром и гидравлическими амортизаторами, которые имеют ход 80 мм. Колеса снабжены покрышка ­ ми размером 18 дюймов и надежными тормозами с барабаном большого диаметра. Мотоцикл в полном комплекте и заправленном состоянии (15 литров топлива) весит 150 кг , столько же составляет полезная нагрузка. П ри скоростях от 50 до 60 км/час расход топлива достигает 3,3—3,5 литра на 100 км пробега. Максимальная скорость мотоцикла — свыше 105 км/час. В скором времени намечается небольшое изменение конструкции : будут установлены новые выхлопная труба и воздухоочиститель. В итоге мощность повысится до 13 л. с. при 4900 — 5 000 об/мин, удлинится межремонтный пробег двигателя иуменьшитсяшумпри работе. Заводы Болгарии изготовляют специКроссовый мотоцикл «Балкан-250»Педали заменены неподвижными ступеньками, а для пуска двигателя служит кик-стартер. Значительно повышены показатели двигателя. П ри прежнем рабочем объеме — 49,7 смЗ — мощность увеличена альные мотоциклы для кроссов, многос 2,3 до 3 л. с , и мопед развивает скодневных соревнований и для шоссейных рость до 60 км/час (с водителем и пасгонок. Сегодня у нас считается честью сажиром). От увеличения мощности двисостязаться на спортивных мотоциклах гателя (при техже оборотах коленчато«Балкан». Каковы их показатели? Все го вала) повысился расход топлива — с они снабжены одноцилиндровыми двух1,7 до 1,9—2,0 литра на 100 километров тактными двигателями рабочим объемом 175 смз, 250 смз и 350 смЗ, На всех пути. Но все-таки это немного для та ­ кого типа машины. модификациях используется блок-карКонструкторы завода, выпускающего тер, сцепление, первичная передача и двигатели мопеда, считают, что мощность коробка передач серийного двигателя. последней модели не предел. Сейчас разЦилиндры снабжены большими алюмирабатывается новый, е ще более форсиниевыми ребрами охлаждения. Двигатерованный двигатель, мощностью 4,2 — ли развивают максимальную мощность 4,5 л. с. при 6000 об/мин: модель 175 смз — свыше 16 л. с , модель 250см3 — свыше В честь двадцатилетия социалистиче21 л. с. и модель 350 смз — с выше 26 л. с. ской революции в Болгарии, заводы гоРамы всех модификаций изготовляются товят приятный сюрприз для мотолюиз тонкостенных труб специальной стабителей. Скоро на дороги выйдут новые ли. Кроссовый мотоцикл класса 250 см* м ашины — современные, элегантные, (незаправленный) весит 105 кг . Гоночлегкие и высокоскоростные. Т аким буные мотоциклы еще легче, и их двидет «Балкан-175». гатели имеют большие мощности при Двадцать лет назад благодаря Советболее высоких оборотах. В целом спорской Армии — армии-освободительнице тивная модель «Балкан» — вполне содля нас открылась новая эра. Сегодня временный, мощный, л егкий , устойчиБолгария — страна с всесторонне развый мотоцикл. На нем наши спортсмевитой промышленностью. Н аши мото* ны достигли немало успехов за рубец иклыэкспортируютсяв Турцию, Грежом. В 1960 году в Эрфурте (ГДР) в чецию, Сирию. Д аже по небольшой отрастырехдневных соревнованиях болгарские ли промышленности — мотоцинлостроемотоциклы зарекомендовали себя с сан ию — м ожно видеть, к аких успехов мой лучшей стороны. Н аши спортсмены добился болгарский народ. опередили команды многих известных фирм и закончили соревнование без штрафных очков. Мопед «Балкан-50». Непрерывное совершенствование мотоциклов является гарантией успехов наших спортсменов. Именно по этому пути идут коллективы обоих заводов. В 1964 году началось производство новой, улучшенной модели «Балкан-50». Конструкторы подумали об удобствах водителя ипассажира . Седло теперь делается длиннее и шире. Изменился размер шин (23X2,5); сейчас они лучше воспринимают все неровности дороги. В. МАРИНОВ.ВЗМВЩШПЕввВПВвВмЯвкВкх\гг2. «За рулем» № 9 .