Знакомьтесь о военной техникойЧитатели журнал* «За рулем» — молодой шофер из Ташкента А. Ахундов, автослесарь из Воронежа Н. Гордеев, группа курсантов одного из автомотоклубов ДОСААФ Ленинграда — просят рассказать о колесной технике Советской Армии. Статьей «Колесные бронетранспортеры» мы открываем раздел «Знакомьтесь с военной техникой».ж * в годы второй мировой войны возникла острая потребность в создании таких боевых машин для перевозки пехоты, которые не только сочетали бы высокую маневренность и проходимость, но и надежно защищали солдат от огня противника, а при необходимости могли вести бой. Такой машиной явился бронетранспортер. В условиях ракетно-ядерной войны, когда от всех родов войск требуются еще более высокая маневренность и стремительность действий, роль такого рода автотехники значительно возрастает. Бронетранспортеры предназначаются для ведения разведки, охранения частой на марше, службы патрулирования и связи. Они могут быть попользованы для буксировки орудий и минометов, доставки грузов прямо на передовые позиции, для технической и санитарной эвакуации. На вооружении Советской Армии находятся бронетранспортеры, собранные как на колесном, так и на гусеничном шасси, некоторые из них способны преодолевать на плаву водные преграды. В этой статье речь пойдет только о колесных бронетранспортерах. В зависимости от числа осей они делятся на двухосные, трехосные м четырехосные. Причем для уверенного движения по бездорожью, в болотисто-лесистой местности ив других трудных условиях все оси, как правило, выполняются ведущими. Колесные бронетранспортеры «деланы на базе агрегатов наших грузовых автомобилей. О них особо говорить не приходится. Но есть и специальные устройства: броневой корпус, вооружение, средства связи и другие. Рассмотрим трехосный отечественный колесный броне-УВверху; бронетранспортеры на учениях.Фото Е. Марченко.Общий вид бронетранспортера ВТР-40: 1—крышка лобовых люков; 2 — окна воздухопритока: 3крышка люка лебедки; 4 — окно воздухоотвода; 5 — боковая дверь.транспортер БТР-152. Он изготовлен на базе трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости. Корпус бронетранспортера несущий, он служит основанием, на котором крепятся все агрегаты и механизмы. Имеет три отделения: силовой установки, управления и боевое (десантное). Корпус может быть открытым или закрытым (с крышей). В корпусе имеются три дверцы: две боковые в отделении управления и одна — в кормовой части для входа и выхода десанта. в силовом отделении размещен двигатель ЗИЛ-123 мощностью 110 л. с, приборы электрооборудования, водяной и масляный радиаторы, пусковой подогреватель и компрессор. В отделении управления размещены органы управления бронетранспортером, приборы наблюдения со стеклами триплекс, контрольно-измерительные приборы, радиостанция, аккумуляторные батареи (6-СТЭН-140М). В трансмиссию бронетранспортера входит двухдисковое сухое сцепление, пятиступенчатая шестеренчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка с лебедкой включения переднего моста, . Тормозная система бронетранспортера состоит из двух тормозных устройств, действующих независимо: ножного тормоза с пневматическим приводом на все колеса и ручного с механическим приводом, действующего на трансмиссию. Колеса передние и задние — одинарные, съемные, взаимозаменяемые. Для улучшения проходимости по мягким грунтам, снегу и песку бронетранспортер оборудован централизованной системой накачки шин, позволяющей водителю во время движения уменьшить или увеличить давление в шинах в зависимости от характера местности. Нормальное давление в шинах равно 3 кг/см а . Минимально допустимое — 0,5 кг/см8;. при таком давлении скорость движения должна быть не более 10 «м/час. Боевое (десантное) отделение расположено за отделением управления, в нем размещаются 17 человек десанта, пулемет, укладка боекомплекта, бензобаки, огнетушитель (ОУ2), ЗИП и другое оборудование. Бронетранспортер имеет отопитель отделения управления и десантного отделения. Радиатор отопителя включен в систему охлаждения двигателя. Холодный воздух при помощи осевого вентилятора проходит через радиатор отопителя и, нагреваясь, поступает в отделение управления и десантное отделение.8