nopmiiBHbiiiГЛОБУСзачетную дистанцию со средней скоростью 648 км/час. Это достижение стало очередным звеном в длинной цепи абсолютных рекордов, установленных в течение 65 лет. Как же изменялись ракордные скорости? Показатель 100 км/час был превзойден уже в 1899 году, 200 — в 1906 году, 300 — в 1927 году, 400 — в 1932 году, 500 — в 1937 году и 600 км/час — в 1947 году. По мере возрастания скоростей увеличивались трудности в разработке новых быстроходных автомобилей. В первые годы одна из основных проблем заключалась в том, чтобы обеспечить высокую мощность двигателя. Сейчас авиационная техника располагает очень мощными двигателями, и выбор силового агрегата для рекордного автомобиля .стал второстепенной задачей. Гораздо сложнее создать такую конструкцию, которая могла бы устойчиво двигаться на очень высоких скоростях. Кроме того, с ростом скоростей все труднее найти подходящее место для рекордных заездов. При скорости порядка 600 — 700 км/час даже при резком торможении перед остановкой требуется достаточно широкий (на случай непредвиденных отклонений от намеченного направления) прямолинейный ровный участок длиной около 25 км. В последнее время такие участки с большим трудом удавалось найти на высохших соляных озерах. года гонщик Дональд Кемпбелл на авЛ етом прошлого птица»английский томобиле «Синяя преодолелними составит всего лишь около 0,15 секунды. Отсюда легко себе представить, какой ценой достигается сокращение продолжительности рекордного заезда даже на такое небольшое время. Семьдесят английских фирм во главе с «Норрис» участвовали в изготовлении деталей, узлов и агрегатов «Синей птицы». Этот автомобиль отличается внушительными габаритами: длина его —Большой наружный диаметр шин — 1920 мм — позволяет избежать перегрузки протектора центробежными силами, которые с увеличением числа оборотов колес при меньшем диаметре достигли бы недопустимых величин и могли привести к разрушению шин. По тем же соображениям протектор сделан толщиной всего лишь 0,5 мм, хотя это и предопределяет малую долговечность шин.К сверхвысоким скоростям9150 мм, ширина — 2440 мм, высота без хвостового стабилизатора — 1450 мм. Колесная база равна 4120 мм, колея 1675 мм. Вес в ходовом состоянии 4350 кг. В качестве силового агрегата служит авиационная газовая турбина. Агрегат состоит из 12-ступенчатого осевого компрессора, одноступенчатого центробежного компрессора, двухступенчатой турбины-компрессора и двухступенчатой тяговой турбины. Мощность агрегата — Р ис . 1. «Синяя птица». Алюминиевый кузов автомобиля несущий. Система продольных и поперечных панелей придает ему большую жесткость и делит его на ряд отсеков. Все колеса подвешены независимо на поперечных рычагах с шаровыми шарнирами. Тормозная система автомобиля состоит из дисковых тормозов на внутренних концах ведущих валов колес, воздушных тормозов в виде поворотных панелей на хвостовой части кузова и тормозного парашюта. Из вспомогательного оборудования прежде всего следует отметить акселерометр, позволяющий гонщику регулировать ускорение в процессе разгона автомобиля. Показания акселерометра и спидометра проектируются на любое стекло кабины, и гонщик может их видеть, не прерывая наблюдения за дорогой. Автомобиль снабжен телеметрической системой, передающей показания различных контрольных приборов на приемную станцию, откуда оператор по радио может предупредить гонщика о возникновении неполадок в работе механизмов. Возможности «Синей птицы» не исчерпаны. Ее проектная скорость составляет около 800 км /час. Небезынтересно напомнить, что в 1960 году гонщик М. Томпсон (США) на автомобиле с четырьмя поршневыми двигателями общим литражом около 27 ли мощностью 2400 л. с. развил скорость 653 км/час. Достижение это было официально зарегистрировано, хотя и не считается рекордом — заезд состоялся лишь в одном направлении, в то время как по правилам Международной автомобильной федерации рекорд определяется по среднему времени двух заездов в противоположных направлениях (это исключает влияние ветра). До последнего времени технические правила ФИА требовали, чтобы тяговое усилие создавалось не менее чем двумя колесами, и не допускали использования реактивных двигателей. Несмотря на это, недавно появился ряд очень быст-Д. Кемпбелл установил свой рекорд в Австралии. Для заезда была использована полоса длиной 22,5 км и шириной 25 м. специально подготовленная на высохшем озере Эйр. О том, насколько трудно устанавливать абсолютные рекорды, говорят такие факты. Несмотря на неоднократные попытки перекрыть прежнее достижение (634 км/час), оно продержалось 17 лет. На проектирование, изготовление и испытания «Синей птицы» ушло около восьми лет. Стоимость автомобиля составила миллион фунтов стерлингов, а общие расходы по осуществлению рекордного заезда достигли двух миллионов. Если пересчитать новую и прежнюю рекордные скорости на время прохождения минимальной зачетной дистанции —" 1 километра, то разница между4250 л. с. при 11000 об/мин вала- тяговой турбины. Крутящий момент достигает 270 кгм. Топливом служит авиационный керосин: на 100 км расходуется около 190 л. Тяговая турбина соединена трансмиссией как с передними, так ис задними колесами. К каждой паре колес крутящий момент подводится через дифференциал, но межосевого дифференциала нет, так же как нет и механизма сцепления и коробки передач. В приводе передних колес предусмотрена муфта свободного хода. Кузов, как это хорошо видно на рис. 1, имеет обтекаемую форму с плавными очертаниями кожухов, закрывающих колеса. Закрытая кабина гонщика расположена в передней части между кожухами передних колес.ji/rkv>№;tt«?i^%sft*TMr»sv»«A'wi«J««a4*1^^EJCHMKCIПОЛЬСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ПРИЦЕПгосударствентранспорта в часы «пик» использует автобусные прицепы. Хорошо себя зарекомендовали прицепы модели ПА. выпущенные заводом «Самоход» в Познани. В прицепе 29 мест для сидения, а максимальная вместимость его — 50 человек: собственный вес прицепа — 3370 кг, длина (без дышла) — 7 м , ши рина — 2,5 м, полная высота — 2,9 м, высота салона — 1,95 м. Кузов — с несущим основанием. Передняя и задняя панели штампованы из листа. Крыша сварена точечной ольское объединение П ного автомобильногосваркой из продольных лент; в ней сделаны два вентиляционных люка. Передние колеса прицепа — управляемые, поворотный механизм связан с дышлом и обеспечивает следование колес прицепа по колее колес автобуса. Задние колеса — сдвоенные. Шины 8,25—20. Тормоза с пневматическим приводом от системы автобуса-тягача: передние колеса оснащены отдельными тормозными камерами, на тормоза задних колес воздействует одна общая тормозная камера. Механический тормоз на задние колеса имеет независимый ручной привод. Подвеска — на продольных полуэллиптических рессорах. Электрооборудование 12- или 24-вольтовое. На высоте пола панели кузова снабжены защитным поясом с пластмассовым заполнителем. Дверь одно- или трехстворчатач с пневматическим при-Общий вид прицепа.водом, расположена посредине. Верхние стекла окон откидываются. Поворотный механизм передних колес.Планировка прицепа.