28
29
НОВОЕ В «ВЯТКЕ»Какие изменения внесены в HO:ICTрукцию мотороллеров «Вятка»? На этот вопрос, заданный читателем А. Лободой из Полтавы, отвечает начальник ОТК завода.В. Дыдалев. Выпускаемые в настоящее время мотороллеры имеют существенные констуктивные изменения отдельных узлов. лучшено крепление маховика (шпоночный паз перенесен в утолщенную часть профиля кулачка) и сцепления. Соответственно изменена конструкция коленчатого вала (уменьшен диаметр резьбы и перемещен шпоночный паз крепления маховика). В производственных условиях окончательная обработка и балансировка маховика производится в сборе с кулачком. Чтобы обеспечить нормальную работу двигателя мотороллера после установки маховика новой конструкции, необходимо заменить на новые коленчатый вал и сцепление.Завод считает, что наиболее рациональным является раздельный привод тормозов на переднюю и задние' оси автомобиля, как это осуществлено на автобусе ЗИЛ-127 и на ряде специальных легковых автомобилей, к . которым предъявляются повышенные требования по надежности тормозов. На автомобилях массового выпуска установка таной системы нецелесообразна из-за ее сложности и дороговизны. Включение в тормозную систему всевозможных упрощенных механизмов, отключающих ее поврежденную часть, для конструкции вредно, поскольку такие механизмы, как правило, сами быстро выходят из строя в различных эксплуатационных условиях и нарушают работу тормозной системы в целом.ПОСЛЕДНЯЯ ФОРМУЛИРОВКА ТОЧНЕЕН. Тельманов из г. Челябинска нашел разночтения в Правилах движения и их щроекте и заинтересовался, 'почему в (Правилах в определении главной улицы записано «где движение автомобилей возможно в два ряда и более вданном направлении», тогда как в проекте стояли слова «в каждом направлении». Новая формулировка точнее отвечает современной практике организации движения. Ведь на улицах с односторонним движением, которых в наших городах становится все больше и больше, не будет двух направлений движения, а только одно — д анное . По новым Правилам улица с односторонним движением автомобилей в два ряда и более главная по отношению к улице с двухсторонним однорядным движением. Если же принять формулировку «в каждом направлении», водители могли бы ошибочно посчитать такие улицы равнозначными.ЕСЛИ ПОЯВИЛАСЬ ТРЕЩИНАС. Карпов, владелец мотороллера «Вятка» из г. Пикалево Ленинградской области, столкнулся с такой неисправностью: в опорном диске сцепления появилась трещина по пазу. Как отремонтировать его? Опорный диск сцепления, имеющий трещины по пазу, можно восстановить, запрессовав бронзовую или каленую стальную втулку на шейку диска, по которой катятся игольчатые ролики. Разумеется, надо предварительно удалить ролики.ЗАМЕНА НЕВОЗМОЖНАМожно ли цилиндр двигателя К-175 поставить на двигатель К-175А7 — с таким вопросом обратился в редакцию читатель В. Гагилев из г. Первоуральска. Испытаниями, проведенными после внедрения в производство двигателей К-175, было установлено, что гильза цилиндра не обладает достаточной жесткостью. Поэтому на следующей модели — К-175А толщина ее стенки была увеличена (при сохранении внутреннего диаметра), а следовательно, увеличен диаметр горловины картера. При установке цилиндра К-175 на картер двигателя К-175А нарушается нормальное наполнение его горючей смесью, что приводит к потере мощности. Цилиндр двигателя К-175 не годится для двигателей всех последующих выпусков.МОЖНО И БЕЗ КУРСОВВ г. Воркуте организовали обязательные платные курсы по пересдаче экзаменов по правилам движения. Правильно ли это? — спрашивает читатель Ю. Пращук.