Генерал-лейтенант В. ФИЛИППОВ, председатель Спортивного Комитета Министерства обороны СССР ооруженные силы страны Советов празднуют свою сорок седьмую годовщину. Немало трудных военных дорог прошли наши воины. В четырехлетней битве с гитлеровскими захватчиками они выдержали самые тяжкие испытания и наголову разгромили фашистские полчища. Неоценимый вклад в победу над врагом внесли наши герои-танкисты, повергавшие в бегство вражеские полки и дивизии. Вспомним бесстрашных шоферов, под непрерывной бомбардировкой доставлявших на фронт подкрепления и боеприпасы. Вспомним разведчиков-мотоциклистов, совершавших дерзкие рейды в тыл врага! Среди тех, кто водил боевые машины, были и автомотоспортсмены. Им доверялось выполнение самых сложных задач, где требовались не только отвага и мужество, но и подлинное водительское искусство, безупречное знание машины. Военный мотоциклист-спортсмен С. Сергеев первым открывал и осваивал в октябре 1942 года легендарную ледовую трассу, спасшую жизнь сотням тысяч людей в осажденном Ленинграде (сейчас заслуженный тренер СССР, мастер спорта С. Сергеев — тренер мотосекции Ленинградского спортивного клуба Армии). В славном партизанском отряде Д. Н. Медведева сражался мотоспортсмен В. Ермолин. Чемпион страны по мотоспорту Е. Грингаут командовал мотоциклетным отрядом связистов. Во взводе подвижных средств связи мотострелковой бригады особого назначения воевали известные гонщики—Ю. Король, В. Дробицкий, Р. Губайдулин, В. Мараити, А. Неппель, П. Разживин и другие. За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, многие автомотоспортсмены были награждены орденами и медалями. Без малого двадцать лет отделяют нас от победоносной весны сорок пятого года. Там, где гремели бои, сейчас колосятся нивы, возвышаются корпуса новых заводов и фабрик. Мир и труд нашего народа надежно охраняет Советская Армия, оснащенная самыми совершенными видами боевой техники. Революция в военном деле, связанная с появлением ракетного и реактивного оружия, повлекла за собой полную механизацию и моторизацию наших войск. Автомобиль из транспортного средства, каким он был в годы войны, превратился теперь в основное средство передвижения и механической тяги. Это неизмеримо повысило требования к военному водителю. Ему доверена сложная автомобильная техника, и чтобы умело управлять ею, нужно обладать большими знаниями и водительскими навыками, трудолюбием и настойчивостью. Все эти качества воспитывают занятия автомобильным и мотоциклетным спортом, которые являются составной частью системы спортивной подготовки в Советской Армии. К числу обязательных элементов военного многоборья относится мастерство вождения автомобиля. В этих массовых армейских соревнованиях, где проверяется физическая, военная и техническая подготовка, участвуют многие тысячи бойцов и офицеров.ВАВТОМОТОСПОРТ В СОВЕТСКОЙ А Р. М ИИ .Среди водителей весьма популярен автомобильный кросс. Правда, надо оговориться: эти соревнования не похожи на те, что несколько лет назад проводились повсюду под вывеской «автокросса», когда проверялось не столько умение водить автомобиль в трудных дорожных условиях, сколько прочность машин при преодолении нарочито усложненных препятствий. Армейские автокроссы проводятся на трассах, где каждый водитель может показать мастерство вождения автомобиля по пересеченной местности, не рискуя повредить машину. Приходится лишь сожалеть, что новое в организации автомобильных кроссов медленно пробивает дорогу в жизнь. Свидетельство тому — отсутствие во всесоюзном календаре первенства страны по кроссу на грузовых автомобилях. Большое распространение в Советской Армии получил мотоциклетный спорт. И хотя мотоциклу в современных войсках отводится скромная роль, мотоспорт попрежнему остается одним