ооости СОВЕТСКОЙ ТЕМНИКИо в ыйДВИГАТЕЛЬзавода„Вайрасвигатель Ш-50 производства Шяуляйского велосипедно-моторного завода «Вайрас», устанавливаемый на мопед «Рига-1», хорошо известен мотолюбителям. Его положительные качества —• малый вес, небольшой расход топлива, простота обслуживания. Но двигатель имеет некоторые недостатки. К ним относятся: малая мощность, быстрый износ кривошипно-поршневой группы, ненадежная муфта сцепления, неэффективное глушение шума выхлопа и всасывания. Отсюда законные нарекания со стороны покупателей. В связи с этим конструкторы завода создали на базе двигателя Ш-50 новый мотор—Ш-51, который с января 1965 года пошел в серийное производство. У этого двигателя максимальная мощность повышена до 1,8 л. с. ДостигнутоДР ис . 1. Крепление нажимного диска: а — старая конструкция; б — новая конструкция: 1 — нажимный диск; 2 — палец; 3 — пружинное кольцо. Р ис . 2. Новая конструкция глушителя.это улучшением продувки и наполнения цилиндра горючей смесью, повышением степени сжатия, улучшением охлаждения двигателя (цилиндр и головка цилиндра с более развитым оребрением). Износостойкость двигателя зависит от степени очистки воздуха. Сетчатый фильтр двигателя Ш-50 плохо отвечал своему назначению: пропускал до 50 процентов содержащейся в воздухе пыли. На двигатель Ш-51 установлен воздухофильтр с бумажным фильтрующим элементом, объединенный с глушителем шума всасывания. Новый фильтр задерживает до 99 процентов пыли, увеличивая износостойкость цилиндро-поршневой группы примерно на 20 процентов. В течение 1965 года будут проведены опыты по хромированию поршневых колец. hAb\ надеемся, что введение этого технологического процесса также благотворно скажется на долговечности двигателя. Для повышения надежности усовершенствовано крепление нажимного диска (рис. 1, б) муфты сцепления и усилена пружина. Разработан новый глушитель шума выхлопа (рис. 2), который с глушителем шума всасывания снизит шумность до 78 децибеллов. Он может быть установлен и на Ш-50. Усилено крепление выпускной трубы. Теперь она крепится двумя гайками вместо одной. Двигатель Ш-51 без каких-либо переделок может быть установлен на раме мопеда «Рига-1». Большая часть его деталей (за исключением картера, цилиндра, головки цилиндра, поршня, декомпрессора, выпускной трубы, нажимного и отжимного дисков и пружины сцепления) взаимозаменяемы с деталями двигателя Ш-50. Работа по усовершенствованию двигателя продолжается. В течение нынешне-ПЕРЕНОСНЫЙ контрольный ПРИБОРн выпускается Новгородским заао"дом гаражного электрооборудования и предназначен для проверки контрольно-измерительных приборов автомобилей. Конструкция его позволяет определять техническое состояние указателей температуры жидкости в системе охлаждения, давления масла а системе смазки двигателя, уровня топлива и их датчиков (как одновременно, так и раздельно). Техническая характеристика Пределы измерения тока, а Контролируемая температу ра, град Уровень топлива, замеряе мый в баке Пределы измерения давле ния, кт/см8 Габаритные размеры, мм Вес прибора с принадлеж ностями, кг До 20 или до 50 100о-Н-п1—15 325Х275Х Х160 6,8лучшенения числа оборотов, существенно снижаются пиковые нагрузки трансмиссий. Следует добавить, что, кроме этой коробки, созданной львовчанами севуместно с НАМИ, в институте закончена разработка и идут испытания еще одной, гидромеханической коробки передач с режимом гидрозамедлителя. В этой коробке благодаря возможности включить одновременно две передачи — прямую и понижающую — гидротрансформатор может Йаботать в качестве гидротормоза. рименение коробки обеспечит эффективное торможение и увеличит срок службы колесных тормозов. Модернизация автобуса с появлением гидроусилителя коснулась и рулевого управления. Он в большой степени снизит усилив на рулевом колесе. Гидроусилитель включается автоматически, когда усилие при повороте рулевого колеса превышает 12—15 килограммов.го года максимальная мощность его будет доведена до 2,5—3 л. с , двухступенчатая коробка передач будет заменена трехступенчатой. Это позволит улучшить динамику мопеда и увеличить максимальную скорость до 70—75 км/час. Для удобства водителя педальный привод будет заменен кик-стартером, Сравнительные технические характеристики Рабочий объем Ш-50 Ш-51 цилиндра, емз 49,8 49.8 Диаметр цилиндра, мм 38 38 Ход поршня, мм 44 44 Степень сжатия 7.5 8,6 Максимальная мощность, л. с. (не менее) 1.35 1,8 Топливо — Вензин А-72 с автолом 20: 1 Расход топлива, кг/час 1,05 1 Зажигание От магдино Опережение зажигания, мм до В.М.Т. 2,6—2,0 2,8—3,1 С. МАКАРОВ, А. ПЕТРАУСКАС, инженеры. г. Шяуляй.Прибор ППЩП-531 питается от аккумуляторной батареи напряжением 12 е. Он размещен в металлическом ящике с откидной крышкой. Внутри ящика находятся воздушный насос, контрольный манометр, соединительная муфта спускного вентиля и трубопроводов. Сверху укреплена панель, на которой смонтирована электрическая схема. В качестве контрольного измерительного прибора использован микроамперметр типа М-24 (класс точности 1,0; предел измерения 0—200 мка, внутреннее сопротивление 80 ом). На панели расположены также контактные гнезда для подключения питания и присоединения проверяемых проводов, нагревателя, рукоятки потенциометра и реостата нагрузки; кнопки управления и стакан для нагрева датчиков температуры жидкости. На крышке в специальном кармане зажимами крепятся присоединительные провода, шунт для проверки амперметров и нагреватель жидкости. Внутри имеется градусная шкала для проверки датчиков указателей уровня топлива и контрольная табличка основных данных проверяемых приборов. А. ГОЛУБЕВ, инженер. е. Новгород.Прибор ППЩП-531.13