ВТОРОЕ ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦОЧитатель Ю. Михайлычев из г. Павлове опрашивает, целесообразно ли устанавливать второе кольцо на поршень двигателя Д-4. Отвечает заместитель главного конструктора ЦКЭВ мотоциклостроения С. ИваницкиЙ. Установка второго поршневого кольца не даст увеличения мощности, но позволит предотвратить снижение ее, ноторое наступает из-за пропуска газов при износе цилиндра и поршневого кольца'. В модернизированном двигателе Д-5 завод, выпускающий его, устанавливает два поршневых кольца, а не одно, как это было в Д-4. Б0льшая часть двигателей рабочим объемом 50 смз имеет по два компрессионных кольца, а отдельные модели (например, Ш-50 — двигатель мопеда «Рига-1») даже по три. Как правило, поршневые кольца двухтактных двигателей предохраняются от проворачивания в канавках поршня специальными штифтами (так было и на двигателе Д-4).НЕОПРАВДАННАЯ СЛОЖНОСТЬЧитатель А. Чистяков из Хабаровского края поделился с редакцией своими соображениями об отключении поврежденной части трубопровода тормозной системы. Заместитель главного конструктора Московского автозавода им. Лихачева Г. Феста так оценивает эту мысль. Идея отключения поврежденной части трубопроводов тормозной системы новизны не представляет. На наш завод по этому вопросу поступает очень большое количество предложений с самыми разнообразными вариантами конструктивных решений.Конечно, неправильно. Платные курсы или семинары могут существовать, но дело это добровольное, и заставлять водителей в обязательном порядке посещать такие занятия никто не имеет права. Мы уже писали о том, что изучение новых правил движения должно вестись с шоферами-профессионалами силами ОТЛИЧИЙ МНОГО инженерно-технических работников автохозяйств, а с автолюбителями — в осЧитатель Н. Набатяиков из Ташкенновном на семинарах, проводимых на та спрашивает, чем отличается мотообщественных началах (при автомотоцикл «Урал-2» от мотоцикла «Урал». клубах, в первичных организациях Отвечает ему главный конструктор ДОСААФ), и не сводиться к различного Ирбитского мотоциклетного завода рода переэкзаменовкам. Эти администраА. Федоров. тивные меры весьма далеки от той кропотливой разъяснительной работы по У мотоцикла «Урал-2» полностью избезопасности движения, которую надо менена подвеска заднего колеса — ввепостоянно вести среди водителей-професдена маятниковая подвеска на пружинсионалов 'И любителей, таким, если хоно-гидравлических амортизаторах взатите, заочным семинаром является, намен свечной. Новая выпускная система пример, серия статей в нашем отличается от старой. Бензобак (без ин«Водителю о новых правилах». журнале струментального ящика) имеет совершенно новую форму. Значительно отличаются от прежних подвеска колеса коЧТО ТАКОЕ «САМОВОЛЬНОЕ ляски, профиль щитков, ветровой щиток, зеркало заднего вида. Первое время на ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ»? мотоциил будет устанавливаться двигатель М-62, в дальнейшем модернизация коснется и его. Модернизация направлеВ Положении о Государственной на на увеличение надежности, долговечавтомобильной инспекции говорится, ности мотоцикла, улучшение технологиччто водитель может быть оштрафоности и снижение трудоемкости произван за «самовольное переоборудоваводства. ние транспортного средства». Что подразумевается под этими словами? Какое переоборудование в машине можно делать без специального разрешения ГАИ? — спрашивает М. Искорнов из г. Ставрополя. ПО СИГНАЛУ Под словами «самовольное переоборудование» понимаются коренные переделАВТОИНСПЕКТОРА ки в конструкции авто.