ГТТП/^Г^^/ТЛГУТГУП/туду/т•Когда обсуждалась программа III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта, не все были уверены в том, что в нее следует включать шоссейнокольцевые автомобильные гонки. Но минувший спортивный сезон рассеял сомнения; этот вид соревнований, несмотря на сложность, получает все большее распространение. Никогда еще у нас в стране не проводилось столько кольцевых гонок, как в первый год спартакиады, никогда еще старты не были столь многочисленны, а результаты так обнадеживающи. В этом номере мы предоставляем слово инженеру Л. Шугурову для оценки конструкций спортивных и гоночных автомобилей, созданных в прошлом году. Редакция полагает, что эта статья поможет клубам и спортсменам в подготовке к финальным стартам спартакиады. тырехступенчатая коробка передач — у ленинградцев М. Ковалева и В. Зеленнова. Напомним, кстати, что Ковалев стал чемпионом страны, а Вишняков занял второе место. Решающее значение в гонках, наряду с мастерством водителя, имеет мощность двигателя. Поэтому отрадно было наблюдать, что подготовке двигателей участники соревнований 1964 года уделяли большое внимание. Если в прошлом на машинах наших спортсменов редко встречались четырехцилиндровые двигатели с четырьмя карбюраторами, то на чемпионате из 14 гоночных автомобилей формулы I девять имели по четыре мотоциклетных карбюратора. При этом можно было увидеть большое разнообразие; К-99М, К-28В, К-36. «Пиков» (от «Явы»), БФФ (от мотоциклов МЦЕТ) и даже «делль Орто». Прежде считали, что рядовому спортсмену невозможно без стенда, «на дороге» правильно отрегулировать четыре карбюратора. Однако из упомянутых девяти машин пять были подготовлены коллективами, не располагающими стендами. Преимущества четырех карбюраторов получили в минувших гонках бесспорное подтверждение. На машинах четырех наиболее сильных гонщиков, выступавших в группе В (серийные «Москвичи»), — В. Бубнова, Н. Аполлонова, А. Ламина (спортклуб «Москвич»), И. Астафьева (спортклуб «Сирена») — были четырехнарбюраторные двигатели. Чемпион СССР 1964 года на автомобилях свободной формулы эстонец Г. Саарм танже выступал на машине с четырьмя карбюраторами. Интересную новинку показал на чемпионате Таллинский авторемонтный завод. В форсированном им двигателе «Москвич» были заварены старые впускные каналы в головне и отдельные водяные полости. Новые каналы, образующие с плоскостью разъема головки больший угол, чем прежде, обеспечивают более выгодную с точки зрения наполнения цилиндров форму канала. На этом же двигателе применена система зажигания без генератора с четырьмя отдельными катушками и прерывателем собственной конструкции. Что насается форсированных двигателей «Волга», установленных на гоночных автомобилях свободной формулы, то небезынтересно отметить, что некоторые из них (подготовленные, в частности, ленинградцами) имели увеличенный рабочий объем (до 3 л) за счет установки больших по размерам поршней и гильз. Отдельные двигатели, например автомобиля Ю. Вишнякова, развивали до 120 л. с. Московский автозавод им, Лихачева для выступления в группе автомобилей свободной формулы реконструировал два спортивных ЗНЛ-112. Обе машины имели в этом году систему свободного выпуска, а одна — дисковые тормоза на все колеса. Один из автомобилей был снабжен форсированным двигателем «Чайка» мощностью 199 л. с , другой — двигателем ЗИЛ мощностью 220—230 л. с. Особо следует сказать об автомобилях «Мелькус-Вартбург» производства ГДР. На первенстве страны было представлено 11 таких машин. Эти автомобили, и в частности их двигатели, работают с крайне высокими нагрузками, чем и объясняется частый выход из строя их деталей и узлов. К сожалению, запасных частей к ним у нас практически нет, иак нет и специальных 18-миллиметровых свечей и гоночных шин «Пневмант», без которых невозможно нормально эксплуатировать «Вартбурги». Любопытно, что В. Птушкин — чемпион СССР 1964 года по гоночным автомоби-РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ФИНИШАавно закончился напряженный сезон кольцевиков. Давно замолкли двигатели; автомобили стоят в боксах, но не утихают споры вокруг достоинств и недостатков машин, регламентации соревнований. Характерной чертой минувшего сезона явились поиски нового, отход от тех Конструктивных решений, которые еще год назад удовлетворяли спортсменов. Это в первую очередь относится к гоночным автомобилям формулы Iи свободной формулы. Нашедшая несколько лет назад приверженцев, и довольно многочисленных, компоновочная схема гоночного автомобиля с передним расположением двигателя, цдиагональным карданным валом и зависимой задней подвеской на поперечной рессоре уже не представляется столь;.