из основных военно-прикладных армейских видов спорта. Он расширяет технический кругозор, приучает обращаться «на ты» с двигателями и другими агрегатами машин и, что не менее важно, вырабатывает смелость и волю. Во многих частях и соединениях проходят состязания по мотокроссу. Во всех окружных спортивных клубах армии созданы мотосекции, идет постоянная учебная и тренировочная работа. Массовое развитие мотоспорта в округах — это база, которая дает возможность растить в армии спортсменов, владеющих арсеналом современных технических и тактических приемов езды. Об успехах армейского мотоспорта говорят такие цифры: в 1964 году на первенствах страны мотогонщики Советской Армии завоевали 14 золотых, в серебряных и 17 бронзовых медалей. Это намного больше, чем в 1963 году. Столь заметные успехи пришли, естественно, не сами по себе. Им предшествовал кропотливый труд тренеров, механиков и самих спортсменов. Особо хочется отметить сравнительно молодую мотосекцию спортклуба Группы советских войск в Германии (старший тренер — мастер спорта Е. Субботин). Чемпион 1964 года по мотокроссу в классе 125 см» Л. Черный и бронзовый призер в этом же классе Г. Жданов, чемпионы в классе мотоциклов с колясками (350 см») A. Раутенфельд и А. Портнягин, чемпион по кольцевым гонкам Л. Скряга (50 смз) и победители первенства СССР по многодневным соревнованиям на мотоциклах с колясками Ю. Соколов и B. Дрожжин — все они члены этого спортклуба. Большого успеха добились мотоциклисты рижского СКА (старший тренермастер спорта А. Леонов). Они победили в клубном зачете на первенстве СССР по мотокроссу, а представитель клуба Э. Кирсис стал чемпионом страны по мотоциклетному многоборью. До последнего времени в армии развивалось в основном два вида мотоспорта — кросс и шоссейно-кольцевые гонки. Теперь же некоторые клубы расширяют рамки своей деятельности и пробуют силы в трековых соревнованиях — на гаревой, ледяной дорожках, и, надо сказать, небезуспешно. Армейцы Львова (тренер — мастер спорта В. Бондарчук) выиграли командный чемпионат страны 1963 года в гонках по гаревой дорожке, а СКА Хабаровска (тренер — мастер спорта В. Дудко) впервые вписал имена спортсменов армии в список победителей первенства по мотогонкам на льду. С. Тебнев стал чемпионом страны 1964 года в классе 350 смз, а его одноклубник Н. Сидоров — бронзовым призером. Отмечая достижения армейских мотоциклистов, мы, конечно, должны назвать команду ЦСКА — эту главную кузницу кадров спортсменов высокой квалификации (тренер — заслуженный тренер СССР Г. Фомин). Читателям журнала хорошо знакомы имена воспитанников этой команды — ветеранов, заслуженных мастеров спорта офицеров Н. Севостьянова, Н. Соколова и совсем еще молодых спортсменов, таких, как двукратный чемпион СССР 1964 года призер первенства мира В. Арбеков. Спортсмены ЦСКА в прошлом году завоевали пять чемпионских званий — три в шоссейно-кольцевых гонках и два в кроссе. Армейские гонщики достойно защищают флаг советского спорта за рубежом. Мы можем гордиться тем, что в прошлом году чемпионами спартакиады дружественных армий по мотокроссу впервые стали советские спортсмены И. Григорьев и Н. Соколов. В десятку сильнейших кроссменов мира в классе 250 см' входят три советских гонщика—представители армейских клубов. В команде СССР, завоевавшей звание вице-чемпиона мира по гаревым гонкам, успешно выступал мотоциклист львовского СКА Г. Куриленко, а заслуженный мастер спорта В. Пылаев завоевал золотую медаль на шестидневных соревнованиях ФИМ. Нас радуют успехи армейских авто- и мотоспортсменов на крупнейших соревнованиях в стране и за рубежом, рост рядов спортсменов, потому что автомотоспорт помогает воспитывать воинов сильных духом, отважных и мужественных, в совершенстве знающих боевуютехнику.7