ан создатьс по ртивнуюсекци ю?С таким вопросом к нам обратился от имени автомобилистов одного из предприятий г. Тбилиси Т. Самадашвили. Ответить ему мы попросили Бориса Михайловича ПАСХИНА — председателя совета автомотосекции, созданной при организации ДОСААФ и низовом коллективе «Спартак» автобазы «Скорой помощи» города Москвы. Что нужно для того, чтобы заниматься, скажем, волейболом? Мяч, натянутая на две стойки сетка и... желание. Это, так сказать, минимум. Но для такого же минимума в автомобильном спорте, помимо энтузиазма, нужен прежде всего автомобиль. Где его взять? С этим вопросом непременно сталкиваются любители автоспорта, пожелавшие создать секцию на предприятии или в учреждении. И решить его не так-то просто. Поэтому нередко случается, что у людей, горячо взявшихся за дело, при столкновении с трудностями опускаются руки. Иногда они просто не знают, как ис чего нужно начинать. На нашей автобазе «Скорой помощи» несколько лет назад тоже начинали, как говорится, с нуля. И у мае были скептики, которые безнадежно разводили руками. А теперь? Спортивный коллектив объединяет свыше 300 человек. Большинство из них — разрядники. В минувшем году в коллективе двум спортсменам присвоено звание мастера спорта. На первенстве СССР по шоссенно-кольцевым гонкам водители нашей автобазы завоевали серебряную и бронзовую медали. Эти успехи говорят сами за себя. Итак, за что же практически нужно браться при создании секции? Автомобильный спорт культивируют организации ДОСААФ, а также некоторые спортивные общества — «Спартак», «Труд», «Калев», «Даугава». Группа энтузиастов на предприятии или в учреждении обращается в комитет своей первичной организации ДОСААФ ис его помощью оформляет спортколлектив в районном или городском комитете ДОСААФ (ДСО). Но это самая легкая часть дела. Гораздо сложнее — изыскать возможности для приобретения или постройки спортивной техники. Здесь можно рассчитывать на материальную помощь ваводских комитетов профсоюза и ДОСААФ, спортивного клуба предприятия, .района или огорода, а также автомотоклубов. Эти организации имеют юридическое право покупать и содержать автомобили для спортивных целей. Материальную поддержку секции может, конечно, оказать и дирекция предприятия. Следует иметь в виду, что автомобили разрешено приобретать из числа изношенных (но не списанных) машин, а затем своими силами восстанавливать их н реконструировать, чтобы они отвечали требованиям к спортивным машинам. Именно так и поступила наша секция. Иэ машин, Непригодных к дальнейшей эксплуатации в автохозяйствах столицы, клубу било продано (по вполне доступной цене) несколько «Москвичей», на которых выступают теперь наши спортсмены. Если есть материальные возможности и производственная база, то можно самим приступить к постройке гоночного или спортивного автомобиля, закупив через комитеты ДОСААФ основные узлы и агрегаты. Если есть один автомобиль, то уже можно начать спортивные занятия и соревнования. Самое доступное — фигурное вождение и состязания на экономию топлива. На :первых порах у нас на старты «фигурки» (ее, кстати, можно проводить на одном автомобиле) приходило несколько водителей. Теперь же регулярно разыгрываются первенства колонн и автобазы, а победители участвуют в городских соревнованиях. К более сложным состязаниям — гонкам на ипподроме, шоссейно-кольцевым гонкам — мы допускаем только квалифицированных спортсменов, причем тренируются они в городском автоклубе «Спартак». И дирекция и общественные организации автобазы помогают нашей секции. Они видят в автоспорте средство воспитания хороших, дисциплинированных водителей. Нам могут сказать: автоспорт в автохозяйстве — дело само собой разумеющееся. Это, конечно, верно. Но мы можем привести примеры, когда секции по техническим видам спорта успешно действуют и «а заводах, и на фабриках, и в институтах. Особенно много их появилось в минувшем году, когда началась III Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта. Все зависит от энергии и настойчивости спортсменов, от их умения работать самостоятельно. Занятия автомобильным спортом требуют от спортсменов больших знании и воли. И если эти качества будут в полной мере проявлены при организации спортивной секции, то можно с уверенностью сказать, что такая секция будет жить полнокровной спортивной жизнью.