роходных автомобилей с такими двигателями. Поставленная перед фактом федерация осенью 1964 года вынуждена была принять решение о регистрации рекордов для автомобилей этого типа. Однако еще раньше, в 1963 году, американский гонщик и конструктор К. Бридлав показал на трехколесном автомобиле (рис. 2) с реактивным двигателем рекордную скорость 655 км/час. Реактивный двигатель автомобиля К Бридлава развивал силу тяги около 2350 кг. Осенью 1964 года борьба за рекорды вспыхнула с новой силой. Ареной ее стало соляное озеро в штате Юта (США). Г) рекордных заездах участвовали три гонщика на реактивных автомобилях. Сначала Т. Грин на «Вингфуте Экспрес-Наконец, 27 октября 1964 года А, Арфонс вывел «Зеленое чудовище» еще на один заезд, во время которого и была установлена рекордная скорость 875,69 км/час (в одном направлении средняя скорость составила 900 км/час). Подведем же итоги и еще раз назовем рекордные скорости для различных типов автомобилей: трехколесные с реактивными двигателями 846,7 км/час Рис . 2. Рекордный автомобиль К. Бридлава.ДОРОГИ без ПРИКРАСРезкими звуками нарушила тишину автомобильная сирена. Очередное происшествие... За последние несколько лет в Швейцарии было убито почти 17 тысяч человек и ранено более 86 тысяч. Число несчастных случаев возрастает с каждым годом. Среди тех, кто расстался с жизнью при авариях, здесь немало пешеходов. Швейцарцы — люди чрезвычайно дисциплинированные. И все же из 4546 погибших пешеходов более чем половине приписываются обвинения в нарушении правил движения. В чем тут дело? В Швейцарии существует такой порядок: в случае увечья или смерти пешехода страховая компания, в которой застрахована «виновная» машина, должна выплатить пострадавшему или его семье немалую сумму. Заинтересована ли компания в выплате денег? Конечно, нет. Вот ее представители и лезут из кожи вон, чтобы обвинить в несчастном случае прежде всего пешехода, избежав таким образом расходов. Если человека, переходившего улицу, автомобиль сбил даже на пешеходной дорожке, страховая компания «докажет» его виновность. Не удивительно, что отдел происшествий, занимающий в швейцарских газетах многие страницы, пестрит заметками: «Пешеход бросился под машину». Общий рост цен, и в частности удорожание ремонта автомобилей, приводит к тому, что многие их владельцы, если они по истечении определенного срока не меняют машины, часто вообще почти перестают следить за ними. Грязные, изношенные, скрипящие всеми «суставами» колымаги — не редкость на швейцарских дорогах. Не удивительно, что здесь порядочно столкновений именно из-за неисправностей автомобилей. Швейцария заслуженно гордится автострадой Женева — Лозанна. Каждый, кто проедет ло этой дороге, скажет: красиво, современно, удобно! Но автотуристу при этом не следует забывать: бетонное полотно дороги буквально пропитано соленым потом иностранных рабочих, преимущественно испанцев и итальянцев. Чужестранный безработный — дешевая рабочая сила. Его держат под постоянной угрозой увольнения: всегда есть два кандидата на его место. Иногда это швейцарский крестьянин, обездоленный сельскохозяйственными трестамиперекупщиками, а чаще всего другой иностранный безработный. Попытка защититься, объединиться с товарищами карается полицейскими мерами, арестами, обыском, высылкой. Таковы швейцарские дороги без грима, без прикрас. С. АЛЕКСЕЕВ.се» развил 668 км/час, но через три дня, 5 октября, А. Арфонс на «Зеленом чудовище» увеличил скорость до 698,7 км/час. Эта машина (рис. 3) приводится в движение реактивным двигателем «Дженерал Электрик», развивающим силу тяги 7200 кг. Длина автомобиля — 6,4 м, колесная база — 4,3 м. Вес — 2950 кг. Подвеска передних колес масляно-пневматическая. Задние колеса эластичной подвески не имеют. Их шины размером 7,00 — 18 работают с очень высоким внутренним давлением — 11 — 14 КГ/CMS. Колеса изготовлены из легкого сплава, а для торможения используются дисковые тормоза и два парашюта. В отличие от всех остальных рекордных машин автомобиль А. Арфонса двухместный. Кабина водителя расположена слева от двигателя, занимающего всю длину кузова; с противоположной стороны находится вторая кабина. Достижение Арфонса было первым рекордом реактивного автомобиля, официально признанным ФИА. 13 октября на соляном озере вновь появился К. Бридлав со своим трехколесным автомобилем. Сила тяги его двигателя была увеличена до 2600 кг. На зачетной дистанции была зарегистрирована рекордная скорость 766 км/час. Но гонщик посчитал, что скоростные возможности машины не исчерпаны и через два дня повторил заезд, который чуть не закончился катастрофой: крепление тормозного парашюта оборвалось, автомобиль по инерции ушел далеко за пределы испытательного участка и упал в канал, заполненный водой. К счастью, гонщик при этом не пострадал, а рекорд возрос до 846,7 км/час.(К. Бридлав); четырехколесные с поршневыми двигателями — 634 км/час (Дж. Кобб. установлен в 1947 г.); с газотурбинными двигателями — 648 км/час (Д. Кемпбелл); с реактивными двигателями — 875,69 км/час (А. Арфонс). Дальнейшее повышение скоростей автомобилей с приводом на колеса связано с большими трудностями. Быстроходность же реактивных автомобилей, повидимому. пока что не ограничена какими-либо пределами. Р ис . 3. «Зеленое чудовище».J_Иногда задают вопрос о значении абсолютного рекорда. На это можно ответить так: современный рекордный автомобиль — это высокое достижение инженерного искусства; оно требует решения многих задач, имеющих прямое отношение к прогрессу техники в будущем. Смелость же и мастерство гонщика, управляющего автомобилем на сверхвысоких скоростях, не нуждаются в комментариях. В. БЕКМАН, председатель технической комиссии Федерации автоспорта Ленинграда.эшкотмдег.жзддею&гжчАта»^^КАНАДСКИЕ МОТОСАНИа последние годы появились разнообразные индивидуальные снегоходньте машины, призванные заменить санные упряжки на Крайнем Севере. Одной из первых машин такого типа явились мотосани «Скайду». Они собраны на стальной раме и имеют одногусеничный движитель. Трансмиссия бесступенчатая, клиноременная. Одноцилиндровый двигатель рабочим объемом 250 смЗ расходует 1,85 л топлива в час. Рулевое управление мотоциклетного типа действует на пару коротких лыж, установленных впереди. Удельное давление на грунт 0,168 кг/сма. Кроме этого, выпускаются сани «Скайду» с двумя гусеницами. Другие канадские мотосани — «Хаски» представляют собой гусеничный тягач для лыжного прицепа. Корпус тягача — сварной стальной, гусеницы состоят из четырех лент армированного брезента, каждая пара которых соединяется деревянными планками, входящими в зацепЗление с зубьями ведущих звездочек. Двухтактный двигатель «Колер» (ФРГ) мощностью 8 л. с. связан ременной передачей со звездочкой в передней части тягача, откуда цепной передачей движение передается на поперечный вал ведущих звездочек гусеничного движителя. Скорость движения мотосаней достигает 40 км/час. Поворот осуществляется изменением угла между тягачом и прицепом. Сани с прицепом можно перевозить в багажнике автомобиля. Мотосани «Скайду» с двумя гусеницами.в*