мобиля — смена силового агрегата, мостов, изменения в Как нужно останавливать автомокузове и т. п. На все такие работы надо биль по требованию сотрудника миполучить специальное разрешение ГАИ. лиции или общественного автоинспекЗапрещена также установка фар-прожектора? — с таким вопросом обратился торов, фар-искателей и других дополнив редакцию читатель С. Бугаев из тельных фар (кроме противотуманных), г. Червень Минской области. если она не предусмотрена заводом-изготовителем. Допускаются различные Остановка автомобиля, как и любого усовершенствования, повышающие мощдругого транспортного средства, по сигность двигателя, облегчающие его пуск налу сотрудника милиции (общественно(замена карбюратора, системы управлего автоинспектора, дружинника) требует ния им, установка подогревателя и т. п.). выполнения всех принятых для этого В интересах безопасности движения разманевра правил, то есть подачи предурешено применение на автомобилях разпредительного сигнала, перестроения и личных устройств, которые улучшают т. д. Разумеется, она возможна лишь в обзорность и сигнализацию при маневтех местах, на которые не распространярировании (установка опрыскивателя ются запрещения 58-й статьи Правил. стекол, зеркал бокового вида, дополниЭто, так сказать, общее положение. тельных указателей поворота и т. п.). Однако оно допускает и некоторые исключения. Регулировщик может, например, подать сигнал остановки для пропуска спецмашин, пешеходов, органиПОЛОЖЕНИЕ ДЕЙСТВУЕТ зованных колонн. В первом случае водитель должен остановиться прямо там, ВО ВСЕХ РЕСПУБЛИКАХ где его застал сигнал остановки, во втором и третьем — в 5 метрах от регулиЧитателя из г. Львова В. Дубинина ровщика. Наконец, при необходимости интересует, действует ли новое полосотрудник милиции может сам указать жение о присвоении квалификации водителю место остановки (пусть даже с водителя на территории УССР. отступлением от существующих правил). Понятно, что водитель должен выполнить Действует. Оно является единым для и такое распоряжение. всех республик, краев и областей.28 О ПРАВОМ ПОВОРОТЕВ. Осипов (ст. Акыр-Тюбе, Джамбулской области) просит разъяснить, как ло новым Правилам делать правый поворот в сторону смещенных трамвайных путей. Поскольку всякое движение транспортных средств на красный сигнал светофора теперь запрещено, такой поворот выполняется, как и все повороты, на зеленый сигнал. При этом полагается уступать дорогу трамваю. Там, где трамваи. ное движение невелико, такие взаимные помехи возникают не часто, поэтому вводить какие-либо дополнительные правила не имеет смысла. Что касается улиц с интенсивным трамвайным движением, то организаторы движения должны позаботиться о том, чтобы здесь при повороте трамвай и нерельсовые транспортные средства не могли двигаться одновременно. Для этого светофор должен быть оборудован дополнительной секцией, а правый поворот нерельсового транспорта осуществляться на «стрелку».ПОДРОБНОСТИ О ПОДОГРЕВАТЕЛЕЧитатели Г. Сурент, Л. Кабан, Б. Макаренко '(Ленинград), Н. Бурков (Караганда), Ф. Штоль (Темир-Тау), Р. Бутов (Волгоград), В. Кудрявцев (Ставрополь), П. Голобородько (Северо-Еннсейский), Е. Линцер, В. Кузьмин (Николаев), В. Красноцветов, Ю. Зубов, Н. Каширин |(Москва) и многие другие интересуются подробностями конструкции и технологии изготовления, эксплуатацией и усовершечстволь'шами индивидуального подогреватели конструкции Н. А. БобНова, о котором шла речь на десятом и тринадцатом заседаниях клуба «Автолюбитель» W3* рулем», 1964, JA 10; 1965. № 1).изменить угол наклона воздушного патрубка. Малогабаритный мотор с вентилятором можно установить непосредственно на подогревателе (рис. 1). Оптимальный диаметр камеры сгорания — 60 мм, а расстояние от конфузора до первой конвекционной трубки 5 —ТАКОГО ПРАВИЛА ТЕПЕРЬ НЕТA. Смишука из г, Арзамаса интересует, действует ли на узких улицах правило стоянки на стороне домов с четными номерами. Нет, такого правила сейчас не существует. На узких улицах водитель может остановиться на любой стороне, но, оставляя автомобиль, он обязан полностью убедиться, что его машина не помешает другим водителям. Надо оставить между стоящими автомобилями такую дистанцию, чтобы не сделать невозможным движение по улице автомобилей, троллейбусов или трамваев.