влево по ходу примерно на 65—70 градусов (рис. 4), что соответствует положению его на вираже. По месту касания покрышки с горизонтальной плоскостью определяется расположение крайнего, виражного ряда. Начиная с намеченной точки и дальше, вращая колено, мелом или цветным карандашом наносят линию виражного ряда. На демонтированных шинах по предлагаемым схемам (рис. 5) сверлят или прожигают отверстия, которые по диаметру на 1,5—2 мм меньше шипа. Рис. МЛ J&_ Jil. 1. Шип.*?АЯ притупит*MSРис. 3. Шайба.ш(.-1Влз_Р ис . 2. Гайка крепления шипа.Р ис . 4. Расположение виражного ряда шипов.О ВКп ок рыЧитатель В. Калашников из г. Александровека Пермской области просит рассказать о шиповке покрышек для гонок по ледяной дорожке. Слово для ответа предоставляем мастеру спорта Анатолию ЕГОРОВУ. Прежде всего 'приведем выдержку из правил соревнований по льду: «размеры шин заднего колеса мотоцикла, подготовленного к соревнованиям по льду, могут быть следующими: 19x3,25; 19X3,60; 21X3,00; 22x2,75. Размеры шин переднего колеса произвольные. Для гонок по ледяной дорожке должны быть установлены сталыые шипы длиной не более 32 мм». Опыт советских ледовиков, завоевавших славу сильнейших в Европе, позволяет рекомендовать наиболее удачный вариант шипов с шайбами. Изготовлять шипы (рис. 1) и гайки к ним (рис. 2) следует из стали 45 на токарном станке. Острую часть шипов нужно закаливать до твердости 53—55 по Роквеллу, чтобы они не были хрупкими. На стержень шипа с тыльной стороны навинчивается шайба (рис. 3) с таким расчетом, чтобы выступающую из нее часть шипа можно было расклепать или же приварить. Для этого достаточно 1,5 мм. Подбор высоты шипа зависит от состояния ледяной дорожки, а также класса машин (мы даем рекомендацию для мотоциклов 350 и 500 смЗ). Если температура низкая (8—15 градусов) и лед ровный, то лучше выступающую часть шипа сделать высотой 26—28 мм. При более высокой температуре, когда лед становится рыхлым, ее следует увеличить, не забывая, однако, при этом, что удлиненные шипы требуют и большей затраты мощности двигателя. Как установить шипы? Протектор покрышки надо срезать до 1—2 мм от корда. После этого на ней остается лишь силуэт рисунка протектора. Когда покрышки монтируются на колеса, давление в шинах доводят до 3—4 атмосфер. Собранный мотоцикл нужно наклонитьПри установке шипов между ними и покрышкой помещают прокладку (например, из старого- пожарного рукава) по всей внутренней поверхности покрышки. Шип через прокладку вставляют в приготовленное отверстие И на него навинчивают гайку (для уменьшения выступающей части шипа можно использовать утолщенную прокладку). Между камерой и шипами устанавливают такую же прокладку. Камеру рекомендуется брать на размер меньше положенной для данной покрышки (например, вместо 19-Х3.50 — 19x3,25). Гайки окончательно затягивают «осле того, как Колесо смонтировано и накачано. Во время соревнований необходимо постоянно контролировать затяжку гаек, чтобы они не ослабли. Для мотоциклов классов 125 и 175 смэ шины зашиповывают таким же способом, только шипы делают на 1 мм тоньше и на 3 мм короче. Р ис . 5. Схемы расположения отверстий под шипы на задней (слева) и передней (справа) покрышках.19