пи'ивлвкательной, как прежде. Выяснилось, что заднее расположение двигателя позволяет заметно снизить вес, превышающий у многих машин свободной формулы 600—700 кг, а независимая задняя подвеска представляется особенно заманчивой для таких трасс, как Невское нольцо. Из 14 гоночных автомобилей формулы I, которые выступали в минувшем первенстве страны, восемь имели заднее расположение двигателей и независимую подвесиу задних колес. Среди гоночных автомобилей свободной формулы (их было 22) новые тенденции не получили столь широкого распространения; пока только три машины имели здесь независимую заднюю подвеску и лишь одна была с задним расположением двигателя. Наиболее интересными из гоночных автомобилей с современной компоновочной схемой были, безусловно, «Эстония-12» (формула I) и «Эстония-13» (свободная формула). Их отличают заднее расположение двигателя, узний кузов и полулежачая посадка гонщика. Все, буквально до последнего винтика (если не считать двигателя и некоторых серийных узлов) изготовлено на Таллинском авторемонтном заводе. Коллектив из девяти конструкторов начал проектировать эти машины в декабре 1963 года, а в июле закончилась их постройка, В чемпионате страны новые модели не заняли хороших мест, так как они были готовы только перед вторым этапом и, по существу, еще не доведены. Но гораздо важнее, что после доводки и проверки на соревнованиях завод намерен выпустить серию таких машин для клубов и спортивных организаций. У обоих эстонских гоночных автомобиДлей много общего в конструкции. Коробка передач пятиступенчатая. Конструкторы использовали картер неробки передач автомобиля «Запорожец», однако вея «начинка» ее — шестерни, валы и т. д. — изготовлена заново. Передняя подвеска на «Эстонии-13» имеет убранные внутрь кузова пружины и амортизаторы. Тормозные барабаны расположены в наружной части колес и хорошо обдуваются встречным потоком воздуха. На обеих машинах применены уширенные обода колее оригинальной конструкции. При размере шин 5,20—13 («Эстония-12») и 5,90—13 («Эстония-13») ширина обода составляет около 150 мм, что позволяет получить более высокое сопротивление шин уводу и улучшить управляемость на поворотах. Оба автомобиля имеют почти идентичные задние подвески типа «Лотос», реечные рули, радиаторы с поперечным потоком воды, рамы из труб диаметром 35 мм (сталь ЗОХ). Сухой вес автомобилей 480 — 500 кг. Легкий бензобак расположен над ногами гонщика. Автомобили эти, конечно, нуждаются в доработке. Несовершенна, например, конструкция сиденья. Водитель свободно перемещается в боковом направлении и не может поэтому полноценно управлять машиной на поворотах. Пока еще неудовлетворительна кинематика подвески (что хорошо видно при прохождении поворотов), мал масляный радиатор. Все эти недостатки можно легко устранить при доводке конструкции, и в наступившем году, по-видимому, с машинами «Эстония-12» и «Эстония-13» придется считаться всерьез. Заслуживает внимания легкий и компактный гоночный автомобиль формулы I, на котором выступал ленинградский спортсмен А, Гулер. Он представляет собой переделанное под установку двигателя «Москвич» шасси пятисотки «Эстония-3». На подавляющем большинстве гоночных автомобилей свободной формулы установлены узлы автомобиля «Волга» и, в частности, трехступенчатые коробки передач, которые но позволяют полностью использовать возможности двигателя. Приятным исилючением явились лишь автомобили ленинградца Ю. Вишнякова и москвича В. Виноградова. На первом стояла четырехступенчатая коробка, переделанная из стандартной «волговской», а на втором — четырехступенчатая коробка «Моеивича-407». Среди спортивных автомобилей, которые построены в основном также на базе узлов «Волги», лишь у двух была че«ЗАДНЕМОТОРНЫЕ» НАСТУПАЮТЧЕТЫРЕ КАРБЮРАТОРА ПРИНОСЯТ УСПЕХДАЙТЕ ЗАПЧАСТИ К «ВАРТБУРГAM»!САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ — СЕРИЙНЫЕ14