ГЛАВНОЕ — ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОСТЬКак быть, если в некоторых случаях даже остановка делает невозможным движение других автомобилей? — этот вопрос задает Р. Амиров из г. Челябинска. Действительно, Правила движения запрещают в таких случаях лишь стояниу автомобилей. Ошибки здесь нет. Ведь нельзя даже на узких улицах запретить кратковременную остановку транспортного средства, скажем, для посадки или высадки пассажиров. Ничего не сделаешь: в этом случае двигающимся сзади или навстречу придется несколько секунд, а может быть, минуту-другую подождать. В подобных ситуациях надо полагаться и на взаимопонимание и предупредительность водителей. Каждый, кто вынужден остановиться в узком месте, должен, стараться сделать это так, чтобы не создавать неудобств и препятствий другим.НЕОБХОДИМО СПЕЦИАЛЬНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕB. Токарев из г. Ачинска спрашивает, можно ли с удостоверением водителя автомобиля управлять и мотоциклом. не сдавая перед этим специальных экзаменов. Нет, нельзя. Надо получить в ГАИ удостоверение водителя мотоцикла, при всей схожести этих машин и общности происходящих в них процессов техника вождения мотоцикла имеет свою специфику и требует иных приемов и навыков. Именно экзамен по вождению и надо выдержать водителю автомобиля, чтобы получить удостоверение водителя мотоцикла.ПУТЕВОЙ ЛИСТ НУЖЕННужно ли оформлять путевой лист на водителя-любителя, если ему по условиям производства приходится управлять грузовым автомобилем? — этот вопрос задает И. Гнида (Новоархангельский каскад ГЭС Кировоградской области). Разумеется. Путевой лист является основным документом, по которому учитывается время и характер работы автомобиля.ТОПЛИВНЫЙ БАЧОК лучше более широкий, чтобы меньше изменялся уровень при работе подогревателя. С этой же целью его надо располагать повыше: понижение уровня в бачке будет незначительным относительно общей высоты. УСТАНОВКА ДОЛЖНА БЫТЬ ВЫПОЛНЕНА ОЧЕНЬ ТЩАТЕЛЬНО: никаких подтеканий, плохих соединений в топливных путях. Пути провода горячих газов не должны проходить вблизи бензонасоса (или под ним). Горение нужно отрегулировать (иглой) так, чтобы пламя не выходило за пределы подогревателя. ПИТАНИЕ ТОПЛИВОМ при помощи Отвечает автор. электробенэонасоса и поплавковой камеры с электромагнитным клапаном (например, от отопителя «Запорожца») безНА ЛЕТО СНИМАТЬ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ опаснее в противопожарном отношении, НЕ НУЖНО: практически он никакого чем бачок. Безопасность зависит от тщавлияния на тепловой режим двигателя тельности изготовления и сборки всей не оказывает. Наоборот, для сохранения системы, и в частности электрической двигателя в холодные дни им можно схемы. Дополнительное сопротивление воспользоваться. Снять нужно поддон. Rj позволяет уменьшить число витков Зимой он полезен — создает теплоизоспирали свечи (увеличивает ее жестляцию масляного картера; летом — мокость) и, будучи установлено в поле зрежет привести к перегреву масла. ния (в безопасном месте), показывает ПОДДОН КРЕПИТСЯ винтами креплеработу свечи и степень её накала. ния масляного картера. Для облегчения его монтажа (на «Москвичах») полезно В КАЧЕСТВЕ ДАТЧИКА МАКСИМАЛЬснять правую рулевую тягу. На 403-ю НОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ЖИДКОСТИ (ДМТ) модель первых партий (с двигателем применен датчик 1 температуры воды 407Д) подойдет тот же, что и для 407-й ТМ-3, в котором удаляется обмотка бимодели (см. «За рулем», 1964, № 10). Для металлической пластинки, а сама плаболее поздних — с двигателем 407Д-1 — стинка присоединяется к Выводной клемнужно промерить и внести изменения. ме. Биметаллическая пластинка вместе В принципе на 403-й модели подогрес выводной клеммой монтируется в резиновую пробку 2и ею же центрируется ватель может крепиться: на левом брызв корпусе датчика. При необходимости говике или к кронштейну площадки акможно быстро вынуть пластинку, отрекумулятора, или под генератором (спегулировать и зачистить контакты. Датциальным кронштейном) к приливу карчик регулируется на температуру 60 — тера двигателя (с отверстием). 80 градусов (лучше 70—80 градусов). МОНТАЖ ПОДОГРЕВАТЕЛЯ НА ДВИГАДатчик типа ММ-7 использовать нельзя, ТЕЛЕ (если удастся хорошо выполнить) так как у него нормально разомкнутые ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ: уменьшается длина контакты. Можно применить ртутный шлангов (гидравлические потери), что датчик промышленного изготовления. Это сокращает время прогрева. Это сообраобычный ртутный термометр с впаянныжение нужно учитывать при установке ми контактами. Он надежнее биметаллиподогревателя на другие модели (М-20, ческого. М-21). Кроме того, нижняя часть подогревателя должна быть (чем больше, тем Датчик ввинчивается в специальный лучше) ниже нижней точки выхода хопереходный штуцер 3, который вмонтилодной воды из рубашки двигателя. рован в шланг подвода холодной жидкоМОЖНО ПРОГРЕВАТЬ И ПРИ ОТКРЫсти к подогревателю. Этот шланг, переТОМ КРАНЕ ОТОПИТЕЛЯ КУЗОВА (можно ходный штуцер, корпус подогревателя и включить и вентилятор). При этом тольшланг отвода горячей воды тщательно ко увеличится время прогрева. утепляются. Кстати, еще раз: поскольку для ускоРЕЛЕ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВрения прогрева жидкость не пропускаетЛЕНИЯ. Р1 — реле промежуточное типа ся через радиатор, в системе должна РП-2 (с двумя парами контактов) регубыть незамерзающая жидкость. лируется на напряжение срабатывания ВЕНТИЛЯТОР ОТОПИТЕЛЯ (от М-20 или 9,5 — 10,0 в; Р2 —/промежуточное реле по ГАЗ-51) может быть установлен в любом току типа РП-2 /— наматывается новая удобном месте, помимо указанных о № 10 обмотка проводом ПЭЛ диаметром 1,0 мм и № 1 журнала. Для этого необходимо примерно 10 м («ток контактов» — 10 а); РЗ — промежуточное реле типа РП-3 (с тремя парами контактов) — наматывается новая обмотка проводом ПЭЛ диаметР ис . 1. Подогреватель с установленром 0,23 мм, чтобы сопротивление обным ДМТ: 1 — корпус датчика ТМ-3 мотки было около 24 ом; Р4 — проме(ДМТ): 2 — резиновая пробка; 3 — пережуточное реле типа РП-3 — регулируетходный штуцер. ся на напряжение 9,5—10,0 в. В ДОПОЛНЕНИЕ К СВЕЧЕ НАКАЛИВАНИЯ МОЖНО УСТАНОВИТЬ ИСКРОВУЮ СВЕЧУ, которая сократит время и повысит надежность пуска подогревателя. В этом случае свеча накаливания будет работать как испаритель 'топлива, а искровая свеча — воспламенять топливо, полностью устраняя возможность выброса пламени из подогревателя в период пуска. Время пуска при этом снижается до 2—5 секунд, резко снижается расход тока через свечу накаливания и повышается срок ее службы. Искровая свеча вместе со свечой накаливания дает возможность ПУСТИТЬ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ ДАЖЕ ПРИ РАЗРЯЖЕННОМ АККУМУЛЯТОРЕ. Устройство камеры сгорания с искросбечи нака/шЬания вой свечой показано на рис. 2. У разборной 14-миллиметровой свечи (от чешских или венгерских мотоциклов) отрезают Рис . 2. резьбовую часть. В камере сгорания деКамера лают отверстие, вставляют сам корпус и сгорания приваривают, как показано на рис. 2. с добавочной Точного положения корпуса свечи не искровой требуется, так как к центральному элексвечой. троду свечи приваривается дополнительный отрезок стальной проволоки диаметром 3 мм такой длины и так изгибается, чтобы искровой разряд происходил у основания скобы распылителя над металлической сеткой (см. рис 1в Hi 1 журнала за 1965 г.).